Особые случаи полётов СЛА.

Ни фига!!! Нельзя так!! Не надо менять решения. 
-- чрезмерная упертость тоже чревата. Не стоит менять решения, когда к тому нет объективных предпосылок - это, наверно, в большинстве случаев так. А упорствовать, когда очевидно, что принятое решение было ошибочным и объективно есть возможность его изменить - не за чем. Иначе бы не существовало вообще такого понятия, как "запасной аэродром".
Опасно не изменение решений само по себе, а преждевременное принятие решений, которое и влечет за собой необходимость корректировки.
Неспроста на взлете существует скорость принятия решения - решать раньше взлетать или ну его нафиг - невозможно. Недостаточно данных. А если стоя на исполнительном решить "взлетаю" - очевидно в какую лужу можно сесть.
Взлет просто самый очевидный случай. На самом деле для любого решения есть "оптимальные условия принятия".
Кроме того необходимо осознавать точки невозврата. Т.е. моменты, после которых изменение решения неприемлемо. Как в случае с корректировкой курса при вынужденной посадке.
Что касается привычек - есть лишь одна полезная: привычка думать.
 

in the sky

Я лечу!
Неспроста на взлете существует скорость принятия решения - решать раньше взлетать или ну его нафиг - невозможно. Недостаточно данных. А если стоя на исполнительном решить "взлетаю" - очевидно в какую лужу можно сесть.
Вообще то к взлету готовятся на предполетной подготовке. В том числе решают след-е задачи: хватит ли полосы остановится если прекратить взлет. Куда плюхаться если обрежет двигатель на взлете, куда плюхать  на круге если обрежет двигатель, какие площадки есть по маршруту и тд  и тп. Продумывается абсолютно все. И ответы на ВСЕ ситуации должны быть в голове. И никаких  сюрпризов просто быть не должно. ИМХО.  Ну а если думать не положено по статусу(хули нам лихачам) или склероз-ну тогда  будь здоров.

Ну разве что когда неожиданно поднимут на вашем СП-30 на перехват вражеских бомбардировщиков-тогда согласен, неожиданность.  ;D
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
2 секунды в полете это много.Раньше, я говорил выше, чтопо меркам обычного дельталета это дистанцияв пределах 40 м. О более скоростных ЛА и говорить нечего. Это грубо говоря половина дистанции пробега. Бог знает что на пробеге может случиться с таким тугодумом.

Вот длятаких случаев, как пример, и нужны крепкие, важные и необходимые летные навыки, чтобы не думать 2 сек, а действовать практически мгновенно используя именно эти навыки. 
Навыки рефлексы ревфлексы навыки, все проще – организм должен адекватно воспринимать происходящие, руки ноги  делать когда надо, куда надо и насколько надо, что бы не убиться в сию секунду, а мозг в это время должен быть занять мыслями как выбраться из той жопы в которую пипл залез благодаря этому самому мозгу, тогда все будет ровно. Если в этой цепочке что то нарушилось жди какую нить гадость от самого себя или от аппарата.
Что бы эта цепочка работала надо больше летать, в свободное от полетов время строить себе в голове разные гадостные ситуации – вырабатывать методику их решения, приставать к старшим товарищам как бы поступили они, тогда собственная шкура если и достанется костлявой то за очень дорогую цену.
Больше летать - организм будет летать без участия мозга в этом процессе.
Строить гадостные ситуации – пока организм будет лететь мозгу будет из чего выбрать способ как выбраться из той жопы в которую он себя завез.
Вот, получилось по хамски, но просто и доступно в какую сторону надо двигаться совершенствуя свою технику пилотирования и набирая в голову методик действия при различных нештатных ситуациях.
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
Да и вот еще что, тут уже кто то писал, так вот я присоединяюсь – прежде чем сесть и в свое летадло в башке  ни один вопрос «а что будет если вдруг ……» не должен остаться без ответа. Если хоть на один «а что будет если вдруг…..» нет ответа, лучше не взлетать.
Набор этих «если» с налетом только увеличивается, а ответы на них не всегда такие какими их хотел бы видеть пилот. Например в Ватулино с взлетным 322, в Вихрево с взлетным  139 ответ на «если» один – встанет на взлете после отрыва, отворачивать не куда и миновать собственной попой березы будет достаточно сложно, но все летают.
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Техника пилотирования у летного состава совершенствуется на основе теоретических знаний наработкой необходимых навыков во всем объеме курса учебно-летной подготовки, с помощью которых, наученный летчик практически мгновенно и правильно реагирует на любые изменения воздушной обстановки и условий полета.
Красиво сказано! Просто и доходчиво!
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Потому что, принебрегают иногда своим же собственым опытом. 
    Сложность в том, что опытом пренебречь можно только сознательно. Знаю, что так нельзя, а всё равно сделаю. Речь идёт о случаях, когда видимых внешних причин катастрофы не просматривается. Списать всё можно только на пилота. Пилот почему-то делает неверные движения, которые приводят к аварии или катастрофе. Пилот попадает в очень плохую ловушку, когда его бессознательное заставляет его сделать гадость, к которой он не готов. И сделает он её неконтролируемо, рефлекторно. Рефлекторные (бессознательные) движения не всегда мгновенны. На моих глазах мой товарищ 5 минут раскачивал мдп, пока не врезался в землю. Все эти 5 минут его движения были абсолютно рефлекторными. Он был беспомощен. Перед ударом он совершил спасительное рефлекторное движение - отдал трапецию. Это его спасло. Повторить сознательно его раскачки на этом же аппарате оказалось невозможным.
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
На моих глазах мой товарищ 5 минут раскачивал мдп, пока не врезался в землю. Все эти 5 минут его движения были абсолютно рефлекторными.

Товарищ раскачивал дельту лишь потому что пытался спасти свою шкуру применив свой жизненный опыт, а опыт у него к сожалению был один ручка влево ручка в право, а что делать при раскачке и как определить почему она началась он банально не знал. При дальнейших рассуждениях его ошибку можно подвести под любую теорию.

Рефлекс устойчивая неконтролируемая реакция на раздражитель, Навык та же реакция но уже точная и осознанная.

Техника пилотирования у летного состава совершенствуется на основе теоретических знаний наработкой необходимых навыков во всем объеме курса учебно-летной подготовки, с помощью которых, наученный летчик практически мгновенно и правильно реагирует на любые изменения воздушной обстановки и условий полета.
Красиво сказано! Просто и доходчиво!

Присоединяюсь, лучше и не сформулировать.
 
S

sun

На моих глазах мой товарищ 5 минут раскачивал мдп, пока не врезался в землю. Все эти 5 минут его движения были абсолютно рефлекторными. Он был беспомощен.
Рефлексы должны обновляться при смене аппарата, это называется - перучивание, а Ваш товарищ перетащил прежние рефлексы на новый аппарат, а они не подошли.
Когда я впервые сел на Марлин, тоже начал ловить раскачку, потом она как-то сама собой прошла. Ну правда мне хватало ума вовремя ее распознать, и с землей не обниматься.
 
готовятся на предполетной подготовке
-- главное не путать подготовку и принятие решений в реальном масштабе времени. Есть категория людей, достаточно большая по численности, которые в принципе не способны к принятию решений в цейтноте. Такие люди могут чудесным образом рассказать что они будут делать в том или ином случае. Во всех мыслимых вариантах и при любых вводных. Но когда придет время действовать - просто впадают в оцепенение и ничего не делают.
Хорошо известный синдром "блондинки за рулем". И дело вовсе не в том, что "недоучки", "права купили" и.т.п.  У них просто операционная система - не приспособлена для работы в реальном времени. Происходит самая натуральная DDOS атака на их систему принятия решений - и она отказывает.
 
СП-30 на перехват вражеских бомбардировщиков
-- неожиданности куда разнообразнее, чем можно предположить и подготовиться. И к этому тоже должна быть определенная подготовка. Скорее психологическая, чем какая-либо конкретная. Т.е. необходима готовность в любой момент бросить все, чем занимался и планировал заниматься, полностью отказаться от проработанного заранее плана, проанализировать чем сложившаяся ситуация принципиально отличается от того, что встречалось прежде и выработать новый план, после чего реализовать его.
Чтобы понимать о чем это - простой автомобильный пример: вы останавливаетесь на перекрестке на красный свет вторым. И через небольшой промежуток времени видите, что приближающийся сзади здоровенный самосвал тормозить не может/не собирается.
Вряд ли найдется много водителей, у которых есть заранее проработанная разумная схема на этот случай.
 

in the sky

Я лечу!
неожиданности куда разнообразнее, чем можно предположить и подготовиться. И к этому тоже должна быть определенная подготовка. Скорее психологическая, чем какая-либо конкретная. Т.е. необходима готовность в любой момент бросить все, чем занимался и планировал заниматься, полностью отказаться от проработанного заранее плана, проанализировать чем сложившаяся ситуация принципиально отличается от того, что встречалось прежде и выработать новый план, после чего реализовать его.
Чтобы понимать о чем это - простой автомобильный пример: вы останавливаетесь на перекрестке на красный свет вторым. И через небольшой промежуток времени видите, что приближающийся сзади здоровенный самосвал тормозить не может/не собирается.
самая банальнейщая ситуация, только "блондинки" в заднее зеркало не смотрят и попадают в такие ситуации

вот кстати хороший водитель. смотреть с 40 сек
http://www.youtube.com/watch?v=fXa61Dgaj0w


Ну давайте перечилите хотя бы  три случая, которых нет РЛЭ и  которые могут быть неожиданностью в полете, . Ни одного не найдете
 
А тренаж нафига?
-- осознание того, что это тренаж и им не дадут убиться - для многих людей в корне меняет ситуацию.
Что бы эта цепочка работала надо больше летать
-- а вот это ключевая фраза. Летать раз в месяц в теплое время года и делать это безопасно - невозможно принципиально. А иной режим для любителя в существующих жизненных условиях мало реален.
спасительное рефлекторное движение - отдал трапецию
-- у меня есть знакомец - пилот МиГ-29, вышедший в отставку и пересевший на дельталет. Он отлетал на дельталете безаварийно много лет, но когда в один момент увидел прямо перед собой провода - рванул трапецию и воткнулся в болото. Как потом сам говорил - древний, усвоенный с молодых лет рефлекс - оказался сильнее и прорвался из глубин подсознания. Так что никогда нельзя быть уверенным, что "окончательно переучился".
Сейчас не вспомню кто точно,  но кто-то из инструкторов говорил мне, что старается не брать в качестве курсантов на дельталет бывших профессиональных летчиков. Именно ввиду стойких многолетних "неправильных" рефлексов.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Товарищ раскачивал дельту лишь потому что пытался спасти свою шкуру применив свой жизненный опыт, а опыт у него к сожалению был один ручка влево ручка в право, а что делать при раскачке и как определить почему она началась он банально не знал. 
   В том то и дело, что это был опытнейший дельтапланерист, в своё время известный в широких дельтапланерных кругах. Он имел опыт  раскрытия парашюта в голландском шаге. Мы с ним много обсуждали причину и условия его возникновения. Возможно, сыграло роль недостаточное понимание механизмов этого явления. Согласитесь, что рефлекторным универсальным движением дельтапланеристов является взятие трапеции на себя. Хорошо усвоенный опыт вытесняет любые теории, пусть даже и правильные. Тем не менее, в основе той аварии оказались абсолютно другие причины, абсолютно не связанные ни с какими полётами. Они и заставили человека совершать изощрённые движения, чуть не приведшие его к погибели.
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
Вряд ли найдется много водителей, у которых есть заранее проработанная разумная схема на этот случай. 
Я как то стоя на светофоре в снегопад на щелковском шоссе выезжал на встречку (благо не было ни кого) видя позади себе 24ю волгу пытающуюся остановиться.

Повторюсь еще раз, в голове строим различные поганые ситуации и ищем их решение на основе собственного опыта и опыта старших товарищей.
Мозг в полете должен быть занять принятием решений а не управлением аппаратом.
 
которых нет РЛЭ и  которые могут быть неожиданностью в полете
-- ок, применительно к дельталету:
1) поймал глазом майского жука (вариант - атакован птицей).
2) пассажир-покатушечник судорожно вцепился в... далее по вкусу.
3) обстрел с земли.
4) грубое нарушение правил полетов остальными участниками воздушного движения.


Все четыре ситуации - абсолютно не вымышленные.
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
В том то и дело, что это был опытнейший дельтапланерист, в своё время известный в широких дельтапланерных кругах. Он имел опытраскрытия парашюта в голландском шаге. Мы с ним много обсуждали причину и условия его возникновения. Возможно, сыграло роль недостаточное понимание механизмов этого явления. Согласитесь, что рефлекторным универсальным движением дельтапланеристов является взятие трапеции на себя. Хорошо усвоенный опыт вытесняет любые теории, пусть даже и правильные. Тем не менее, в основе той аварии оказались абсолютно другие причины, абсолютно не связанные ни с какими полётами. Они и заставили человека совершать изощрённые движения, чуть не приведшие его к погибели. 
Не соглашусь, что такое раскачка ученики знают все, они ее попробовали, они знают как с ней бороться, они не только знают но и каждый прежде чем вылететь самостоятельно попробовал и убедился что расход ручки на единицу перегрузки действительно на большой скорости становится меньше чем на маленькой.

А в случае с вашим товарищем цепочка организм рулит мозг решает задачи была нарушена, почему не знаю. При разборе ошибок на посадке и летных происшествий рекомендую следующею схему.

Отклонение - отклонение летательного аппарата от штатных режимов полета.

Ошибка - действия рук пилота.

Причина - в голове пилота

Мероприятия - что на сделать для того что бы подобное ни когда не повторялось.

Пример: самолет летит все время с левым креном и с данной правой ногой (как то же надо прямо лететь).

Отклонение - скольжение в горизонтальном полете на схеме круга.

Ошибка - дана правая нога, создан левый крен (скольжение)

Причина - узкая для габаритов курсанта кабина, уперся левым локтем в борт, сидит криво и голова думает что едет прямо.

Мероприятия - убираем локоть и крен организма совпадает с креном самолета.
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
- ок, применительно к дельталету:
1) поймал глазом майского жука (вариант - атакован птицей).
2) пассажир-покатушечник судорожно вцепился в... далее по вкусу.
3) обстрел с земли.
4) грубое нарушение правил полетов остальными участниками воздушного движения.

А где здесь неожиданности

1. Ни кода не заходите на посадку и не летайте на предельно малых высотах с открытом забралом или снятыми очками. Если попало что в глаз - режим взлетный подальше от земли пока слезы окончательно не залили глаза, там проморгаете и спокойно сядете.

2. Режим взлетный подальше от земли, дальше разберетесь.

3. Об этом вы узнаете в следующей жизни или при осмотре аппарата после посадки. Не летайте в местах где открыт сезон охоты, низко над дачными поселками, понимайте что кто то может быть влюблен в ваш мудолет не так сильно как вы.

4. Крути верти головой на 360 градусов, не летай парой с неопытными пилотами, знай мертвые зоны своего аппарата, не маневрируй в сторону мертвой зоны если знаешь что в воздухе не один.

Где тут неожиданности, об этом уже размышлялось не раз, а половину написано в НПП ГА.
 

in the sky

Я лечу!
1) поймал глазом майского жука (вариант - атакован птицей).
Шлем или очки. Аж с 1903 года носят. Аль религия не позволяет?
2) пассажир-покатушечник судорожно вцепился в... далее по вкусу.
Нахождение посторонних лиц в кабине экипажа запрещено. Также запрещено допускать у управлению лиц не имеющих подготовку. Если убъет вас и себя-вина целиком и полностью на пилоте.
3) обстрел с земли.
Обстрел с земли приведет либо к отказу какой то системы, что делать при отказе какой либо системы-описан в РЛЭ. Или смерть или ранение пилота. И много у нас пилотов раненных или убитых огнем с земли?

4) грубое нарушение правил полетов остальными участниками воздушного движения.
Тоже все прописано: какими бортами и как расходится. Не соблюли-виноваты сами.


Как видим нет ни одного случая кторый нельзя обдумать ранее.
 
Вверх