Идея простая и главная цель идеи-спасение жизни и здоровья пилоту СХ с-та при аварии, особенно при лобовом столкновении с препятствием.
Далее речь идёт о сельхозсамолёте с объёмом химбака около 250 литров.
Идея состоит в следующем:
Используется компоновка с кабиной перед пилотом шириной около 1 метра.
Управление самолётом спарено с передней кабиной. В передней кабине управление съёмное.
Кабина предназначена для размещения химбака-кресла под двух пассажиров ( в пассажирском варианте), и гасителей кинетической энергии в кабине в СХ варианте.
Химбак расположен в нижней части кабины и спроектирован одновременно как кресло для пассажиров. Кресло единое в одном уровне. Это необходимо для возможности посадки пилота посередине. Поясню: для ввода в строй нового пилота существует возможность двух вариантов: инструктор спереди-пилот сзади (на рабочем месте) или пилот спереди-инструктор сзади (на рабочем месте).
Для упрощения назовём людей в первой кабине: «пассажиры». «Пилот»-во второй кабине.
Для улучшения обзора пилоту пассажиры сидят в положении «полулёжа». См. рисунок.
Двигатель-впереди.
Фюзеляж-ферменный.
Химбак интегрирован с фермой фюзеляжа. Заправка химбака по бокам. Аварийный слив.
Шасси-с носовой опорой.
В сельхозварианте управление в передней кабине снимается. Перед пилотом имеется свободное пространство (деформируемая зона) длиной около 1,2-1,3 м, объёмом немногим менее одного кубического метра. Это пространство можно заполнить гасителями кинетической энергии. Это могут быть: специальные амортизаторы-гасители энергии (не поверите, имеются в продаже), сотовые авиационные заполнители, заполняющие весь объём кабины (вес около 20-30 кг, может и меньше), много лёгких мячиков и т. д. и т. п. список можете продолжить. Эти гасители энергии при посадке на воду могут ещё обеспечить запас плавучести.
Идея, как идея, ещё сырая, но потенциал в ней есть.
За рисунок сильно не пинайте-сделал за 10 мин просто для наглядности.
Пример сотовых заполнителей:
http://www.kuranty.pro/sotovyiy-zapolnitel/harakteristiki1/