Как оценить мощность двигателя в л. с.

КАА, спасибо, что поделились реальным опытом, правда, очень интересно. Склоняюсь в пользу мулинетки.

kvadratov, но аргументам из книжки можно противопоставить, что мулинетка почти не дает струю вдоль фюзеляжа, а измерить разность веса на шасси с помощью современных тензодатчиков можно очень точно. Да и крылья с оперением обычно и так сняты.
 
Немножко почитав разное-всякое, например

http://aviaciaportal.ru/tormozhenie-vintom-i-mulinetkoj/
http://www.vodnyimir.ru/Izmerte_moschnost_podvesnogo_motora.html
http://aviaciaportal.ru/vybor-vozdushnogo-tormoza-dlja-ispytanija-motora/#more-8085

пришёл к выводу, что, в сущности, задача сводится к определению коэффициента К в формуле P=K*n^3 , где Р - мощность, n - число оборотов винта на максимале на месте, для используемого значения угла атаки лопастей. Но коэффициент К не обязательно определять на самолете и при полной мощности, а можно измерить, закрепив винт на электродрели. Только нужно точно определить обороты и момент на ручке дрели.
 
О, все померял!!! Однако, подробнее по порядку.

1) присоединил винт к дрели. На патроне я наклеил бумажную ленту с распечатанными на лазерном принтере ровно 10 чёрными полосками. Таким образом, с помощью всё того же оптодатчика и цифрового частотомера удалось надёжно измерять частоту вращения патрона с точностью 0,1 с-1. Винт на дрели держать тяжело и страшно, дрель перегружается, дымится и дико вибрирует. Тем не менее, надёжно зафиксировал частоту вращения винта на максимале 4,6 с-1 =276 мин-1.
 

Вложения

  • DSC01893a.JPG
    DSC01893a.JPG
    214,5 КБ · Просмотры: 128
  • DSC01888a.JPG
    DSC01888a.JPG
    209,6 КБ · Просмотры: 119
2) основные сложности, как всегда, были с измерением момента. Предстояло измерить момент на патроне дрели на максимале при оборотах 4,6 с-1. Сначала мне показалось, что на этих маленьких оборотах момент будет такой же, как и при неподвижном патроне. Я приделал деревянный рычаг длиной 21,8 см, прицепил пружинные весы на 25 кг и определил силу 2 кг. О точности здесь речи не было, меня интересовал порядок величины. Получился момент 4,3 Н.м. Изготовил блок на оси диаметром 47 мм и с помощью шнура диаметром 1,5 мм определил, что 10-литровый пластиковый канистр с водой до риски улетает на блоке вверх очень быстро. Тогда нагрузил двумя старыми свинцовыми аккумуляторами до суммарной массы груза 13,6 кг, так что вся конструкция поднималась резво, но умеренно, пожалуй где-то 4 об/с.

Для сравнения, привязал веревку с блока к пружинным весам, потянул и на месте определил 21 кгс.
 
А что если оценивать скорость потока от пропеллера, на каком то едином расстоянии от центра вращения и едином удалении?
сравнивая  с эталонными замерами на уже известных системах
 
3) теперь расчеты. На самолете цифровым тахометром со стрелочным индикатором на шаговом двигателе на месте мерялись 4450-4500 мин-1 (в зависимости от погоды). Тот же тахометр, запитанный сигналом от сети частотой 50 гц исправно показал 3000 мин-1. Редуктор 1:2,71 - будем считать не проскальзывает. Итак, на пропеллере с углом лопастей 12,5 градусов обороты 1661 мин-1, так что мощность мотора больше мощности дрели в (1661/276)^3 = 218 раз. Пока-что всё железно, но как найти мощность дрели? Р = 2*пи*4,6 с-1 * момент = 28,9 с-1 * момент.

а) грубая оценка с помощью рычага дает момент 4,3 Н.м и мощность мотора дрели 124 Вт. Мощность ДВС тогда 27 кВт = 36, 7 лс - похоже на правду. (паспортная мощность 34 лс)

б) из поднятия 13,6 кг груза на блоке диаметром 47 мм шнуром диаметром 1,5 мм получаем момент М = 9,81м/с2 * 13,6 кг * 0,04775 м / 2 = 3,19 Н.м
Отсюда мощность 92,2 Вт * 218 = 20,1 кВт; *1,36 = 27,3 лс.

в) из момента на месте М = 21кг * 9,81м/с2 * 0,04775м /2 = 4,9 Н.м получаем мощность Р = 28,9 с-1 * 4,9 Н.м = 141,6 Вт; *218 = 30,9 кВт; * 1,36 = 42 лс

Выводы. Оценка в) явно завышена, потому что момент дрели будет падать с оборотами. В то же время оценка б) скорее пессимистична, потому что груз ещё движется с ускорением. Вывод тот, что мощность двигателя после редуктора, очевидно, около 30 лс. Для повышения точности нужна динамическая нагрузка для дрели мощностью порядка 100 Вт. У меня есть электромотор постоянного тока такой мощности, так что подобрав к нему оптимальную нагрузку, можно мерять на нём момент (и заодно напряжение с током = электрическую мощность для контроля). Что же касается формулы что мощность на винте пропорциональна оборотам в кубе - похоже что выполняется даже при разнице в мощности более 2 порядков.
 
🙂 не, но интересно же узнать мощность!

Померял тем временем момент дрели в зависимости от оборотов на максимале. Мерял с помощью генератора. Кстати, мощность у него 720 Вт, но даже с короткозамкнутой обмоткой с 10А тока в ней он не даёт достаточный момент. Пришлось снимать зависимость и пытаться экстраполировать. Зависимость получилась почти линейной, если не считать точку без вращения. Но в целом, разница - если ее учитывать и если нет - не такая уж большая: без точки при n=0 мощность ДВС 27,5 лс, с точкой - 33 лс. Значения постепенно сходятся к Р=30 лс. Может быть испытаю еще механический вариант тормоза.
 

Вложения

  • moment.JPG
    moment.JPG
    14,4 КБ · Просмотры: 110
задача сводится к определению коэффициента К в формуле P=K*n^3 , где Р - мощность, n - число оборотов винта на максимале на месте, для используемого значения угла атаки лопастей.

К сожалению, для большинства винтов эта зависимость нарушается на оборотах, близких к максимальным. На концах винта, скорость которых приближается к скорости звука, начинаются волновые потери. Особенно этим страдают винты с обрезанными прямоугольными концами. Зависимость становится более крутой, чем кубическая парабола. Это даёт заметную погрешность в определении мощности мотора, или в попытке определить к.п.д. винта.
Момент нужно определять непосредственно.
 
Всё идет к тому, что максимальную тягу, которую выдаёт "приблизительно оптимально" подобраный винт надо поделить на 3....... и получить "приблизительно точную" мощность.  🙂
 
Без редуктора?
Диаметр винта?
Скорость кончиков винта 280м\сек?
Обороты двигателей, если с редуктором?
Винт подъемный или скоростной?
Влажность и температура воздуха?
Некоторые винты  доводят до 4 кг\л.с.

Думаю, это не общий метод, а для однотипных двигателей у одного производителя ВМУ...
 
К сожалению, для большинства винтов эта зависимость нарушается на оборотах, близких к максимальным. На концах винта, скорость которых приближается к скорости звука, начинаются волновые потери. 
Диаметр моего винта 1,68 м, соответственно на 1661 мин-1 окружная скорость 146 м/с. Так что скорость звука - не вопрос. И вы думаете это случайность? В Германии нет СЛА с околозвуковой скоростью кончиков, иначе просто никак не влезть в норму шума 60 дБ. Легкомоторные, однако, могут быть.

Отклонения от кубической характеристики в широком диапазоне оборотов возможны из-за изменения размеров частей винта, в которых число Рейнольдса достаточно велико, для турбулентного потока. То есть на дрели поток будет преимущественно ламинарный, а вот на ДВС на максимале - гораздо в меньшей степени, только вблизи оси. Я так подозреваю...
 
Нашел-таки чисто механический тормоз на момент порядка 5 Нм и мощность 100-200 Вт! Капроновый шнур обёрнут 3 раза вокруг массивного алюминиевого шкива и свободный конец нагружен грузом 700 гр. При включённой дрели тяга с другой стороны 14 кг. Если бы меня спросили, я бы сказал что скользящий капроновый шнур диаметром 1,5 мм тут же расплавится. Но нет! Удивительно, но алюминиевый шкив за 3-4 секунды нагревается градусов до 50-60, а шнур при этом не плавится, хотя мощность достигает 200 Вт! Чудеса... Наверное, такой же тормоз, только побольше, можно сделать и для полноразмерного ДВС. Правда, его неудобно включать на 3 с, но если есть обгонная муфта...

С учетом новых данных становится ясно, что момент изменяется линейно с оборотами, а точка покоя на прямой не лежит. Ну и ладно. Таким образом, сбывается скорее пессимистический прогноз с мощностью моего ДВС в районе 28 лс. На самом деле это значение не так-то плохо, потому что макс. мощность двигатель должен развивать в районе 5200 мин-1. Если предположть, что момент не меняется при растущих оборотах, то 28 лс при 4500 мин-1 превращаются в 32 лс при 5200 мин-1, а это значение, с учётом погрешности и КПД редуктора следует признать совпадающим с паспортными 34 лс. Вобщем, двигатель работает нормально и выдаёт расчётную мощность. Если хочется больше скороподъёмности, нужно совершенствовать в других местах.

Надеюсь, мой опыт кому-то пригодится.

PS. Обнаружил в справочном листке Ульфа - с этим винтом на земле ожидаются обороты на максимале 1600 мин-1, правда, непонятно с каким установочным углом лопастей в диапазоне 10 - 14 градусов.
 

Вложения

  • 100_0123a.jpg
    100_0123a.jpg
    238,5 КБ · Просмотры: 136
  • moment1.JPG
    moment1.JPG
    15,9 КБ · Просмотры: 139
Есть такая метода, позволяющая измерить мощность прямо на самолёте!Её публиковал форумчанин Desert Eagle.
Это-старинный метод Эйфеля. Нужно сделать мулинетку в виде деревянного бруска квадратного сечения, определённой длины. В зависимости от оборотов этого бруска может быть вычислена мощность двигателя на валу.
[highlight]Расчётная программа приложена[/highlight].

К сожалению она у меня не открывается, и ни какие способы поиска этого метода не дали результат.
А очень захотелось попробовать.
KAA , как быть ? Прошу помощи !!!
 
@ Юрий-ТG
Пришлите мне в личку свой адрес электропочты,и я вам пришлю её в Экселе. Впрочем,я взял её с форума,кажись в теме "Делаем деревянный винт". 🙂
 
КАА, а не можете разъяснить как с этой таблицей работать?
 
А как измерялся генератором момент в Н*м? 😉
С помощью рычага и весов. Генератор нужен как тормоз на определенных оборотах. Была мысль что ток должен линейно зависеть от момента, но калибровкой я не заморачивался.
 
С помощью рычага и весов. Генератор нужен как тормоз на определенных оборотах. Была мысль что ток должен линейно зависеть от момента, но калибровкой я не заморачивался.

Вот мы и подошли плавно - к использованию генератора в качестве тормоза.  Генератор только нужен - помощнее.  И мерить момент весами - при применении генератора ИМХО - это чесать правой рукой левое ухо. При применении генератора как тормоза - его нужно нагружать на реостаты ( тэны ) - измерять ток амперметром и напряжение вольтметром....  Путем несложного подсчета - получите киловатты. И это будет самый точный способ узнать мощность из всех возможных. Что бы не говорили любители мулинеток. Сейчас еще вспомнят про ощибку из за КПД генератора - не равного 100 [ch8453]. При желании - вычислить эту ошибку тоже можно. В ряде случаев - кпд генераторов и электромоторов - указывается в их инструкции.

kvadratov сказал(а):
Поглядите -  картингисты  какую  зверь  машину  построили  -  настоящий  стенд...
  У  них  бедных  -  пропеллера  нету....
Генератор  крутят...  :

http://dimakart.narod.ru/dino.htm

http://dimakart.narod.ru/dinonew.htm
 
Назад
Вверх