Химик, на котором не убиваются

dombrov

Я люблю строить самолеты!
  Обратите внимание, как Баранников мудро спроектировал пилон Коршуна, или как он его называл - трёхлучевую балку. Носовая часть приняла на себя главный удар, частично погасила энергию и сломалась в месте максимального нагружения. Максимального, потому что дальше пилон резко увеличивает строительную высоту и там напряжения меньше. Но как раз там расположен корпус лётчика, который получается в жёстком каркасе. Чашка сидения тоже по инерции пошла вперёд вслед за телом пилота, привязные ремни рванули чашку так, что 6 миллимеровые хромансилевые болты, крепящие чашку к пилону , сильно изогнулись, а нижние вырвало с мясом, сработали на пределе. Крыло тоже пошло вперёд и оно могло бы раздавить пилота, но нижние передние подкосы крыла, воспринимающие эту нагрузку, уже упёрлись в землю и вся реакция ушла в неё и в разрушении жёсткого каркаса не участвовала. А вполне могла, окажись точки крепления подкосов к пилону чуть позади, чем теперь. Сама чашка спереди тоже силоно сдеформирована, а значит она сработала на погашение энергии, когда носовая часть уже своё отыграла. Немаловажное значение в безопасности пилота имеет его тренировка на подобные случаи. Сам пилот, пока он ещё живой, частично тоже может гасить своими мышцами энергию удара. Например в нашем случае пилот при падении инстиктивно упёрся ногами в педали так, каблуком ботинка пробил полик в кабине, сделаный из 6-миллиметровой авиафанеры. Он помогает себе выжить, но это только в том случае, когда сама конструкция даёт пилоту хороший шанс. А был бы у нас двигатель полегче, разрушений было бы ещё меньше. А теперь сравните это с местом первого пилота  на Драгон флае, где сидел Старый Макс... Разве бы он смог там ногами чего-нибудь исправить? Такой вес сзади, с таким тяжёлым мотором, да ещё с пассажиром, и всё на одну трубочку диаметром миллиметров 120 на мой взгляд? Конечно она сложилась без всяких сопротьивлений и человек оказался впечатанным в землю с камнями... Есть масса приёмов пассивной безопасности самолёта, и в каждом отдельном случае это надо решать по-новому.  Так что не долбите меня на счёт профангизма в химии, возможно чего то я и не знаю пока. Но разбиваются люди везде и с этим можно побороться инженерным способом.
 

Вложения

dombrov

Я люблю строить самолеты!
   Я не знаю зачем уважаемый мной коллега Михаил выложил так много капотов Ан-2 и других машин. Чтобы показать всю пагубность хвостового колеса? Да конечно на этих фотках ещё не видно выбитых зубов и разбитых лётчиками носов, проломленных грудин. Ничего хорошего в капотаже нет и никогда не было. Разбиваются ребятки здорово! А на моей памяти, будучи в гостях у Ан-2шников в смоленском авиаотряде, я не раз был удивлён тем, что они во время полёта даже не пристёгивались. Ремни как болтались переброшенные через спинку сидения, так и застёгнуты там. Привыкли люди к миру, к тому, что надёжнейшие Ан-2 практически никогда не падали, и расслабились. Ну а когда перевернулись - тут уж зубов во рту не досчитаться. И тем не менее они все оставались живыми! Живыми - вот что главное!
 

Volodya

Я люблю строить самолёт
Схема шасси с носовым колесом исключает «козление» самолета.
Неправда. Выйти на режим прогрессирующего козления как два пальца об асфальт.
И, кстати, при встрече передней стойки с препятствием шансы капотнуться повыше будут.
 
Я не знаю зачем уважаемый мной коллега Михаил выложил так много капотов Ан-2 и других машин. Чтобы показать всю пагубность хвостового колеса?
Не совсем так. Не настолько я зловредный. И выложил эти фото я без тени сарказма. Просто мнение о всепосадочности самолётов с хвостовой опорой сильно преувеличены. В той самой книге, про которую писал раннее как раз подробно и раскрывается этот момент. Кстати, многие из этих случаев капота произошли просто при даче газа на заблокированных тормозах, https://www.youtube.com/watch?v=YuE2cW8NMx8  ( см. на 1 мин. 40 с.) то есть, плёвая, казалось бы ситуация, а приводит к серьёзным поломкам. Но это кому как. У кого-то может винт и расходный вариант, а кто-то его бережёт, любовно моет и протирает между полётами.
        Такая же ситуация возникнет, к примеру на пробеге, если основные колёса наедут на белее менее большое препятствие ( та же пахота), или когда пилот немного перетормаживает (там же далее на 1 мин. 50 с.)  Поэтому в этой же книге авторы и объясняют, что схема шасси с хвостовой опорой применялась совместно с слабыми, малоэффективными тормозами и посадка нужна была точная и требовала от пилота чётких действий.
     Опять же повторюсь, когда я говорю о схеме шасси с носовым колесом, я имею в виду носовое колесо, обеспечивающее низкое удельное давление на грунт и переднюю стойку, которая не ломается как спичка. Лучше, если конструкция не позволяет переднему колесу зарываться в мягкий грунт (пахота). Имеется в виду небольшая лыжа перед передним колесом, которая жёстко или через аммортизаторы связана с фюзеляжем и совместно с передним колесом обеспечивает эквивалентный радиус опоры 1, 0-1,5 метра.
Такую лыжу я давным давно устанавливал на дельталёт МД-20, с единственной разницей, сто лыжа была частью стремянок передней вилки. Работала прекрасно. Несмотря на маленькие колёсики от картинга, эквивалентный радиус переднего колеса был 1,5 м. В пахоте и песке переднее колесо не зарывалось. На самолёте с самоориентирующимся колесом связать лыжу с передней стойкой не получится, её нужно будет крепить к фюзеляжу перед колесом. Вот  схемка, чтобы была понятна (может бредовая) мысль.
 

Вложения

dombrov

Я люблю строить самолеты!
  Такой тип подвески шасси называется маятниковым. Я очень за него ратую. На моём первом самолёте Михаил Ефимов стойки основных шасси были маятниковыми и это обстоятельство позволяло перескакивать без последствий через полуторныые кирпичи, несмотря на то, что сами основные колёса были крохотными - дутики 200х80 ! Так работают задние колёсам мотоциклов, ой простите, байков! Так сделаны основные шасси Вильги и в основном все носовые колёса самолётов, кроме Як-52. Упрощение шасси в виде рессорной балки - не самый лучший вариант в смысле эксплуатации. Вопрос же малого удельного давления шасси на грунт я решаю по-другому, с помошью противокапотажной лыжи. А для примера вспомните аварийную посадку А-22 на дальнем востоке в слишком рыхлый, кочковатый грунт, когда носовая стойка мёртво встряла в грунт и от перегрузки у самолёта сложились передние стойки кабины, а ребят впечатало в приборную доску. И неважно, по какой причине это произошло, важны результаты. Схема же Вашего шасси ничего бредового в себе не несёт, а только достойна подражанию.
  Винт - расходный материал... Некоторые летаю так, как будто у них жизнь - расходный материал!
 

vladisvet

Я люблю строить самолеты!
@ mikoma

Если можно фото или схемку установки переднего лыжонка на дельталет.
 
vsvtr сказал(а):
Если можно фото или схемку установки переднего лыжонка на дельталет.
Схема вверху ( ответ 404 )как раз для дельталёта. Лыжа-рычаг подвески колеса.
Лыжа качается вместе с передним колесом (являясь ещё и обтекателем вилки дельталёта). На фото-вариант вилки с резиношнуровой аммортизацией.
 

Вложения

Вопрос же малого удельного давления шасси на грунт я решаю по-другому, с помошью противокапотажной лыжи.
Фактически эта схема и есть как вариант с противокапотажной лыжей. Основной недостаток передней стойки практически на 80% устранён, а все преимущества сохранены. Фактически мы с Вами пришли на мой взгляд к компромиссу.
 
Сразу могу согласится, что "рабочую часть" лыжи можно опустить пониже, чтобы остался клиренс милиметров 50-60.
 

maket

Сдавшихся - в разы больше, чем проигравших.
не могу понять, зачем лыжу делать качающейся и связанной с осью колеса?
почему не подходит просто лыжа на днище носовой части?
 
Для самолёта-скорее всего: да. Только вес лыжи-рычага на рисунке всего 2,2 кг. В сочетании с меньшим колесом можно сделать стойку с тем же весом, что стойка с большим колесом.
Для дельталёта намного проще опять же "продлить" рычаг, чем удлинять продольную трубу, ставить на неё лыжу. К тому же у дельталётов мешает обтекатель.
Хотя против жёсткой лыжи на передней части, если это выгоднее тоже ничего не имею. Главное-предотвратить капот и поломку передней стойки при сохранении преимуществ схемы с носовым колесом.
 

dombrov

Я люблю строить самолеты!
     Мне абсолютно понятны все суждения Михаила и ои заслуживают внимания. Человек борется за живучесть машины и её агрегатов, что во время проведения химработ архиважно для выполнения договора. Ремонт в полевых условиях очень непростая штука и требует времени, а его то агрономы и не дают, у них всегда всё надо сделать ещё вчера. Один капот на мотодельте и полетела система распыления со штангами, винт, крыло, а то ещё и сам морду побъёшь. Поэтому на мотодельте капот - почти трагедия. Такая маятниковая лыжонка с колесом была бы почти бесспорным решением проблемы, если бы передним колесом не надо было рулить, и тогда задача очень усложняется, приходится делать компактно, а компактное работает неважно, нужен побольше рычаг, а его некуда спрятать из-за капота. Но по-любому такая передняя стойка лучше любой современной телескопической, как на мотоцикле. Не многие ребята до такого додумались. У наших дельталётчиков я такого не видел.
   Ну а если по теме: в нашу "лодку" сели несколько смелых аргонавтов и мы оттолкнулись от берега. Медленно поплыл от нас причал. Назад мы должны вернуться через три года или раньше, как повезёт, как сумеем.
 
С наилучшими пожеланиями: Семь футов Вам под килем, ребята и попутного ветра, под чем бы вы не ходили! И ещё, наверное, чтобы море было к Вам благосклонно, а на берегу всегда будут те люди, которые Вас ждут, помнят и любят!
:)
 
    ..............Но по-любому такая передняя стойка лучше любой современной телескопической, как на мотоцикле. Не многие ребята до такого додумались. У наших дельталётчиков я такого не видел.
   ...........
Валерий Алексеевич, ты много чего у наших дельталетчиков не видел ( в своем же отечестве, как правило, пророка нет), если интересно будет - заезжай по известному адресу, покажу такую стойку   ;)
 

dombrov

Я люблю строить самолеты!
Игорь, ты её на фотке выложи, а люди скажут, такая же она, или нет?
 

dombrov

Я люблю строить самолеты!
   Игорёк! Нету у тебя такой стойки с лыжонкой, как изображена на схеме! У тебя самая обычная рычажная стойка, такая же, как на фото Микомы. И нефиг обижаться. И доказывать свою правоту нужно не мне,  а тем, кто про эту лыжонку разговор начал. Я так думаю.
 

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
Противокапотажная лыжа- очень правильная идея, но применительно к дельталёту - возможно более оптимально делать сам обтекатель с изрядным запасом прочности и способностью поглощать и преобразовывать в скольжение энергию удара, по аналогии с оживальной передней частью монокока Формулы-1. Там было принято именно такое техническое решение и надо полагать, по причине его эффективности... вариантов было немало, а финансирование на НИОКР даже захудалой команды Ф1- больше на порядок возможностей всех форумян РЕАА вместе взятых.
Из собственного горького опыта - обтекатель с килограммом углеткани в передней части спас мне жизнь при столкновении с землей в ночном вылете. Общий вес его был около 7 кг, по спецзаказу, при стандартных 2,5. Дельталёт Р-16.
Небольшой офтоп про лыжи - однажды я на полном серьезе собирался химичить на дельталете на лыжном шасси, в разгар лета ))). Дожди улили все вокруг, до невозможности проехать на колесном транспорте, а ближайший участок твердой дороги был в 12 км от поля ... не налетаешься. Дело в том, что на лыжах с дюралевой подошвой дельт едет по высокой и мокрой траве не сильно хуже чем по снегу, главное треие покоя преодолеть.Сделал пару пробных вылетов , без нагрузки -результат вполне удовлетворил, а на следующий день погода таки наладилась и грунтовая колея подсохла. К сожалению фото на лыжах с химштангами не сохранилось...
 
Вверх