ddn
Я люблю строить вертолёты!
- Откуда
- Россия Тольятти
Я попробовал разобраться откуда же взялось это повсеместное следование столь непонятному
принципу конструкции и понял одну вещь, в далёкие времена, когда двухлопастные втулки только
осваивались была очень распространена втулка на карданном подвесе. Суть этой схемы в том, что
осевые шарниры в этой втулке использовались лишь для изменения общего шага, а циклический шаг
менялся за счёт поворота всей втулки в карданном подвесе, происходило это потому, что силы трения
в подшипнике кардана были на порядок меньше чем в осевом шарнире. Но в этой конструкции было
необходимо выносить ось кардана над втулкой, на линию проходящую через центр масс лопастей, в
противном случае центр масс периодически с частотой оборотов будет смещаться с одной стороны на
другую, что конечно же приведёт к сильной вибрации. Когда в большой авиации в силу разных обстоятельств
отказались от использования этой схемы, то смысл выноса оси шарнира над втулкой подзабылся, а многочисленные
популяризаторы этой темы не особо вникали в суть вопроса, описывая всё довольно поверхностно.
В результате большое количество людей следует схеме в которой нет никакой необходимости.
В общем моё мнение такое, если втулка не имеет карданного подвеса, то и выносить ось горизонтального
шарнира над втулкой на линию проходящую через центр масс лопастей не нужно.
Вот схема поясняющая поворот лопастей в кардане без выноса и с выносом на линию центра масс.
В первом случае видим значительное смещение центра тяжести лопастей при циклическом изменении шага,
во втором, такого смещения не происходит.
принципу конструкции и понял одну вещь, в далёкие времена, когда двухлопастные втулки только
осваивались была очень распространена втулка на карданном подвесе. Суть этой схемы в том, что
осевые шарниры в этой втулке использовались лишь для изменения общего шага, а циклический шаг
менялся за счёт поворота всей втулки в карданном подвесе, происходило это потому, что силы трения
в подшипнике кардана были на порядок меньше чем в осевом шарнире. Но в этой конструкции было
необходимо выносить ось кардана над втулкой, на линию проходящую через центр масс лопастей, в
противном случае центр масс периодически с частотой оборотов будет смещаться с одной стороны на
другую, что конечно же приведёт к сильной вибрации. Когда в большой авиации в силу разных обстоятельств
отказались от использования этой схемы, то смысл выноса оси шарнира над втулкой подзабылся, а многочисленные
популяризаторы этой темы не особо вникали в суть вопроса, описывая всё довольно поверхностно.
В результате большое количество людей следует схеме в которой нет никакой необходимости.
В общем моё мнение такое, если втулка не имеет карданного подвеса, то и выносить ось горизонтального
шарнира над втулкой на линию проходящую через центр масс лопастей не нужно.
Вот схема поясняющая поворот лопастей в кардане без выноса и с выносом на линию центра масс.
В первом случае видим значительное смещение центра тяжести лопастей при циклическом изменении шага,
во втором, такого смещения не происходит.