Сравнивать нужно сравнимое.
Я попробовал сравнить сравнимое. В книге Стенина В.А. "Судовое главное энергетическое оборудование. Судовые дизели." 2003г на стр.22 Таблица 6.1 приведены данные по судовым дизелям. В частности безнаддувный 6Ч 36/45, наддувный 6ЧН 36/45 и крейцкопфный 5ДКРН 62140 выбраны мной по близкой средней скорости поршня:
Дизель..................Сп (м/с)........n(об/мин).......Rп (ч)
6Ч 36/45...............5,6...............375................7000
6ЧН 36/45.............5,7...............500................4500
5ДКРН 62/140-3....6,24..............140................6000
Везде указывается ресурс Rп до переборки с выемкой поршня. Надо полагать при переборке производится замена колец и вкладышей КВ. Интересно, что по общей закономерности наличие наддува существенно снижает ресурс. Здесь это видно при сравнении дизелей 6Ч 36/45 и 6ЧН 36/45. В то же время видна и разница в ресурсе до переборки между крейцкопфным двигателем и двигателем с КШМ. Причем у крейцкопфного ресурс до переборки выше на 33,3% при большей средней скорости поршня на 9,5%. Слабость такого сравнения в том, что ресурс до переборки не характеризует действительную отбраковку деталей по их состоянию. Деталь может быть еще работоспособной какое-то количество часов, но ее заменяют при переборке.
В книге Вешкельского С.А. "Справочник судового дизелиста" Судостроитель. 1990г. есть обобщенная таблица 7 по ресурсам судовых дизелей до переборки (без привязки к моделям). Факторов влияющих на ресурс до переборки там три. Она разбита по группам диаметров, по интервалам удельной массы дизелей и интервалам значений наддува. Переход от одной группы удельной массы к более высокой увеличивает ресурс до переборки на 1000 часов. Переход от безнаддувного к наддувному варианту (до 1МПа) снижает ресурс до переборки в среднем на 2 тысячи часов. Переход от наддува 1МПа к 1,5МПа и к наддуву более 1,5 МПа снижает ресурс до переборки соответственно по 1 тысяче часов. Иными словами показана качественная картина. Данных по ресурсам конкретных деталей - кольца, поршни, гильзы цилиндров - не приводится.
Но вот поршни свободно-поршневых генераторов газа как и в крейцкопфных двигателях тоже не имеют боковой силы, кроме силы веса. И данные по ресурсам названных деталей есть в книге В.К.Кошкина, Л.М. Майзеля, Б.М.Черномордика "Свободнопоршневые генераторы газа для газотурбинных установок" Машгиз. 1963г. Эти данные приведены для СПГГ GS-34, который как авиационные и судовые двигатели большую часть времени работал на высоких режимах (0,7-0,8 Ном).
Характеристики GS-34:
Адиабатная мощность..................................................1360 л.с.
Диаметр цилиндра.......................................................340 мм
Ход поршней...............................................................550 мм
Номинальное количество циклов...................................588 ц/мин
Степень сжатия в дизельном цилиндре..........................9
Степень повышения давления наддува..........................6,0
Эквивалент степени сжатия в компрессоре....................3,55
Общая степень сжатия в СПГГ.......................................32
Средняя скорость поршня.............................................10,8 м/с
На стр.208 в таблице 47 книги приводятся достигнутые ресурсы интересующих нас деталей:
Первое поршневое кольцо..................................8000 ч
Остальные поршневые кольца............................10000 ч
Гильза цилиндра............................................... 20000 ч
Поршни....................................................более 20000 ч
Эти данные подтверждают, что в бесшатунных двигателях достаточно в условиях эксплуатации один раз заменить поршневые кольца и межремонтный ресурс мотора можно поднять как минимум в два раза.