Строим CH-601

Речь идет о флаттере элеронов с последующим разрушением крыльев.
Фирма Zodiac "объснила" это явление недостаточным (или неправильным) натяжением тросов проводки управления элеронами в эксплуатации.
FAA не приняла этот "аргумент", и назначила экспертную комиссию по оценке устойчивости конструкции самолетов серии СН-601 к флаттеру. FAA также предложила внести требования АС 23.629-1В (Методы Определения Соответствия Разделу FAR 23.629, Флаттер) в ASTM F-2245.
 
по радару была зафиксирована скорость 190 км/ч (106 узлов)
 Маловато.... возможно против ветра получилась такая малая путевая... или на самом деле недостаточная жёсткость проводки...
 
Флаттер это отговорка. там дело хуже. Конструкция несостоятельна в смысле усталостной прочности и представляет собой лотерею для пилота. Если предыдущие до XL варианты Зодиака ходили по грани, то 601XL эту грань, выходит, першел. Его отличие - меньшая относительная толщина профиля и несколько другая конструкция крыла, без интегрального центроплан. Подозрение вызывают почень большие неподкреплденные участки обшивки, отсутствие стрингеров там, где они обязательны и откровенно слабый единственный лонжерон. Српеди разбившихся Зодиаков есть и один серийный AMD 601XL с взрослым мотором Континента О-200. Это уже совсем плохо, поскольку под удар поставлена едва вступившая в действие система сертификации серийных LSA  с самостоятельной ответсвенностью разработчика.  Я предполагаю такой возможный механизм разрушения: Обшивка крылоа и стенка лонжерона подозрительны на потерю устойчивости в пределах эксплуатационных нагрузок. Критическим может быть сочетание статичпеского изгиба с перменным по величине кручением от маневренной нагрузки на элероны. Частое волнение обшивки, а возможно и стенки лонжерона в околокорневой области крыла привело к зарождению и распространению усталостных трещиню этот процесс, как известно может сначала мало влиять на жесткость крыла, но с некоторого предела этот процесс по экспоненте стремится к летальному исходу. Для того, чтобы исход был не летальным а летательным, нужно чтобы усталостные трещины, даже если возникают, должны останавливаться в пределах изолированного участка обшивки. Более того, даже полное разрушение одного такого участка не должно позволить крылу сломаться. К сожалению, есть уже данные, что процесс отлома крыла у Зодиака начинался с потери устойчивости верхней полки лонжерона недалеко от корня крыла и точно то же было при статических испытаниях на CZAW. На тех испытаниях крыло выдержало без остаточных деформаций нормированную эксплуатационную нагрузку в 13 из 14 нагружений а в 14-й раз сказало хрю.  
При накоплении достаточного количества усталостных трещин жесткость на кручение может сильно уменьшиться, более того, может сместиться центр жесткости. Если оный центр сместится сильно вперед, будет и флаттер.

         
 
Домысел-с?Несолидно делать выводы о КОНКРЕТНЫХ случаях на основе УМОЗРИТЕЛЬНЫХ рассуждений.Это с головой выдает дилетанта.Всегда.
 
Речь идет о флаттере элеронов с последующим разрушением крыльев.
Фирма Zodiac "объснила" это явление недостаточным (или неправильным) натяжением тросов проводки управления элеронами в эксплуатации.
FAA не приняла этот "аргумент", и назначила экспертную комиссию по оценке устойчивости конструкции самолетов серии СН-601 к флаттеру. FAA также предложила внести требования АС 23.629-1В (Методы Определения Соответствия Разделу FAR 23.629, Флаттер) в ASTM F-2245.

April 22, 2009

Zenair met with FAA officials on April 22, 2009.  The meeting was productive, with FAA officials confirming that they have no plans to ground the fleet of Zodiac CH-601XL aircraft.

In response to the NTSB Safety Recommendation letter (dated April 14, 2009), the FAA officials stated that they will commence their own thorough review of the Zodiac design, and has given this review high priority.  Zenair will cooperate fully in assisting the FAA.

Zenair also continues with the ongoing design analysis of the Zodiac CH-601XL, including wing flutter analysis. The independent consulting team from Germany has released preliminary findings.  These preliminary findings confirm that the aircraft, with properly tensioned control cables, is not prone to flutter.  The team is continuing its analysis, including the recommendations set forth in the NTSB's letter, such as mass balanced ailerons.

Zenair wants to remind builders, owners and pilots to verify that all control surfaces are properly fastened and secured, and free of play, and that control stops are present and properly installed, and that the control systems are not loose.  Pilots are reminded to operate the aircraft within its design limitations.
 
Речь идет о флаттере элеронов с последующим разрушением крыльев.
Фирма Zodiac "объснила" это явление недостаточным (или неправильным) натяжением тросов проводки управления элеронами в эксплуатации.
FAA не приняла этот "аргумент", и назначила экспертную комиссию по оценке устойчивости конструкции самолетов серии СН-601 к флаттеру. FAA также предложила внести требования АС 23.629-1В (Методы Определения Соответствия Разделу FAR 23.629, Флаттер) в ASTM F-2245.

April 22, 2009

Zenair met with FAA officials on April 22, 2009.  The meeting was productive, with FAA officials confirming that they have no plans to ground the fleet of Zodiac CH-601XL aircraft.

In response to the NTSB Safety Recommendation letter (dated April 14, 2009), the FAA officials stated that they will commence their own thorough review of the Zodiac design, and has given this review high priority.  Zenair will cooperate fully in assisting the FAA.

Zenair also continues with the ongoing design analysis of the Zodiac CH-601XL, including wing flutter analysis. The independent consulting team from Germany has released preliminary findings.  These preliminary findings confirm that the aircraft, with properly tensioned control cables, is not prone to flutter.  The team is continuing its analysis, including the recommendations set forth in the NTSB's letter, such as mass balanced ailerons.

Zenair wants to remind builders, owners and pilots to verify that all control surfaces are properly fastened and secured, and free of play, and that control stops are present and properly installed, and that the control systems are not loose.  Pilots are reminded to operate the aircraft within its design limitations.
22 апреля 2009 Zenair встретился с представителями FAA.  Встреча была продуктивной, официальные представители FAA подтвердило что они [highlight]не планируют [/highlight] приостановить полеты (дословно - приземлить) все самолетов Zodiac CH-601XL.

В ответ на Рекомендательное письмо NTSB по безопасности, датированое 14 апреля 2009 представители FAA заявили что они начнут свое собственное тщательное изучение конструкции Зодиака и придают ему высокий приоретет. В помощь FAA, Zenair будет полностью сотрудничать.

Так же, Zenair продолжает текущий анализ конструкции самолета Zodiac CH-601XL, включая исследования флатера крыла. Независимая консультирующая команда из Германии опубликовала свои предварительные заключения. [highlight]Это предварительное заключение подтверждает что самолет не склонен к флатеру при правильном натяжении тросов управления. [/highlight]Команда продолжает свои иследования включая рекомендации изложенные в письме NTSB, такие как весовая балансировка элеронов.

Zenair хочет напомнить строителям, владельчам и пилотам  что бы они убедились что все управляющие поверхности, соответствующим образом, закреплены и законтрены и не имеют люфтов, наличие и правильность установки упоров (ограничителей) системы управления и то что система управления не ослаблена. Пилотам напоминается эксплуатировать самолет в пределах установленных ему ограничений.
 
Спасибо Rafis.  Теперь картина немного проясняется, думаю ключевое слово:
рекомендации изложенные в письме NTSB, такие как весовая балансировка элеронов
а нежесткость проводки это провоцирующщий элемент. Кстати не смог найти картинки, элероны на рояльных, или нормальные? проясните кто в курсе.  А вот следующщее предложение откровенно поулыбало:
наличие и правильность установки упоров (ограничителей) системы управления  
Дубовые чинуши, причём вроде как инженегры, оказывается есть и в Штатах. 🙂
 
На самом деле ИХМО флатер не является причиной всех этих катастроф, так что для упоров есть основания. Об этом кстати и в письме NTSB написано.
 
На самом деле ИХМО флатер не является причиной всех этих катастроф, так что для упоров есть основания. Об этом кстати и в письме NTSB написано.

Причиной катастроф являеться недостаточная устойчивость обшивки крыла, стенки лонжерона и несоответствие конструкции требованиям безопасной разрушаемости. Все остальное - от лукавого.
 
Денис, ну какая безопасная может быть разрушаемость при превышении расчетной перегрузки?
Интересно что там у чехов за четырнадцатый случай был.
Српеди разбившихся Зодиаков есть и один серийный AMD 601XL с взрослым мотором Континента О-200.
это кстати тот самолет  который
Рябиков писал(а) Сегодня :: 10:19:36:
по радару была зафиксирована скорость 190 км/ч (106 узлов)Маловато.... возможно против ветра получилась такая малая путевая... или на самом деле недостаточная жёсткость проводки...
Самолет взлетел с превышением максимальной взлетной массы - ориентировочный перегруз на момент разрушения 30кг. Если верить чехам V[sub]A[/sub]=160км/ч (максимальная скорость маневрирования). У самолета были некоторые косяки по конструкции и двигателю от  производителя, был "дым"заклепок на крыле. Есть все предосылки превысить расчетную перегрузку, тем более что самолет очень чутко реагирует ручку по тангажу. Трещин предшествующих разрушению небыло.
Более того, даже полное разрушение одного такого участка не должно позволить крылу сломаться.  
Можешь дать ссылку на такое требование?
 
было разрушение при ДОСТИЖЕНИИ расчетной ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ перегрузки. В настоящее время подтверждено, что СX-601XL не соотвествует нормам прочности по СS-VLA, которые немного строже FAR-23 и ASTM (LSA), но должны выполняться в Европе для самолетов такого класса.
Наиболее подробное описание допустимых методов проектирования цельнометалических самолетов можно найти в МОСах к нормам FAR-23 и CS-23. Эти рекомендации следует применять во всех случаях. Общее требование таково: необходимо обеспечить столь медленное  распространение нарушений конструкции, чтобы даже если оно разовьется в полете. не привело к катастрофе, а также было легко обнаружено на земле при регулярных инспекциях. В обсуждаемых случаях с Зодиаками разрушения развивались стремительно. К сожалению. достаточно взглянуть на внешнюю поверхность крыла этого самолета, чтобы заподозрить такую возможность, а также усомниться в элементарной грамотности конструктора. Для сравнения взгляните на крыло Сессны 172 . Там между лонжеронами по всему размаху идут по три стрингера на верхней и нижней поверхностях. Ячейки обшивки, ограниченные ими, имеют в несколько раз меньшие линейные размеры, чем у Зодиака при сравнимой толщине листа. Оцените критические напряжения. К этому добавим два мощных лонжерона, таких, котолры емогут нести весь изгибающий момент этого крыла без помощи работающей обшивки. При полном разрушении даже нескольких участков обшивки от лонжерона до лонжерона весь крутящий момент берется депланацией лонжеронов. Сессны нередко насиловали в полете, превышая одновременно максимальную перегрузку и скоростной напор. После посадки на крыло было страшно смотреть, Сессну списали, но человеки целы.
Я привел только один пример, как надо делать цельнометалические крылья, существует множество других решений, обеспечивающих такую же надежность, Зодиаково крыло к ним не относится.        
 
Вот что пишут англичане:

Zenair Update - 12th march 09
Following a meeting in Paris between LAA and Zenair management in January, including Zenair designer Chris Heintz, modifications to the CH601XL design have been drawn up and accepted by the LAA for ‘trial fit’ as a ‘UK modification package’. The CAA have checked the LAA proposals but are also awaiting news from the Dutch authorities who have been doing parallel studies. A lead aircraft has been identified for testing the modifications, which involve reinforcements to the wing attachments, centre section spar and the addition of aileron mass balances.  The modification of the lead aircraft is underway under the supervision of LAA inspector Gary Johnson.
 
"which involve reinforcements to the wing attachments, centre section spar"

Ну и причем тут обшивки крыла, лонжероны консолей, флаттер?
 
Обшивка здесь именно при том.  Посмотримдля сравнения на это крыло, хотя оно тоже не совсем взрослое:

http://www.rans.com/S19Const/wing%20construction/S19WingConstructionlThumbs.htm
 
Посмотрели....и что?  с чем сравнивать? с этой веткой?... ничего рецидивного не вижу... кроме отсутсвия грунта на эталоне от РЭНС... :🙂
 
Назад
Вверх