Крыло "Апогей".

Я уже описывал, что при сдаче крыла специально в присутствии заказчика (vbnz) полетел в сильный моросящий дождь на его ламинатном Апогее-16 ДеЛюкс, конечно же в качестве эксперимента. ...и тоже особых изменений не заметил, но о радикальном пилотировании даже и не помышлял. Может быть он, прочитав, добавит свои ощущения в том полёте, правда давно это было, но такие полёты запоминаются на всю жизнь 🙂

Всё так и было. Мы и вдвоём полетали тогда под дождём. Я помню, как больно капли дождя бьют в лицо, а стекло закрыть нельзя, так как ничего не видно. По моим тогдашним впечатлениям аппарат летел прекрасно. Вообще, конечно, кто знает ту историю, дело было так. Мы вечером в пятницу послеиработы выехали из Москвы в Мелеуз. Ехали всю ночь. 1600км за 19 часов. Потом я думал отоспаться, забрать крыло и домой. Но не тут-то было. Приехали к Володе и давай продумывать как что сделать (у меня телега не Урал, а МД20Д, поэтому передние и задние троса должны быть немного другой длины). В общем, закончили все вопросы к полуночи.

Я уж было обрадовался, ну, думаю, высплюсь и раненько утром домой. Но снова не тут-то было. Володя категорически сказал, что крыла мне не видать, как своих ушей, пока мы не полетаем. И что вообще на завтра погода нелётная, так что, говорит, приезжай, мил человек ещё раз. Тут уж я не согласился ни за какие коврижки. Отдавай, говорю, крыло и всё тут. В общем, порешили мы утром раненько попробовать полетать.

Подъём в 5 утра, встречаемся с Володей, грузим аппарат иикрыло, едем на поле. Пока ехали, полил дождь. "Моросящий" это, хочу всем сказать, художественное преуменьшение. Лило как из ведра. Кое как собрали аппарат и стали ждать. В какой-то момент ливень стих, осталмя "моросящий сильный дождь". Володя полетел. Потом я сел сзади, полетели вдвоём. Ввиду большого недопонимания между КВС (Володей) и вторым пилотом в полёте, не понимал я никак что Володя мне показывает. А показывал он рукой что-то типа змейки. Я и рад стараться влево-вправо крены закладываю. А тот ещё сильнее змейку руками показывает. Я сильнее давай влево-вправо рулить. В общем прилетели, и давай Володя на чем свет меня ругать, мол что ты делаешь, аппарат раскачиваешь. Оказалось, что и в полёте он это до меня хотел донести.

Ну а ближе к делу, так ламинатный Апогей отлично подьдождём летит. Правда потом уже был у меня случай, когда рано утром стал взлетать я, а крыло было в крупных каплях росы. Оторвался я и чуть не свалился. Видимо, в какой-то момент капли оторвались от передней кромки и вызвали что-то похожее на сваливание. Высоты было мало. Сел перед собой. С тех пор, если крыло в росе, стараюсь протирать и скорость повыше держать.

В моём понимании опасно не тр,что крыло мокрое, а опасно то, что в какой-то момент крупные капли отрываются от крыла. Поэтому роса опасна. А дождь - нет.
 
sun сказал(а):
крыло было в крупных каплях росы. Оторвался я и чуть не свалился.
Странно... У меня на старом Марлине  в следствие постоянных сборок-разброк в 4-м пакет, обтекатель передней кромки был попросту измят, потому что при сборке и разборке приходилось каждый раз задирать парус как штанину на ноге, какая там нафиг роса, там  сама его форма была нарушена,  и нарушена сильно, однако же летало крыло нормально. В последствии купил новый Марлин, имел возможность сравнить, так вот летные характеристики старого крыла с измятой передней кромкой и нового почти не отличались, небольшие различия были но так, в ощущениях, а скорость, скорость снижения,  обороты в крейсере, все как было.  А тут какая-то роса из-за которой чуть не свалился... Я тебе верю, слышать дико :о)
Я каждый раз, как читаю "триллеры" про росу на передней кромке, изморозь, обледенение,  так думаю, а как же я летал?


Разница в том, что измятая кромка всегда одинаковая.

Капли же отрываются в какой-то момент, видимо существенно изменяя картину обтекания крыла.

Эксперимент-то простой, только лета дождаться надо. Оставь крыло на ночь на улице и росистым утром - вперёд. Трапецию до отказа от себя и газу. Это важно (трапецию от себя сразу), чтобы оторваться пораньше. И полосу поровнее, чтобы капли от тряски не отлетели раньше времени. Когда отрываются капли, ощущение, как-будто в стену уткнулся и начал в крен валиться. Только и успел ручку на себя и перед касанием кое как погасить вертикальную. С тех пор если крыло в росе, отрываюсь на скорости повыше. И вообще ни разу больше не ощущал ничего подобного.
 
Все зависит от материала обтекателя крыла. Обычный дакрон(Color 170МТ) впитывает капли, пропуская сквозь себя. У пленочных совсем другое дело, от набегающего потока капли укрупняются, а затем срываются с крыла, изменяя картину обтекания с ламинарного на турбулентное.Что касается обледенения, вид материала, наверное, мало, что изменит.
 
У моего друга был такой случай (со слов друга), крыло профи, после дождя, старт , разгон, отрыв, полоса кончается, скорости нет, впереди лесотолоса, просека, дрова, ну как дрова, не сильно (дровишки) сам не пострадал. С сухим крылом полосы хватало два раза взлететь.

Крыло тоже, в полете застигает дождь, крыло ведет себя адекватно.

Вопрос в том что, капельки скопившееся на крыле, нарушают обтекание крыла и для создания подъемной силы нужна бо'льшая скорость нежели на сухом.
 
sun сказал(а):
vud63 сказал(а):
Обычный дакрон(Color 170МТ) впитывает капли, пропуская сквозь себя. 
Все, из чего шьются крылья воду не впитывают. Он воздух-то не пропускает, не говоря уже о воде. 

Апексей, ты как всегда, в своем репертуаре. Полей на крылышко и узнаешь.
А лобик из колора не панацея. Разная степень каплеобразования, все в сравнении.
 
В моём понимании опасно не то,что крыло мокрое, а опасно то, что в какой-то момент крупные капли [highlight]отрываются[/highlight] от крыла. Поэтому роса опасна. А дождь - нет.

Капли же [highlight]отрываются[/highlight] в какой-то момент, видимо существенно изменяя картину обтекания крыла.

Вот за этого пилота (vbnz) я уже начинаю беспокоиться! В теории пробел и очень серьёзный.

А почему же другие промолчали, ...неужели все так считают?
 
Как то летом, наутро, после ночевки в поле, подойдя к аппарату, удивился странному цвету передней кромки- обтекателя. Он у меня не матерчатый, а из гладкого материала, не помню, как называется. Так вот, вместо яркого, почти "люминесцентного" желто-зеленого цвета, он выглядел каким то белесым. Роса... Покрыв кромку, она не растеклась ровным слоем, а образовала множество отдельных капель-линз, которые преломляя свет, соответственно поменяли цвет "подложки". Когда я начал ветошью собирать ее, то офигел, от количества воды в этом "покрытии"- ведро не ведро... до фига , короче... И прочная "механически", мне кажется, скоростным напором на 60-70 км\ч. ее проблематично было бы сдуть. Да и влом мне бы было экспериментировать, как там будет меняться картина обтекания, Сх, там,Су, моменты... лучше я не обломаюсь, протру...
 
старт , разгон, отрыв, полоса кончается, скорости нет, впереди лесотолоса, 
Не зря в авиации придумано понятие: "рубеж принятия решения". То есть на ВПП есть точка (дистанция), на которой решаем: или мы взлетаем, или тормозим. Если тормозим -- дистанции должно хватить для торможения до полной остановки.
 
SUN Ну ты уж совсем то по граблям не ходи 🙂 Влажное крыло, разницы не замечал. А изморось, снежок это святое, это дорога к дровам :-/ Лучше поверь чужому опыту. Ты вроде сам не новичок, а крайнее высказывание меня в ужас привело 😉 Как вспомню беспомощность на взлете с изморосью на крыле и неотвратимо надвигающуюся стену леса. Брррр! 🙁 🙁 🙁
 
Не знаю как вы, но я летал с мокрым крылом прям после дождя и ни какой разницы в управлении не замечал, зато после приземления крыл сухой, было и в дождь небольшой попадал, опасение было не за крыло а за электрику дабы двигатель не встал.
 
GALKA сказал(а):
старт , разгон, отрыв, полоса кончается, скорости нет, впереди лесотолоса, 
Не зря в авиации придумано понятие: "рубеж принятия решения". То есть на ВПП есть точка (дистанция), на которой решаем: или мы взлетаем, или тормозим. Если тормозим -- дистанции должно хватить для торможения до полной остановки.

Парни извиняюсь, неправильно написал, скорость вроде есть а аппарат высоту набирать не хочет, вот так будет правильно. Капельки на крыле мешали. На рубеже было принято правильное решение, я выше писал: длинны полосы хватает два раза взлететь,  при сухом крыле. Отход от земли был вовремя, а вот высоту набрать не успел. Я пологаю из за срыва потока, подъемная сила куда то делась. 🙂
 
Так вроде в учебниках все расписано 🙂
Пограничный слой - это тонкий слой воздуха, непосредственно примыкающий к обтекаемой поверхности и тормозящийся о нее.

Непосредственно на обтекаемой поверхности скорость потока нулевая. В этом легко убедиться. Вспомните, например, крылья бабочек. Они покрыты тончайшей пыльцой, которая не сдувается набегающим потоком.

По мере удаления от поверхности тела ее влияние уменьшается и скорость потока увеличивается. Толщина пограничного слоя для сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) составляет 2 - 12 мм. Различают ламинарный (ровный) и турбулентный (вихревой) пограничный слой (см. рис. 44).

Ламинарный пограничный слой встречается на очень гладких поверхностях обтекания, как правило, при малых скоростях и температурах набегающего потока.



Рис. 44. Пограничный слой

По мере удаления от передней кромки толщина пограничного слоя увеличивается, и он из ламинарного превращается в турбулентный. На парапланах и дельтапланах из-за шершавости материала, из которого изготовлены крылья, пограничный слой всегда турбулентный. При увеличении толщины пограничного слоя до некоторого критического значения происходит его отрыв от обтекаемой поверхности. Обсуждавшийся ранее «срыв потока» фактически определяется отрывом пограничного слоя.

Игравшие в футбол слышали о таком приеме, как закрутка мяча. Крученый мяч летит иначе, чем некрученый. Очевидно, в воздухе на него действует какая-то аэродинамическая сила. Формально задача сводится к тому, что нужно определить характер взаимодействия вращающегося шара и набегающего на него потока воздуха.

Для ответа на вопрос следует вспомнить, что известно о пограничном слое и об образовании подъемной силы на крыле с несимметричном профилем. На рис. 45 показаны схемы обтекания невращающегося и вращающегося шаров.
 
Любые образования от атмосферных осадков на верхней поверхности и особенно на обтекателе (передней кромке крыла или лобика) [highlight]дают ухудшение взлётно-посадочных характеристик крыла, увеличивается минимальная и срывная скорость, крыло становится менее отзывчивым на работу ручкой по тангажу, вялым на разворотах, "тупым" по управлению[/highlight]. Пилотам любой квалификации и опыта необходимо быть крайне осторожным и внимательным при пилотировании в таких условиях (появление изморози, утренняя роса, капли от дождя, особенно в условиях обледенения). 

Причина!
Все эти "атмосферные осадки", и даже мухи, и птичьи говна, и помятая внутри жёсткая вставка нарушают ламинарное обтекание верхней поверхности воздушным потоком, тормозят его, задерживают,  мелко турбулизируют. Из-за этого наступает более ранний срыв этого потока на больших углах атаки. Специально для vbnz - НЕ ОТРЫВ КРУПНЫХ КАПЕЛЬ!!!  Особо хочу отметить, что это безобразие происходит по всему крылу, суммарно это очень много. Вспомните, как планеристы тщательно перед полётом ухаживают за полированной передней кромкой, чистят её до блеска!!! Весь поток формируеся на передней части крыла, а вернее его ламинарность. Теперь, надеюсь, понятно, почему на дельтакрыльях предпочтительно ламинатное покрытие передней (обтекателя). И наоборот - химикам я советовал переднюю кромку шить из дакрона - дакрон всё-таки впитывает влагу, а ламинат (плёночное покрытие) воду на себе держит шариком и так вся поверхность, а химики всегда по утренней росе летают и шарики на обтекателе им никак не надо. ...или вытирать тщательно тряпочкой, лучше насухо.
И не надо экспериментировать, или по крайней мере быть ОЧЕНЬ осторожными в таких случаях!!! Это очень опасно! Не шутка!

Запомните это и никогда незабывайте! Это сохранит ваше здоровье или жизнь!!!
 
serg523 сказал(а):
На парапланах и дельтапланах из-за шершавости материала, из которого изготовлены крылья, пограничный слой всегда турбулентный.

По-моему, это исчерпывающий ответ для сторонников теории "шершавости" капель росы и нарушения ламинарности обтекания крыла из-за неё. Не в этом причина.
 
mysenkovova сказал(а):
Все эти "атмосферные осадки", и даже мухи, и птичьи говна, и помятая внутри жёсткая вставка нарушают ламинарное обтекание верхней поверхности воздушным потоком, тормозят его, задерживают,мелко турбулизируют. Из-за этого наступает более ранний срыв этого потока на больших углах атаки.

В общем и целом Владимир прав.

Но более важен Не сам факт турбулизации потока, а нерегулярный (неправильный) характер этой турбулизации. И в этом случае действительно она чаще всего приводит к раннему срыву потока. Или к несимметричному срыву, что еще хуже. Если пилот к этому Не готов, ранний Не характерный срыв может привести к происшествию. Выглядит это как внезапная просадка аппарата или заваливание влево/вправо.

В то же время правильно расположенные на передней кромке турбулизаторы могут затянуть точку отрыва потока назад, увеличить максисальную подъемную силу и уменьшить минимальную скорость, сделать аппарат более устойчивым и предсказуемым на малой скорости.
 
vbnz сказал(а):
serg523 сказал(а):
На парапланах и дельтапланах из-за шершавости материала, из которого изготовлены крылья, пограничный слой всегда турбулентный.

По-моему, это исчерпывающий ответ для сторонников теории "шершавости" капель росы и нарушения ламинарности обтекания крыла из-за неё. Не в этом причина.
 

Дорогой товарищ! Читайте весь абзац. А еще лучше купите простейший учебник дозвуковой аэродинамики и почитайте на досуге. Теорию погранслоя, условия перехода ламинарного обтекания в турбулентное, отрыв погранслоя есть в любом учебнике. Тогда Не придется опровергать "сторонников теории шершавости капли росы". Поверьте, дозвуковая аэродинамика настолько хорошо изучена за больше чем сто лет, что на все вопросы давно есть ответы. И почвы для споров (или открытий) уже нет  ;D
 
Капельки на крыле мешали.
А другие причины точно исключены? Ну к примеру недобор мощности, не вывод на полный газ, слишком ранний отрыв, перегруз и так далее?

Исключены. ДВС R-912-в мощности нет сомнений, полный газ-взлетный режим, отрыв-по достижении необходимой скорости, но скорее поздний, как я понял не хватало подъеной силы, перегруз- полет в одно лицо, и так далее-капельки помешали.
 
flyer640 сказал(а):
Теорию погранслоя, условия перехода ламинарного обтекания в турбулентное, отрыв погранслоя

Это всё очень хорошо. У Вас есть материалы экспериментов по обдуву крыла дельтаплана? Есть точные данные о толщине турбулентного пограничного слоя в каждой точке поверхности крыла ? О влиянии на толщину этого слоя капель размером 2-4мм?

У Вас есть конкретные цифры на сколько повышается скорость сваливания из-за наличия слоя капель росы на поверхности крыла  (условно капель размером 2-4мм)?

Vassili, Вы опровергаете эту фразу из учебника?
На парапланах и дельтапланах из-за шершавости материала, из которого изготовлены крылья, пограничный слой всегда турбулентный
 
Вот так выглядит передняя кромка обыкновенного отлично летающего крыла в обычном полете под воздействием воздушного напора и возникшей крутки.  Роса, иней могут испортить ламинарное обтекание гладкой поверхности, но тут?!
 

Вложения

  • Lobik_2.jpg
    Lobik_2.jpg
    21,1 КБ · Просмотры: 124
,В далекие 90 ,как то по утру установили крыло на телегу,крыло Апогей 16м лежало на снегу собранное.
Дело было в марте месяце когда солнце грело уже прилично, а ночью был минус. Утро, погода полный штиль...Взлетел и тут началось,аппарат валился то вправо то влево, благо это было водохранилище но впереди были портовые краны и все попытки набрать высоту чтобы их перелететь приводили в сваливание на крыло,внизу небольшие гаражи на  побережье....
Вообщем еле перетянул краны и сделал круг радиусом 2-3 км. Приземлился,осмотрели аппарат,заметили изморось на нижней общивке и части лобика крыла,смахнули тут же тряпками,вновь взлетел,. Аппарат полетел как всегда ранее - идеально... Через несколько лет был похожий случай  в похожих условиях но не со мной ,а с одним  одноклубником,так он после взлета упал в овраг... к счастью все кончилось благополучно.
Так что,тем  кто пишет что изморось и т.п все  чепуха лучше не писать такое,ветку читают молодые и необстрелянные пилоты, которые могут погибнуть пренебрегая такой "чепухой".
Однажды года два назад я попал в слабое обледенение на самолете,у крыла  ламинарный профиль,так вот по мере нарастания инея на частях самолета ,я заметил что, для того чтобы лететь с прежней скоростью мне пришлось добавить еще 200-300 оборотов ,а нос самолета при этом стал заметно выше, то есть ,сменилась еще и центровка. Вообщем,летели по маршруту и пришлось возвращаться,через несколько минут обледенение прекратилось и характеристики восстановились.... Да,кстати,был прекрасный зимний солнечный безветренный день! Про параметры погоды -температуру,влажность и прочее,заведомо опускаю, речь не об этом .
 
Назад
Вверх