Роторный жидкостно-кольцевой ДВС

Откуда
С-Пб
Вынос из темы #542 .

Встречал у к.т.н. Ворогушина (ник его здесь Владимир Александрович - но не появлялся с 23-го года...) упоминание, что жидкостно-кольцевой компрессор можно использовать и в качестве расширительный машины.
А если сделать у него вращающийся корпус - то и заметно увеличить КПД.

1765363311859.png
1765362969598.png

4.1. Принцип работы водокольцевых компрессоров

...Для уменьшения гидравлических потерь в водокольцевом компрессоре применяется конструкция с неподвижным ротором и вращающимся цилиндром. Экспериментально доказана возможность сжатия газа в таком одноступенчатом компрессоре до давления 1 Мн/кв.м.

Связи не вижу между жидким рабочим телом и стенкой. Механтческой. В смысле 4/8/20 мембран по кругу в каждой полости - все ясно как пойдет усилие от рабочего тела. Тут тупо выдавит в другие полости.
Есть просто стирлинг с жидкими поршнями - открытый цилиндр опущен в воду. То там давление почти никакое. Работу берет сила архимеда - вытеснение.

Забыли, что вода крутится, и на неё действует центробежная сила. Образуя крышку (во вращающейся системе отсчёта) поршневых камер. А из-за экцентрисета внутреннего ротора - этот объем переменный. Если внешний корпус крутить с той же угловой скоростью (пальцевой муфтой, например), что и внутренний - затраты на "взбалтывание" жидкости уйдут, только трение от погружения лопаток в жидкость останется.

Накидал упрощенную картинку, не ДВС, а просто пневмопривод (обращенный компрессор).
1765542445191.png


Выдавливать жидкость из поршневой камеры - будет, однако на работе такого привода - это принципиально не отражается. Если часть жидкости выдавит из камеры (увеличив давление в соседних) - момент на лопатках, из за разницы их площадей, на которые действует давление в камере - всё равно останется. Плюс, есть инерционность этой жидкости, и её гидравлическое сопротивление при перетекании между камерами, которое тоже мешает её выдавливать.

Кстати, если уж делать такой ДВС - заманчиво выглядит идея заполнить камеру топливом)
Правда, часть топлива - будет улетать в выхлоп, но это решаемо доп.камерой дожигания (с факельной форсункой), и турбонаддувом, для возврата этой энергии в цикл.
Stanislavz , предлагаю продолжить обсуждение здесь)
тема кажется интересной.

Для применения в качестве ДВС - кажется целесообразным перегородкой разделить ротор на компрессорную и расширительную секции, а камеры сгорания (при постоянном объёме) - расположить в центральной части (ступицы) ротора.
Сжатый в компрессорной части воздух через перепускные каналы в неподвижной части корпуса - подавать в револьверные наклонные КС в ступице ротора, осуществляя в них сгорание при постоянном объёме, а газы от сгорания - аналогичным образом перепускать на расширение.
Для продувки КС от остаточных газов - использовать часть сжатого воздуха (регулируя его кол-во - можно реализовать EGR).
 
Компрессорная часть ротора
1765558231877.png

Расширительная часть ротора (двигатель)
1765558265321.png

а где-то посередине - КС)
 
А ведь это практически идеальная схема для машины небольшой мощности по циклу Ренкина (паровой лопаточный турбины), в том числе ORC (органических жидкостях, фреонах и т. п.).
Потери жидкости из кольца (капельные) - улетают в конденсатор, откуда возвращаются насосом в парогенератор.
И компрессора не надо, только расширительная машина.

Причём, ничего принципиально не мешает сделать её многоступенчатой - с увеличением ширины жидкостного кольца и лопаток в каждой последующей ступени, и срабатывать на каждой ступени относительно малый перепад давления.
Недостаток - необходимость раскрутки связки ротор-корпус для старта, перед подачей пара на турбину.
 
Жижъкость мягкая. Она течёт в сторону низкого давления. Стенкой любой камеры она быть не может. Как ни жаль.
Водокольцевой вакуумный насос увы, не обеспечивает хороших значений вакуума. Такой используют обычно в доильных аппаратах. Для мягкого отсоса молока из коровьих титек.
 
Жижъкость мягкая. Она течёт в сторону низкого давления. Стенкой любой камеры она быть не может. Как ни жаль.
Водокольцевой вакуумный насос увы, не обеспечивает хороших значений вакуума. Такой используют обычно в доильных аппаратах. Для мягкого отсоса молока из коровьих титек.
Серийные, с неподвижным статором, обеспечивают 0.15Мпа перепад давления. Сделайте глубину погружения лопаток в жидкость больше - получите больший допустимый перепад, ибо у жидкости есть вязкость и инерция. Если и этого мало - делаете несколько ступеней.
Screenshot_20251213_145644_com.yandex.browser.jpg
 
более того, есть и серийные на большее давление - 0.5МПа в одной ступени
Посмотреть вложение 589352
Я интересовался вакуумными насосами для холодильной техники и сжижения газов. Так вот, тогдашние водокольцевые не годились даже для первой ступени.
 
Применял ВН-12 в промышленных проектах. Для вакуумной загрузки в химические реакторы для изготовления смол. Если в ближайшее время буду не том производстве, могу фотографировать устройство.
 
Применял ВН-12 в промышленных проектах. Для вакуумной загрузки в химические реакторы для изготовления смол. Если в ближайшее время буду не том производстве, могу фотографировать устройство.
На серийных насосах, насколько я знаю, не делают вращающийся корпус, мирятся со сниженным кпд. Но все равно интересно)
 
Первые прикидки по компоновке.
Ротор и корпус на пром.подшипниках, внешний диаметр ротора 208мм.
Передача вращения на корпус - тремя серьгами (половинка от муфты Шмидта, как было у Ворогушина в его варианте БШМ - хотя, возможно, стоит применить полную муфту - для обеспечения равномерного вращения)
1765727917558.gif


П.С: Хотя, честно говоря, особой разницы полная муфта, или половинка - я не заметил.
1765731784442.gif
 
Последнее редактирование:
Как бы, уже была отмечена излишняя степень свободы такого соединения. Ротору будет нелегко сохранять своё положение относительно корпуса.
 
Как бы, уже была отмечена излишняя степень свободы такого соединения. Ротору будет нелегко сохранять своё положение относительно корпуса.
C противоположной стороны, где выходной вал - по два подшипника, и у вала, и вращающегося корпуса. Принцип работы серьги - тот же, что у спарника паровоза. Лишней степени свободы тогда нет, оси вращения фиксированные.

ПыСы: И пожалуй, надо побольше лопаток, что бы перетекание на впуске уменьшить...
 
Нифига не могу въехать в принцип. Чота туплю. Можно пошагово в картинках по тактам: где впуск свежей смеси извне, где такт сжатия, горения, расширения, выпуска, продувки?
 
Нифига не могу въехать в принцип. Чота туплю. Можно пошагово в картинках по тактам: где впуск свежей смеси извне, где такт сжатия, горения, расширения, выпуска, продувки?
СОДЕРЖАНИЕ темы уже не совсем соответствует названию)
Речь пока только про расширительная секцию, для применения в качестве паровой машины/пневмопривода.

Сделать ДВС из нее можно, разделив ротор диаметральной перегородкой, тогда получится компрессор в одной половине, а лопаточная машина расширения в другой. КС - в ступице, револьверные.
 
А помните как старик Хоттабыч подстказывал Вольке ответы на географии? "- Ха-ха, чушь! Если бы Земля была шаром, то воды стекли бы с неё вниз. " Я такой старый, что помню этот момент. Этот расширитель придётся раскрутить сперва. И жидкость применять какую-нибудь силиконовую термостойкую, фьюзерое масло. И на корпусе тоже лопатки сделать, так, чтобы лопатки ротора входили между ними.
 
А помните как старик Хоттабыч подстказывал Вольке ответы на географии? "- Ха-ха, чушь! Если бы Земля была шаром, то воды стекли бы с неё вниз. " Я такой старый, что помню этот момент. Этот расширитель придётся раскрутить сперва. И жидкость применять какую-нибудь силиконовую термостойкую, фьюзерое масло. И на корпусе тоже лопатки сделать, так, чтобы лопатки ротора входили между ними.
Конечно, нужно раскрутить, без этого ЖК не сформируется.

А вот всё остальное - совершенно не обязательно.
При использовании в качестве ДВС - оптимальный вариант жидкости - топливо.
А в паровой расширительной машине - вода, или что-то вроде октафторпропана (С3F8) или декафторбутана (С4F10), для ORC цикла.
 
Назад
Вверх