GA(W)-1.
Мы тут в Самаре убедились, что для наших легких самолетов ничего лучше не придумаешь. Практика показала, что крылья получаются заметно более несущими и с большим аэродинамическим качеством.
Первым в Самаре его применял Мирошник на своих планерах в 1989г. Потом на гидросамолетах начали применять, потом уже на всех самолетах. Профиль мало чувствителен к загрязнениям передней кромки, что на гидросамолетах очень заметно.
На Р-3а если мокрое крыло, то можно не взлететь, а ГАВ все терпит. Очень терпелив к обледенению. У нас часто бывает полеты с воды до снега. Вот как на видео: http://youtu.be/0iWwJnsK6Qs
Брызги попадают на крыло, замерзают, но несущая способность крыла не падает. Так что для химика сам бог велел.
Очень хорошо на ГАВ работает механизация - большой прирост Су. Я занимался разработкой механизации для Л-42 и Л-44. Удалось получить реально для самолета Сумакс=2,4. ! Это в летных испытаниях подтвердилось.
На химиках применяется хитрый закрылок, который затягивает срыв. На ГАВ-1 срыв и так довольно плавный, а с этим закрылком самолет практически не срывается. Парашютирует без потери подъемной силы. На виражах на перегруженном самолете это заметно как увеличение радиуса виража без потери несущей способности крыла.
И при всех этих достоинствах у ГАВ большое аэродинамическое качество. Чистый профиль по соотношению Су к Сх ( так называемое качество профиля) приближается к планерным профилям - больше 80ед. На самолетах удается достичь качества 14-15ед.
Поэтому химики наши и летают, что хорошее большое крыло с большим удлинением. Если нарисовать поляры Бекаса, Сп-30 и Ястреба то все станет ясно.
Впрочем для аэродинамика и так все ясно. Главное в самолете -хорошее крыло. Все за это бьются. Ищут наиболее несущие профиля. А что на легких самолетах? На Бекасе стоит 12-процентный НАСовский профиль, слабонесущий. Он не может тащить большую нагрузку изначально. На Сп-30 профиль сильно портит предкрылок. Аэродинамическое качество крыла он убивает. В полете самолет летит на таких углах, когда предкрылок не нужен, а включается он в работу на углах больше 12 град. То есть за пределами летного диапазона. А качество портит все время. Конечно, хороший мотор все вытянет. Но мы то начинали летать еще на Вихрях, поэтому всегда боролись за аэродинамику своих самолетов.
Был у нас в Самаре один случай. Один главный конструктор построил гидроплан. Такой с виду неказистый весь в расчалках, двухбалочный двухместный самолет, Но он понял что с 582-м это чудо летать не будет, купил первый тогда в Самаре 912-100-ку, и решил что сейчас самолет полетит аки х#рувим. АН нет ! Не летит ! И тогда он сказал замечательную фразу : Вот блин ! Есть такая наука - аэродинамика ! Ее не на---ешь !
Так что чуда никакого нет. Есть опыт и следование законам физики. У нас все по формулам.