Законодательные вопросы, касательно СЛА массой до 115 кг конструкции

Курганов Артём

Я люблю строить самолеты!
Прошу помощи, ТК несколько запутался в терминологии и документации. Вопрос выглядит так:
Имеется (вернее, проектируется) сверхлегкий одноместный  самолёт. Считаем, что масса конструкции до 115 кг. Насколько я понимаю, он попадает под категорию СЛА. Согласно приказу Минтранса № 287 от 18/11/2011, если конструкция этого аппарата менее 115 кг, то он не подлежит регистрации. Отсюда вопросы:
1. Помимо "регистрации", какие ещё документы должны быть оформлены на этот СЛА (право собственности, сертификат летной годности... малость запутался в "классах" документации, при таком раскладе.
2. Какие нормы и правила полётов, в таком случае, распространяются на данный СЛА? Может ли лётчик взлететь с чистого поля, и не давать этим повода для разбирательства полиции? Есть ли способ использовать такой аппарат при полётах с аэроклубных баз?
3. Какие документы должен иметь лётчик, использующий данный СЛА? (Вопрос про то, что лётчик должен уметь летать, не поднимается, вопрос именно в имеющихся на руках документах)

Вопрос рассматривается в перспективе полётов под Москвой, по этому варианты "партианства" не очень нравятся. Хочется понять, что необходимо для полностью законной эксплуатации такого СЛА.
 
Прошу помощи, ТК несколько запутался в терминологии и документации. Вопрос выглядит так:
Имеется (вернее, проектируется) сверхлегкий одноместныйсамолёт.
Ну так сначало сделай самолет, ато нарисуешься где ненадо и перекроют кислород, пока будешь строить сам все вопросы разрулишь
 
При всём уважении, я ищу ответы на заданные вопросы, а не советы по планированию.
Данный вопрос актуален в данный момент уже по тому, что от него зависит ограничение по массе конструкции. Стоит ли задаваться массой до 115, или же нет.
 
Нет! Самолет будет плохой! Быстро надоест. Лучше отучиться нормально, получить пилотское  удостоверение и летать нормально, на нормальной технике. Это не так сложно как кажется. во всяком случае проще чем проектировать и строить самолет столь ажурной конструкции. В мировой практике нет хорошо летающих самолетов такой массы! Есть кое как летающие, прежде всего из за больших ограничений по погоде.
 
Артем, вопросы твои непростые... Начнем с того, что Воздушный кодекс устанавливает ОБРЕТЕНИЕ права пользования воздушныи пространством. Оно предоставляется субъектам отвечающим ряду требований (для юр.лиц - одних, физ.лиц - других).
Федеральными авиационными правилами установлены требования к авиационному персоналу (пилотам, техникам), авиационной технике.
По примеру США установили категорию СЛА до 115 кг, которая не требует регистрации в Росавиации, а обслуживающие и летающие на них - соответствующих свидетельств квалификации. Остается еще закавыка: в пространстве G летать можно на них, а в С уже не получится, т.к. такие аппараты отсутствуют в базе данных ЕС УВД и с Вами не может быть никаких разговоров.
В Московской области очень мало пространства класса G, где Вам было бы удобно полетать его с большой вероятностью не будет. Так что, только в соседних областях наиболее реально полетать на такой технике.
 
Что значит "самолет будет плохой" ?  Он будет таким - каким его сделают.
  Надоесть может все.  И беспокойство по ежегодному продлению сертификата летной годности, и влэк и продление пилотских.
  Для человека умеющего летать, обладание самолетом массой конструкции до 115 кг, (без учета массы средств спасения) позволяет законно летать в пространстве  "G"   :

1) Без регистрации самолета.
2) Без пилотского удостоверения.
3) Без ВЛЭК.
4) Без разрешения и уведомленя.

Естественным ограничением является погода, как следствие малой нагрузки на крыло. Но на дельталете эти ограничения еще выше, однако летают.
Вторым ограничением является дальность полета. Много топлива такие самолеты не берут. Но на пару часов хватает, а мой опыт показывает что больше часа очень редко летаеш в районе аэродрома. Как правило менее полу часа.
Конечно надо внимательнее относиться к после полетному и пред полетному осмотру, и это понятно, нет возможности все сделать с 10 кратным запасом.
   А когда надоест, можно и на RV пересесть, или на реактивный. Нет предела совершенству. Но тогда надо все документы делать
 
Да, невозможность летать в пространстве "C"  на самолете без регистрации, тоже можно отнести к недостаткам. Но если твой аэродром или площадка в пространстве "G" - то нет этой проблеммы. По России "G" больше чем "С".
 
По примеру США установили категорию СЛА до 115 кг, которая не требует регистрации в Росавиации, а обслуживающие и летающие на них - соответствующих свидетельств квалификации. Остается еще закавыка: в пространстве G летать можно на них, а в С уже не получится, т.к. такие аппараты отсутствуют в базе данных ЕС УВД и с Вами не может быть никаких разговоров.

Расскажите, пожалуйста, о базе данных ЕС УВД об СВС - каким нормативным документом определён порядок её формирования, какие сведения в неё включаются?
Ещё один вопрос неплохо бы прояснить - в некоторых случаях при полётах в пространстве G необходимо уведомление.
По-вашему получается, что СВС-115 и полёты-то по уведомлению осуществлять не имеют права, только по-партизански, молчком - нету их в базе данных ЕС УВД.
 
в некоторых случаях при полётах в пространстве G необходимо уведомление.
Интересно, это в каких?


Естественным ограничением является погода, как следствие малой нагрузки на крыло. Но на дельталете эти ограничения еще выше, однако летают.
:-?
Александр, может ты хотел написать - на дельтаплане?

Если самолёт до 115кг прочнее дельталёта, то это неубиваемый самолёт.
 
Согласно приказу Минтранса № 287 от 18/11/2011, если конструкция этого аппарата менее 115 кг, то он не подлежит регистрации. Отсюда вопросы:
1. Помимо "регистрации", какие ещё документы должны быть оформлены на этот СЛА (право собственности, сертификат летной годности... малость запутался в "классах" документации, при таком раскладе.

Порядок оформления правил собственности на ВС определён Федеральным законом от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»;

Сертификат лётной годности на все сверхлёгкие воздушные суда полетной массой до 495 кг (без ограничений по массе конструкции) оформляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» (утв. приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 № 118, зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2003, регистрационный № 4441);

Согласно ФАП-118 вы подаете заявку на сертификацию:
Руководителю органа по сертификации

                              ЗАЯВКА
      НА СЕРТИФИКАЦИЮ ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА ВОЗДУШНОГО СУДНА
                    АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

    Прошу в установленном порядке провести сертификацию единичного
экземпляра воздушного судна _____________________________, которое
                                 (наименование ЕЭВС)
принадлежит ______________________________________________________
__________________________________________________________________
                         (владелец ЕЭВС)
    Адрес и телефон ______________________________________________
    Сообщаю основные сведения о воздушном судне:
    - Вид воздушного судна _______________________________________
                                 (самолет, вертолет, планер,
                            аэростатическое воздушное судно и др.)
    - Использованная конструкторская документация ________________
__________________________________________________________________
        (собственный проект, готовая КД, имеющая прототип,
                    восстановленное ВС и др.)
    - Построено в условиях _______________________________________
                             (индивидуально, в техническом клубе,
                                      на заводе и др.)
    - Назначение ЕЭВС ____________________________________________
    - Ожидаемые условия эксплуатации _____________________________
__________________________________________________________________

    Я отвечаю за достоверность представленных сведений в  порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Мне неизвестны факты,  которые свидетельствовали бы о том, что
заявляемое   для   экспертизы   воздушное   судно   не   могло  бы
соответствовать предъявляемым к нему требованиям.

К заявке на сертификацию ЕЭВС прилагается следующая сопроводительная документация:
а) техническое описание конструкции, летно-технические характеристики, ожидаемые условия эксплуатации и ограничения, в диапазоне которых предполагается эксплуатация ЕЭВС;
б) формуляры (паспорта) на комплектующие изделия;
г) эксплуатационная документация ЕЭВС;
д) перечень материалов, из которых изготовлены составные части ЕЭВС;
е) документы, подтверждающие право собственности на ЕЭВС или владение ЕЭВС на условиях аренды или на ином законном основании.
При необходимости от заявителя могут быть затребованы другие документы для оценки соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.
Летную годность вашего СВС освидетельствуют согласно «Техническим требованиям к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения)» (утв. распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 № НА-119-р). Согласно НА-119-р определят и весовые характеристики Вашего аппарата:

1.1.3 Весовые ограничения.
1.1.3.1 Максимальный вес. Максимальный вес должен быть установлен таким образом, чтобы он:
- не превышал наибольшего веса, выбранного Заявителем;
- не превышал максимального расчетного веса, равного наибольшему весу, при котором обеспечено выполнение всех применимых требований к условиям нагружения конструкции и всех применимых требований к полету;
- был не меньше веса, слагаемого из веса пустого ЕЭВС, веса находящихся на борту людей, из расчета 90 кг на человека, а также веса необходимого минимального оборудования и полного запаса топлива.

1.1.4 Вес пустого ЕЭВС и соответствующая центровка.
1.1.4.1 [highlight]Вес пустого ЕЭВС и соответствующая центровка должны определяться путем взвешивания ЕЭВС[/highlight]:
а) с:
- закрепленным балластом;
- [highlight]требуемым минимальным составом оборудования[/highlight];
- [highlight]невырабатываемым остатком топлива[/highlight], [highlight]полным запасом масла[/highlight] и, при необходимости, [highlight]с жидкостями для гидросистемы и для охлаждения двигателя[/highlight];
б) [highlight]без пилота и пассажира[/highlight];
1.1.4.2 Состояние пустого ЕЭВС при определении его веса должно быть однозначно установлено и легко воспроизводимо.

Далее сделают
Приложение N 4
к Положению (п. 15)

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ N _____
     ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА ВОЗДУШНОГО
          СУДНА АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫМ
                        ТРЕБОВАНИЯМ К ЕЭВС

Проведут лётные испытания, сделают комплексное Заключение:
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              (Аттестат о годности к эксплуатации)

                     N ____________________

На основании   положительных   результатов    проведенных    работ
удостоверяется,  что  единичный экземпляр воздушного судна авиации
общего назначения ________________________________________________
                   (самолет, вертолет, аэростатическое воздушное
                           судно и др., его наименование)
принадлежащий ___________________________________________________,
                         (владелец, адрес владельца)
соответствует установленным требованиям к ЕЭВС.
В соответствии  со  статьей  36  Воздушного   кодекса   Российской
Федерации  единичному  экземпляру  воздушного судна авиации общего
назначения _______________________________________________________
             (самолет, вертолет, аэростатическое воздушное судно
                           и др., его наименование)
может быть  выдан  сертификат  летной годности ЕЭВС установленного
образца.

                               Руководитель центра по сертификации

и выдадут:
СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ
         ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА ВОЗДУШНОГО СУДНА АВИАЦИИ
                        ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
                          N ___________

    Единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения
__________________________________________________________________
      (самолет, вертолет, автожир, аэростатическое воздушное
                   судно и др., его назначение)
идентификационный N _______________________________, принадлежащий
__________________________________________________________________
                   (владелец, адрес владельца)
соответствует установленным требованиям к ЕЭВС.
    Основные эксплуатационные   ограничения    и    характеристики
единичного  экземпляра  воздушного судна авиации общего назначения
__________________________________________________________________
      (самолет, вертолет, автожир, аэростатическое воздушное
                  судно и др., его наименование)
содержатся в  карте  данных,  которая является неотъемлемой частью
настоящего сертификата летной годности.

Срок действия сертификата летной годности до "__" ________ 200_ г.

    Руководитель органа по сертификации __________________________
                                                 (подпись,
                                             фамилия, инициалы)

        М.П.                  Дата выдачи "__" ___________ 200_ г.

Как видим, при сертификации не требуется ни летное свидетельство пилота, ни регистрация СВС в Росавиации.
Сертификат номерной и в карте данных к нему имеются все сведения, необходимые для включения вас в базу данных ЕС УВД для идентификации вас при использовании Вами воздушного пространства.
 
ХМ Егеру (Сергею Коробецкому, Таганрог?)
Солидно, аргументировано Вы освещаете правовой путь в АОН, но Цвелева не принимает заявок на регистрацию в реестре ВС АОН парапланов, дельталетов... и прочего легче 115 кг.
Соответственно, они со своими седоками могут обретаться только в пространстве класса G. И уведомить ЕС УВД они не смогут: диалогов с гражданами по поводу того, что у них нет в базе данных они не ведут. Кроме того, в РФ столько территории без технической возможности оперативной связи по демократичным каналам связи (сотовые мобильные телефоны, Итнтернет) с органами ЕС УВД, что уведомление просто невозможно. Так что на партизанство обречены громадные территории РФ, хотя там проживает ничтожное количество населения, которым не до полетов, а как бы выжить :-/
 
Ну так сначало сделай самолет,
В этом-то и суть! Обычно,если людей интересуют правовые вопросы,то они не занимаются техническими. А если занимаются, то не до правовых (пока аппарат на поле не выкатишь)! 😉
Нет! Самолет будет плохой! Быстро надоест. Лучше отучиться нормально, получить пилотскоеудостоверение и летать нормально, на нормальной технике.
Конечно,лучше быть богатым и здоровым! ;D
А 300 тыс. на "нормальное" обучение вы спонсируете?
Допустим, вы ...не директор ломбарда, а инженер-конструктор на вертолётном заводе,и получаете ...аж 25 т.р. в месяц! Куда деть ваш совет? 😡
В мировой практике нет хорошо летающих самолетов такой массы! Есть кое как летающие, прежде всего из за больших ограничений по погоде. 
Понятие "хорошо летающий"-весьма туманное. Чё-то мы не шибко были ограничены погодой,когда на таких аппаратах летать учились! 😉
А многим "пожужжать" в окрестностях аэродрома, да в хорошую погоду,пока на земле шашлык готовится-предел мечтаний! 🙂
 
Вообще-то для самолётов такой массы конструкции в тех же Штатах существует и ещё одно ограничение - по максимальной ёмкости канистры с топливом. А это автоматически переводит такой самолётик в разряд аэродромных. Так что далее 10 - 15 км от точки взлёта на нём смысла не будет летать. Так себе - игрушка выходного дня за ручку управления подержаться для повышения адреналина в крови...
 
Цвелева не принимает заявок на регистрацию в реестре ВС АОН парапланов, дельталетов... и прочего легче 115 кг.
Соответственно, они со своими седоками могут обретаться только в пространстве класса G.
Но ведь регистрировать по закону не нужно СВС-115.
И почему тогда такой вывод, что "они со своими седоками могут обретаться только в пространстве класса G"?
Ведь если сделать всё то, что положено владельцу СВС-115, для базы данных ЕС ОрВД будет все необходимое - и Ф.И.О. владельца и регистрационный номер в Реестре собственников ВС, и номер Сертификата ЛГ, и сведения из карты данных к СЛГ о конструкционном весе - всё, что нужно для ИВП. В ФП-138 ведь нет того, что они распространяются только на владельцев зарегистрированных владельцев ВС?
 
А многим "пожужжать" в окрестностях аэродрома, да в хорошую погоду,пока на земле шашлык готовится-предел мечтаний!

Сразу видно что человек в теме! А что ещё нужно после рабочей недели, выехал в поле, поднялся в небо и вот оно счастье!

Хочу добавить топику:
не заморачивайтесь Вы законодательными вопросами, они дают только право не регистрировать аппарат и не иметь пилотское, а если Вы будете кого-то раздражать своим жужжанием, то на вас в любом случае найдут управу и не какие 115кг в расчёт не идут.
В этой категории Вы- всегда будете партизаном.
 
Вообще для чайника строить самолет 115 кг массой жутко дорого. Во первых сначала жутко долго строить так как готовых проектов и технологий нет. Потом долго и дорого лечиться после испытательных полетов так как летать на паутине вас ни кто не научит, среди испытателей дураков нема, и пассивная безопасность ноль. Потом один хрен покупать нормальный самолет, а свой в музей поля чудес. Кроилово ведет к попадалову! Это ваш случай!
 
Артем, какие документы не нужны здесь уже объяснили. Что касается СЛГ и другого, то это как и у парапланеристов, дельтапланеристов и т.д. Много вы видели у них бумаг? Так что это не партизанские полеты в пространстве G, а согласно существующим правилам. Если захотите в пространство С, то зарегистрируйте его с массой 115,5 кг или более и получите все остальное счастье. Это Ваш выбор.
 
Вообще для чайника строить самолет 115 кг массой жутко дорого. Во первых сначала жутко долго строить так как готовых проектов и технологий нет.
Готовые проекты есть!Начиная от "блохи" Минье. Чертежи купить можно. Самостоятельно учиться-безумие. Но вот В Домбров проводил ежегодно бесплатные учебные сборы. После них-уже можно.Бывают и другие возможности (например Московский ТАК СЛА). 😉
Если захотите в пространство С, то зарегистрируйте его с массой 115,5 кг или более и получите все остальное счастье. Это Ваш выбор. 
+1 🙂!
 
Помимо "регистрации", какие ещё документы должны быть оформлены на этот СЛА (право собственности, сертификат летной годности... малость запутался в "классах" документации, при таком раскладе.

Артем! На каком основании ты решил что для СЛА 115 необходима регистрация?
 
Назад
Вверх