Сверхлёгкий мотопланер "Коршун"

И почему Вы клепаете свои правильные самолёты без грунта?
Все грунтуется при сборке. Красным обвел, где видно грунтовку внутри. Там только край листа не загрунтован, потому что шов перед клепкой еще и спецклеем промазывается. Это место, где листы обшивки сращиваются. Так в чертежах указано, это очень известный набор конца 60-х. Эти планера до сих пор летают и качаство у них под 40. Естественно снаружи все грунтуется после сборки.

Ветку сделаю раз народ хочет, но попозже.
 

Вложения

  • SpliceStrip1_001_001.jpg
    SpliceStrip1_001_001.jpg
    56,6 КБ · Просмотры: 192
   Объясняю. В обведенном жёлтым заклёпки не разбиты, слегка вдавилась стенка толшиной 0,5 мм. Это потому, что с обратной стороны стенки установлена фанера 2 мм для приклеивания к лонжерону деревяной нервюры. Заклёпки расплющены на прессе, так что качество расплющивания вполне соответствует прочности. Тем более, что это кончик крыла возле законцовки, где все максимальные нагрузки возникают только при ударе крылом об землю при грубом обращении с самолётом. И все эти нагрузки узел прекрасно держит без остаточныз деформаций. То, что Вы видите - это ремонт Коршуна после падения, когда концевой костыль крыла скрутил лонжерон вместе с лобовой обшивкой. Вы должны знать, что иногда во время ремонта, заклёпки и прочий крепёж в свои чертёжные места не попадают, и отверстие приходится сверлить по уцелевшей детали там, где оно должно быть. У меня как раз именно тот случай.
   А в обведеном красным перемычка на краю стенки лонжерона тоже в допуске. Просто край обшивки не видно из-за уголка, надо чуть приподнять картинку. По нормам перемычка отверстия должна быть не менее двух диаметров просверленного отверстия. Эти отверстия рассверливались через уцелевший узел крепления концевого костыля, и немного ушли вверх. Но в одном ряду с заклёпками они быть не обязаны. Когда начинаешь ремонт искарёженного агрегата, бывало неделями ходишь вокруг да около, не зная, как подступиться и где чего резать и клепать. Когда же решение найдено, дело начинает спорится, но ряды заклёпок получаются прямыми не всегда. А как приходится технарям латать пробоины в самолётах во время боевых действий, не задавали себе вопроса? И думать то некогда, когда командир сказал: " Чтобы машина была в воздухе через час!". А Вы говорите... Этот Коршун в такую аварию попал впервые, но до этого ему пришлось гореть 3 раза и один раз снимали его с дерева. В 1992 году на слёте СЛА в Чернигове эта машина заняла первое место среди одноместных учебных самолётов, о чём было сообщено в прессе "Крылья Родины". И до сих пор машина крепко эксплуатируется, хотя её современники в большинстве все уже на том свете.
   СУдя по Вашим фоткам, Вы собираете планеры из кит-наборов /масло-масленое/, а фирмы, продающие эти наборы врядли доверят сборщику-любителю размечать и сверлить отверстия под заклёпки. Я думаю, что в обшивках сделаны направляющие отверстия ещё на стадии листа. В Америке ЧПУ внедрили раньше, чем у нас и компьютерное проектирование тоже , так что не составляет труда сначала пробить направляющие под заклёпки, и потом уже согнуть лист. Так что в прямизне швов на новом самолёте особой заслуги я не вижу. Такой прямизны вручную можно достичь, если кернить отверстия после разметки под каждую заклёпку, но у нас этого никто не делал, сборщики-клёпальщики сразу после разметки сверлили сверлом, а для порядка существовали допуски на прямолинейность заклёпочного шва, и всё контролёры принимали. Наш завод делал Як-18Т, и несмотря на некоторую неамериканскую внешность обшивок. /кое где были утяжечки, особенно видно становилось после покраски/ американские покупатели нашего самолёта ценили его выше Цессны. Я спрашивал покупателей, почему так? они отвечали, что наш Як более самолёт, а Цессна - скорее машина. ПОсле перестройки мы много сделали Яков за рубеж - покупателит были довольны, только красили своими красками.
   Но нашим авиационным нормам все заклёпки ставятся на грунте /кроме заклёпок металлизации, каждая 10-я/. Негрунтованые чешские Бланики теперь склонны к разрушения в воздухе. У нас же алюминиевые детали подвергались тройной антикоррозионной защите: Анодировка с наполнением хромпиком, грунт и затем ЛКП. А когда заклёпку ставишь на грунт - не измазать обшивку невозможно. Вот я и обратил внимание на слишком чистенькие заклёпочные шовчики по носикам нервюр. Если Вы не врёте - значит грунт замыли растворителем. Но скорее всего Вы делаете как на Бланиках. А вот в этой стыковочной ленте, что на последнем фото, неясно видно, что там, надет кондуктор для сверления, или я не так понял?
   Ну и на счёт того, что мне не снилось. Мне не снилось, я инженерил не на планерочках для любительских полётов, а на различной спецтехнике, которую нас вынуждала делать страна, экономику которой Вы крепите сейчас своим трудом. После этой спецтехники мы стали невыездными, так что судя по тому, что Вы сейчас сидите в США, Вы такой техники действительно во сне не видели.  И совершенно бестактно было влезать в мою ветку со своими замечаниями и фотками, ибо она посвящена самому доступному для самодеятельного строительства самолёту, чего не скажешь про Ваши планера.
   Конечно я располагаю здесь материалы и фото вовсе не для того, чтобы кому-то забить баки или переплюнуть кого-либо по красоте своего самолёта. Коршун - это грязная рабочая лошадка, давшая дорогу  в небо огромному числу любителей, и с 1975 года на аппаратах этого типа не разбилось ни одного человека! А здесь я показываю, что ремонт аппарата не составляет большого труда даже если лонжерон не деревяный, а металический. Пусть ферменная нервюра несколько сложна, но те, кто в детстве занимался серьёзно в моделках, а в СССР они были в изобилии, в отличие от теперь, те без всякого труда наделают этих нервюр и с большим удовольствием! Зато всё остальное у этого самолёта - проще не бывает. А потому он доступен для любого крестьянина в самой удалёной глубинке. Ещё я публикую эти вещи, как отчёт своим коршунистам о проделаной мною работе. Работа идёт и думаю до белых мух мы в этом году ещё поднимемся на Коршуне в воздух.
 
СУдя по Вашим фоткам, Вы собираете планеры из кит-наборов /масло-масленое/, а фирмы, продающие эти наборы врядли доверят сборщику-любителю размечать и сверлить отверстия под заклёпки. Я думаю, что в обшивках сделаны направляющие отверстия ещё на стадии листа. В Америке ЧПУ внедрили раньше, чем у нас
Нет, тогда на уровне производства наборов для самостоятельной постройки самолетов станки с ЧПУ были недоступны по цене. Эти компании состояли из двух-трех энтузиастов с очень ограниченным бюджетом. Все отверстия размечались и сверлились вручную.

И совершенно бестактно было влезать в мою ветку со своими замечаниями и фотками, ибо она посвящена самому доступному для самодеятельного строительства самолёту, чего не скажешь про Ваши планера.
Ну, тут вы первый начали, обозвав меня тупым:

Я бы не демонстрировал так откровенно свою тупость, как это сделаи два предыдущих автора.
Вот я и показал вам, что вы неправы.

А замечания я сделал потому, что вы на эту технику других людей садите, которые понятия не имееют с каким качеством эта техника сделана. Если бы вы на ней только сами летали, то это было бы ваше личное дело, а так вы еще и за других в ответе.

Если вы не терпите никакой критики вашей работы, то зачем вы ее показываете?
 
Господа хватит ругаться. Валерий Павлович вопрос к вам. Сечение типовой нервюры 5х10 мм, в целях уменьшения веса предлагаю уменьшить сечение до 5х8 мм, как вы на это смотрите? Допустимо ли это с точки зрения аэродинамической нагрузки?
 
  Товарищ 5 ZF /вот почему люди прячутся за ники?/ я на Вас не обижаюсь, и Вы на меня не серчайте. Сами видите, как меня затрепали на всех моих ветках проклятые тролли, поневоле рычать начнёшь. Замечания правильные, хотя и невпопад, но на расстоянии точнее не получается. Не волнуйтесь за наших коршунистов, всё проверяю на собственной шкуре и стараюсь ребят не подставлять. Было бы иначе - давно бы сидел в местах не столь отдалённых. Выпускание людей в первый самостоятельный без инструктора накладывает определённые особенности на характер человека, так что брать на себя ответственность мне не привыкать. Потому и на форуме я под своей фамилией, мне нечего боятся.  А Вы напишите мне в личку, познакомимся плотнее. Вы мне симпатичны за свою сдержанность, я всё-таки грубо с Вами поступил.
   Теперь каркарычу. Если Вы не собираетесь на Коршуне крутить фигуры высшего пилотажа, а будете пилотиролвать его в пределах допустимых нагрузок, то Ваша нервюпра на 2 мм тоньше аэродинамические нагрузки выдержит вполне, если конечно изготовили нервюры без брака. Вы даже получите уменьшение веса нервюр процентов на 15. Но если Вы будете на этом мотопланере обучать учлётов, то тут я Вам ничего не гарантирую. Нервюры с нашим сечение 5х10 эти учебные нагрузки держат. Я пытаюсь всех коршунистов собрать в одну шарагу, тогда и передача информации и опыта осуществлялась бы проще и самолёты строились бы быстрее, но капитализм разобщает и каждый член пытается выжить самостоятельно. Сейчас в моём клубе в Смоленске нас сплочено всего 5 человек. И мы сообща решаем все свои шкурные вопросы, в том числе не дают умереть с голоду мне, безработному инженегру, который пытается держаться и не идёт в таксисты и в грузчики. Но наш клуб даёт возможность его члену научиться летать на коршуне, ещё до постройки своего такого-же. Причём в случае разбиения самолёта никто никаких претензий к автору аварии не предъявляет, что наверное редкость. Про клуб Коршунистов я много раньше писал на одноимённой ветке. Однако пора возвращаться к своим баранам.
 
  А на этой фотке кончик лонжерона уже приклёпан ударным способом на своё место и даже приклеены три новых нервюры. Ещё установлен узел крепления концевого костыля, уцелевший при аварии из-за которого сместились на пару миллиметров два злополучных отверстия. Но перемычки отверстий в допуске, так что не волнуйтесь. Очень неудобно, что помещать можно фотки весом не более 200 мб, я бы показал гораздо больше.
 

Вложения

  • P1050347.JPG
    P1050347.JPG
    72,2 КБ · Просмотры: 213
  А вот узла навески крыла передний и задний, снабжённые сферическими авиационными подшипниками, что здорово упрощает сборку самолёта и позволяет избежать ненужных поломок и чрезмерных люфтов в точках членения навсегда! Эти узлы я позаимствовал с самолёта Як-42, детали которых пошли на списание, когда решили в Смоленске его весь не делать. Эти узлы навески элеронов или спойлеров, уже не помню, так лихо подошли по размерам, что и впредь я буду ставить эти узлы, даже если прийдётся делать их заново. Вот только кому сказать спасибо теперь, когда все наши отечественные заводы по выпуску подшипников разорены и не существуют? Кто там радел за своего производителя? А знаете сколько теперь будет стоить такой подшипник, если простой ШС на 6 мм стоит 500 рублей? Кому сказать спасибо за развал родной экономики? Вот и прийдётся теперь покупать у китайцев. А если завтра война? А эти подшиипники применялись почти на всех наших самолётах...
 

Вложения

  • P1050343.JPG
    P1050343.JPG
    40,2 КБ · Просмотры: 201
Это был задний узел навески. Передний почему то не прошёл. Попробуем повторить.
 

Вложения

  • P1050342.JPG
    P1050342.JPG
    28,6 КБ · Просмотры: 201
Домбров, не врите . Подшипник шс6 стоит 90 рублей, импортный аналог 112р.  Но импорт - разрезной. Хотя пофиг, по сути.  Ну вам же не 13 лет, ну к чему эти дешевые плачи ярославны))
 
Товарищ 5 ZF /вот почему люди прячутся за ники?/ я на Вас не обижаюсь, и Вы на меня не серчайте.
Да о чем разговор, я не серчаю. Все одним делом занимаемся, если мои посты и фотки мешают, то просто скажите и я их уберу, только и делов. Ну а ник это просто мой бортовой номер.
 
Фразу про подшипник ШС я взял из Круглого стола по ЮПШ от пензенских планеростроителей. Можете заслушать этот круглый стол, а вообще из головы я ничего не беру, приучили на номерных предприятиях. Мой однокурстник по институту работал на саратовском подшипниковом заводе. Этого завода уже нет. И авиационного тоже, оптимисты Вы мои дорогие! Страна в глубочайшей заднице, а Вы всё :"Всё будет хорошо", как попугаи. Куда уже лучше? У нас в городе есть фирма "Шар", специализирующаяся нга продаже исключительно подшипников, и её специалисты в упор говорят, что в нашей стране даже прекратили выпуск стали ШХ - 15, если я правильно вспомнил, так как некому потреблять эту сталь. А зачем варить сталь, если всё можно купить в Китае? Вместо парусины стали делать полусинтетическую тряпку, у которой нет кромки и она просвечивается насквозь. В ярославле разговариваю с директором ткацкого производства, из чего шить теперь чехлы, где нормальный брезент, где перкаль брать для самолётов??? А он мне говорит, что все эти технические ткани сняты с производства... В прошлом году шил чехлы на коршун - всё проклял с этой новой парусиной! Кроай ткани сыпется, надо два раза завернуть и прострочить, а это в длину 10 метров! Времени потратил - вагон! А раньше этой проблемы у меня не было и парусину делали везде, в том числе и на смоленщине. А жратва, что мы едим? Бизнесменеам конечно радость от прибыли, а народ мрёт как мухи раньше положеннного срока и каждый второй, если не первый - от рака. Мы этого не замечаем, или не хотим замечать?
 
А жратва, что мы едим?
На пакете со сметаной заметил надпись "Состав сметаны" !  Стало интересно, читаю  дальше - нитрокрахмал, растительное масло, вода, ароматизатор идентичный натуральной сметане...  Внезапно осеняет мысль - Господи ! Да это же взрывчатка ! Интересно, как у них завод до сих пор на воздух не взлетел ?Наверное нитрокрахмал изначально идет увлажненный ?
 
   Эта новость ошарашивает! Из чего должна быть сметана, как не из сметаны? А это всё оттого, что сметанным бизнесом занялись люди, мало того, что непрофессионалы в сметанном деле, но ещё и бессовестные от комля. И в авиации творится то же самое. Люди с напористостью Шарикова предлагают для ускорени отвердевания эпоксидной смолы греть её с помощью термовентилятора и уже сделали таким образом целую кучу самолётов!!! Другие без зазрения совести варят аргоном Д-16Т, аргументируя тем, что варят же аргоном!!! Если в подогретой смоле прочность падает на 50 %, то в сваренном Д-16Т от неё остаётся только 30%! Воистину, конда человек необразован, ему кажется всё просто и без затей. А ведь господа эксперименталы по ваши души уже учатся будущие врачи, которые точно так же, ничтоже сумняшися, будут Вам вырезать аппендицит вместо лечения язвы желудка. Учиться и ещё раз учиться, как завещал великий Ленин. Авиация - это не поросят пасти, хотя и это надо делать профессионально. Раз решили заниматься авиацией - будьте добры проследуйте на учение в институт, специализирующийся на этом.  Решили летать - добро пожаловать в лётное училище! Так ведь так раньше и было, а теперь что? Всё-таки какое счастливое наше поколение, успевшее родиться, выучиться и приобрести практический опыт в овладении своей профессией. Теперь молодому человеку и сунуться то некуда, да и высшее образование очень сдало. А за кого голосовали сегодня? Ну значит так и дальше будем влачить...
 
Я не знаю какую сметану вы едите, но состав "Простоквашино" - сливки нормализованные, заквасочные микроорганизмы.  На "Кубанской буренке" написано: сливки нормализованные, закваска. Может хватит страшилок на ночь  ?
 
Так что Валерий 3-тий год пробиваем проект инж. инн. центра. Работа для молодежи города. Обучать детей техн. творчеству. Но власовцы никак не хотят развивать это творчество.
 
А кто такие власовцы? Последователи генерала Власова?
 
Назад
Вверх