Штурвал или ручка?

Если анализировать советские самолёты к примеру ЯК-12А то он эксплуатировался в ГВФ и на нём стоял штурвал,а на ЯК-12М он эксплуатировался военными и ДОСААФ и на нём стояла ручка. Также ЯК-18Т учебная парта для ГВФ.
 
И всё-таки ...

Мне  кажется  обсуждать  -  штурвал  или  ручка  - 
- без  привязки  к  конкретному  самолёту -  бессмысленно.

Вам  на  такой  самолёт  штурвал  понадобился  ?   :


«woodhopper»

А  может  на  такой ?  Ручку ?


«ИЛ 14»
 
Lapshin писал. 20.05.13 :: 23:21:18:
При входе в кабинет сверху - лучше ручка; при входе сбоку - штурвал, вытягивающийся из приборной доски. Кроме того: на дальних перелетах удобнее штурвал, а при маневренном полете - ручка, может быть, и боковая.

A36FLY писал:  Полная фигня!
Рассматривается не проектирование с точки зрения конструктора, а пилотирование, с точки зрения пилота!»

Да, Владимир Павлович, с точки зрения ПИЛОТА проектирование и всякое там конструирование это Полная техническая фигня!
Но все же попробую про это написать.
О ручке управления амфибии СК-12 «Орион»
Управление самолета выполнено дублированным и осуществляется при помощи общей ручки управления (РУС), двух постов РУД и педалей. РУС типа «Дуэт» с двумя рукоятками оригинальной конструкции, не имеющей аналогов. По расположению левой рукоятки и карданного шарнира РУС занимает среднее положение (для левого пилота) между обычной и боковой. Причем, в нейтральном положении рукоятка РУС  совпадает с положением и наклоном правой рукоятки штурвала. Такой штурвал с [ch923]-образным расположением ручек считается наиболее эргономичным. В отличие от рукоятки штурвала на такую РУС можно опираться одной рукой, как на трость.
Не требуется такое большое пространство между ногами летчика и между педалями, как при обычной РУС. «Полубоковую» РУС в отличие от боковой удобнее перехватывать левой рукой, когда правой нужно убрать или выпустить закрылки. РУС не мешает при посадке в кабину сбоку (и сверху), при вынужденной посадке не травмирует пилота и инструктора в области паха. Для инструктора правая рукоятка РУС является боковой. Боковая ручка уже более 20 лет применяется на истребителях и аэробусах. Боковая ручка повышает точность и комфорт пилотирования, освобождает жизненное пространство, улучшает обзорность приборной доски – все эти факторы оказывают непосредственное влияние на безопасность полетов. При перевозке пассажиров на правом сиденье рукоятка инструктора может быть легко демонтирована. РУС «Дуэт» совмещает достоинства боковой ручки и штурвала. Пилотам нравится.
 

Вложения

  • _______-12.jpg
    _______-12.jpg
    98,5 КБ · Просмотры: 147
На стратегическом ракетоносце Белый Лебедь стоят ручки.Вроде не совсем маленький
 
ветка плавно переходит на обсуждение тяжелых бомбардировщиков... попробую вернуться к АОН. Входить в кабинет сверху не доводилось, посему комментировать не буду, а вот при посадке сбоку рога значительно удобнее. Во вторых как по мне,  при ограниченной ширине кабины и посадке бок о бок, со штурвалом ЗНАЧИТЕЛЬНО больше места. А так конечно сначала нужно понять что за самолетка и для чего. Если на маршрут так это одно, а если пилотажник, то наверно ручка. Если пилот - то скорее всего рога, а если летчик, то ручка 🙂
Вообще тема из серии что лучше передняя стойка или хвостовое колесо - скорее всего "дойдет до драки", но истины не найдем 🙂
Я за штурвал, если места в салоне по ширине меньше 1,3 м на двоих 🙂
 
А ведь есть ещё такое подзабытое явление, как ручка "в английском стиле". На истребителях Поликарпова такие были.
 
На стратегическом ракетоносце Белый Лебедь стоят ручки.Вроде не совсем маленький

На Арбузах-319/-320/-321 и даже А-380 - тоже ручки (именуемые сайдстиками).

Только не забывайте, что на них стоит ЭДСУ, которая позволяет пилоту не пилотировать самолёт ручкой (в обычном понимании), а задавать желаемые параметры (крен, тангаж, скорость и пр.) бортовым компьютерам, которые управляют аэродинамическими рулями.

А это не совсем уже ручка управления, о которой тут идёт речь...
 
-а как быть в случае ЛЕТАЮЩЕГО АВТОМОБИЛЯ или МОТОЦИКЛА ?

https://www.youtube.com/watch?v=v--JQYCe2OE

https://www.youtube.com/watch?v=0jckp0hANu0

=nie lutshyj primier

+spassistiema!=

http://www.youtube.com/watch?v=DG20Dj-fZnE
 
Ручка управления амфибии СК-12 «Орион» может быть применена  в случае ЛЕТАЮЩЕГО АВТОМОБИЛЯ или МОТОЦИКЛА, т.к. ее можно не складывать в автоконфигурации.
Конечно удобнее будет штурвал, совмещенный с "баранкой" для управления направляющими колесами  в автоконфигурации.
 

Вложения

  • RUS__SK-12.jpg
    RUS__SK-12.jpg
    98,5 КБ · Просмотры: 117
Ручка управления амфибии СК-12 «Орион» может быть примененав случае ЛЕТАЮЩЕГО АВТОМОБИЛЯ или МОТОЦИКЛА, т.к. ее можно не складывать в автоконфигурации.
Конечно удобнее будет штурвал, совмещенный с "баранкой" для управления направляющими колесамив автоконфигурации. 

-у "летающих" есть разные системы управления\желательно без
участия ног=утомительно при длительной езде\...

-как эта проблема решалась в случае СТРИЖа?
 
Проблема  создания  летающего  автомобиля - не  нова.

И  может  быть  реализована  по  разному.

Был  вариант  - когда  захотели  создать  не  трансформер - автомобиль - самолёт -  но  самолёт  который  с  самыми  минимальными  затратами  на  обучение - предназначен  для  автомобилистов.

ИМХО -  управление  курсом  самолёта  педалями  -  полный  шлак.  Хотя  и  традиционный  вариант...
( Готов  что  старые  лётчики  кинут  в  меня  ботинками ).

Так  вот  -  был  ведь  весьма  успешный  самолёт  с  управлением  без  ног...  С  рулём - штурвалом.
Их  не  мало  сохранилось  летающих...

Я  собственно  про  Ercoupe 415

....Этот легкий многоцелевой самолет был спроектирован конструктором Фредом Вейком (Fred Weick), сотрудником конструкторско-исследовательской корпорации Engineering and Research Corporation (Erco), основанной в 1930 году. Прототип самолета Еrcoupe Model 415-С не летал до 1937 года, но представлял для своего времени выдающуюся конструкцию. Это был свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла цельнометаллической конструкции с полотняной обшивкой панелей. Фюзеляж и хвостовое оперение были цельнометаллическими, несущая часть хвостового оперения крепилась на верхней части фюзеляжа и имела двойные плоские кили и рули направления. Неубирающееся трехколесное шасси имело жидкостно-газовые амортизаторы на каждой стойке. Самой необычной чертой модели Ercoupe была широко разрекламированная простая система двойного управления самолетом, которая исключала педали управления рулем направления. Система Erco соединяла элероны, руль направления и носовое колесо так, что поворот в воздухе или на земле осуществлялся посредством штурвала, так же как и обычное управление рулями высоты. ....

http://www.airwar.ru/enc/law1/erco415.html

http://en.wikipedia.org/wiki/ERCO_Ercoupe

http://www.ercoupe.info/?n=Main.AlonControlColumn2

http://ercoupe.com/info_3.php


«1946_ercoupe.»
 

Вложения

  • Ercoupe.jpg
    Ercoupe.jpg
    54,4 КБ · Просмотры: 114
Если следовать вышеизложенному , на Су -26 ручку сделали только из за удобства посадки ( сверху)   ... А на Бе - 200 - ? чё , перепутали  . Преимущество РУС оценит только тот,  кто поподал в ситуации , когда не только рук не ихватает для работы с арматурой кабины но и пальцев на руках и ногах! Поставьте штурвал  на МиГ- 21 или Су 27  и потом спросите мнение лётчика о Вашей доработке, много хорошего услышите о себе и о том кто протащил доработчика в данную сферу деятельности  . У нас в стране скоро танкисты будут рекомендовать рычаги ставить в самолёт  , как у Пи-2 , им же так удобнее ... У нашего Ком эска жывот упирался в РУС когда он пытался к "бороде " наклониться, Так мы ему удлинитель пальца сделали из проволоки ( К стати МС СССР , чемпион ВВС )
 
Мне кажется что РУС дает более полную обратную реакцию самолета летчику. А различные системы управления типа бустерной, электрогидравлической позволяет упразднить традиционный штурвал и РУС до боковой ручки- джойстика. Вдобавок истребитель довольно активно работает с органами управления и переключателями, так что  штурвал как-бы и не к месту, к тому-же будут затенены некоторые приборы.
P.S. Кстати, у РУС есть одно НО. Летчик, беря РУС на себя иногда создает немного левый крен и наоборот. Если кто пользовал боковую РУС, поделитесь информацией. Есть мнение за некоторое неудобство хода вверх и вправо.
 
Биомеханика человека. Если взять карандаш в руку и не смотря провести черту строго на себя то неизбежно будет наклон. Пусть маленький но будет. Только экспериментировать желательно не напрягаясь, отвлеченно. А то ровно получится 😉
 
В таком случае если на штурвале находится левая рука, то будет влево уводить, а если правая, то вправо. Так? 😉
 
Назад
Вверх