Лёгкий транспортный самолёт, выбор концепции.

Windguru, браво. Подписываюсь под каждым Вашим словом. Что касается идеи, предложенной в виде эскиза, Alex_520. Можно точно сказать без всяких расчётов, только на основе статистических данных, что с двумя двигателями Ритм и продажной ценой 755 000 USD это шестиместный самолёт (два пилота и четыре пассажира или один пилот и 500 кг груза). То есть ни о чём. Идея с европоддонами и весом перевозимого груза в 1000 кг гораздо интереснее.
 
Из показанных Лёхой Ероплановым проектов Туполева (моё личное мнение), интересен проект двухдвигательного самолёта пассажировместимостью 9 человек или около 1000 кг груза.
 
1764676215113.png

А такой "кузнечик" со сдвижной боковой дверью 1650х1650 мм и грузовой кабиной длиной 4550 мм с двигателями РИТМ-14 по 400 л.с. каждый и взлётной массой порядка 3500 - 3600 кг вас устроил бы? 😂
 
Последнее редактирование:
Нужно конечно вспомнить КБ Лаплан Грунина. Познакомился я с Груниным на заводе МАРЗ ДОСААФ. Год уже не помню. Он занимался достройкой самолёта, помоему одного из этих на фото с М14П. Впечатление о конструкторе сложилось очень хорошее.
Алексей! Это было весной 2005 года!

ЛАПЛАНУ, тогда руководство МАРЗа выделило в одном из корпусов небольшое место под доводку самолета Л-451.

Мне с 3-я моими ребятами и специалистами от Грунина Е.П их было 3, то ли 4 человека довелось поработать с самолетом Л-451, тогда наша небольшая "сборная бригада" готовили этот самолет к первому вылету. Слово сборная требует пояснения! Я был субподрядчиком по работам с самолетом Л-451 и гидросамолетом Л-471.

Работали по стеклопластику на МАРЗе и на территории ООО "Лаплан". В 2005 году в ООО "ЛАПЛАН" сразу строились два самолета Л-451 и гидросамолет Л-471. Они оба выставлялись на МАКСе - 2005 года. Евгений Петрович Грунин, тогда часто приезжал на МАРЗ и проверял ход работ по самолету Л-451

Я помню тебя! Если не ошибаюсь, тогда на МАРЗе строился "Китенок" МАИ-223, вот, тогда мы и познакомились!
 
У нас бы на заводе такой фюзеляж и двери списали в брак...
Не скатывайтесь до диванного уровня. Попробуйте технически грамотно указать дефекты за которые готовы списать в брак.
Есть целый ряд технических решений приемлемых по технологическим и другим причинам ухудшающим внешний вид, презентабельность. Например плоские обшивки; как качественно ни клепай, а в косом свете будет некрасиво выделяться неровность обшивки. При малой кривизне не так явно, но тоже хорошо заметно, особенно если обшивка практически нерабочая и ячейки крупные. Вообще клепать тонкую обшивку очень непросто; мы в своё время на производстве (с качественной оснасткой, квалифицированными клёпальщиками) намучались, пришлось быть своего рода первопроходцами.
Все лёгкие самолёты с тонкой металлической обшивкой (посмотрев с дивана) при определённом освещении можно списать, если по вашему.
 
Я вас поддерживаю, но "красота требует жертв"(С), то есть обходится ДОРОГО.
Поэтому думать надо и о максимально возможно уменьшении цены готового изделия, способного решать поставленные Заказчиком задачи.

У нас с вами разные понятия красоты, увы! У меня - это красота технических решений, приведших к снижению цены изделия и себестоимости его эксплуатации. У вас - это "обмылок" в стиле Луиджи Коллани, который в серию никогда не пойдёт. Просто сравните современные американские траки и то, что выставляются на автосалонах как концепты. Может быть поймёте о чем я пишу... 🤣
Кстати, сколько "Айконов" реально было куплено? Несмотря на их мощнейшую рекламу по всему миру.
И сколько "Бореев" уже успела продать "АЭРОВОЛГА" Алафинова С.В?
“Айконов” - реально купленных - 206 ( при заказах в 1300 бортов) , «Борееев» где-то 30 +/- 2-3…
 
У нас с вами разные понятия красоты, увы! У меня - это красота технических решений, приведших к снижению цены изделия и себестоимости его эксплуатации. У вас - это "обмылок" в стиле Луиджи Коллани, который в серию никогда не пойдёт. Просто сравните современные американские траки и то, что выставляются на автосалонах как концепты. Может быть поймёте о чем я пишу... 🤣
Чтобы понять совпадают у нас понятия красоты или разнятся - нужно больше пообщаться... Даже не знаю, как комментировать, вроде грамотно выполненные технические решения это всегда красиво. Ну, да ладно.

Кстати, сколько "Айконов" реально было куплено? Несмотря на их мощнейшую рекламу по всему миру.
И сколько "Бореев" уже успела продать "АЭРОВОЛГА" Алафинова С.В?
История у ICON довольно интересная.
Их бизнес модель состояла в том, чтобы при помощи рекламы получить депозиты от клиентов, как можно больше.
Они использовал предоплаты, как основной инструмент финансирования запуска производства. В пиковый момент компания имела сотни предварительных заказов, что подтверждалось в интервью менеджмента (около 1 000+ preorders), когда я заинтересовался этим самолетов очередь была в 1500 заказов. При стоимости тогда 180 000$ за самолет - весьма неплохое подспорье.

Это была типичная модель pre-order funded manufacturing, но в авиации она крайне рискована, и в случае ICON привела в итоге к финансовому тупику.
Виноват ли был в этом деле COVID-19 или так и было задумано, но апреле 2024 года производитель ICON Aircraft - подал заявление о банкротстве (Chapter 11), объявив о долге примерно в 170–173,7 млн долларов.
Позже активы компании были выкуплены SG Investment America. Компания продолжает работать под прежним брендом.
Изначально они планировали выпускать около 200-т самолетов в год, но в реальности делают около 20 -ти.

В 2024 году цена на Icon A5 c GARMIN G3X и автопилотом была 409 000$, напомню, что это самолёт двухместный.
Теперь Вы знаете, как построить производство без денег, только я Вам этого не говорил.

P.S. В Ирландии есть одно, скажем так, авиационное предприятие, которое самолеты прибрело похожим метотодом. Но они это делали через продажу подарочных купонов. Не так масштабно, конечно, как с ICON, но на пару толковых самолетов и приличный ангар хватило.
 
Вот на эту тему и устроим Вашу встречу с студентами. Но нужны картинки, презентация для восприятия. Сможете?
Попытался картинки поискать. Пока это всё. Про остальное гугл не знает или не хочет. 😱
 
Все лёгкие самолёты с тонкой металлической обшивкой (посмотрев с дивана) при определённом освещении можно списать, если по вашему.
У меня была возможность сравнивать не с дивана, а в производственном цеху НГАЗ "СОКОЛ". Рядышком с нами стояли МИГ-31, "ДИНГО", "черёмухолёт", и итальянский F-15. Так что до дивана я добрался попозже... И почти двадцать лет отлетав на клёпаных самолётах Антонова я не видел ни разу такого безобразия. Надо ещё подойти поближе и присмотреться к заклёпкам - уверен, что многие уже "дымят"...
Вот в этой группе обсуждают похожую концепцию англоязычные братья по разуму: Kirjaudu sisään Facebookiin
Может кому пригодится.
У нас в России "Мордакнига" заблокирована. Надо VPN менять...
Скорее, это уже от "эксплуатации".
Возможно "припечатали" на посадке... Но для расчётного случая этого не было бы.
 
А исходя из всего выше сказанного условная расчётная цена подобного самолёта должна быть ну никак не более 450 - 500 тысяч баксов.
Про АН-28 тоже желательно забыть, двигателей под него нет. И цена его эксплуатации тоже не низкая.
Если у Вас такой бюджет, то поршневой Britten-Norman Islander BN вам в помощь.
DOC 400 - 500 $/h, при стоимости в районе 600 000$
При полной загрузке (9 pax) это около 45–60 EUR/ч на кресло (без учёта фиксированных).
Реклама гласит, что это дубовый STOL построенный на ортодоксальных технологиях времен, когда долговечность ценилась выше, чем дизайн.
Во всяком случае это довольно массовый самолет которых было выпущено около 1300 штук.
Хотя мне не очень понятно, как самолет с такими основными стойками может быть STOL, но в Африке, Индонезии, на Карибах Islander - «рабочая лошадка».

3View-Britten-Norman-BN2A-2000x1367-1.jpg
 
Для наших северов не годится. Два человека в меховой одежде плечом к плечу будут упираться в борта кабины (очень узкая), а три двери (по одной на каждый ряд) зимой будут сифонить так, что к посадке даже в меховой одежде примерзнешь к дверям. Ну такие стойки при эксплуатации на лыжах при посадках с боковичком быстро сложатся... 😂
 
Все лёгкие самолёты с тонкой металлической обшивкой (посмотрев с дивана) при определённом освещении можно списать, если по вашему.
Не согллашусь: здесь хлопуны есть ли - а обшивка бортов 0.5, а радиус кривизны, где-то 5 м
Байкал не крашен.jpg
 
Не согллашусь: здесь хлопуны есть ли - а обшивка бортов 0.5, а радиус кривизны, где-то 5 м
Ну так на нормальном производстве делали и по нормальным документам считали 😂 😂 😂
 
Владимир Павлович, не сыпьте соль на рану - Байкал Super-Super. Слюни текут. Для Alex_520 -Ваш рисунок в 443 посте это уже ближе к телу (делу). Смущает только то, что таких двигателей нет.
 
Владимир Павлович, не сыпьте соль на рану - Байкал Super-Super. Слюни текут. Для Alex_520 -Ваш рисунок в 443 посте это уже ближе к телу (делу). Смущает только то, что таких двигателей нет.
С этим я уже ничего поделать не могу. Больше того, в то время, когда состоялся первый вылет ЛМС-901, я, фактически, лежал на операционном столе - а когда (через 7 месяцев) смог вернуться на работу, оказалось (естественно) что все нити управления проектом, которые держал в руках, вернуть в свои, совершенно не представляется возможным, а мой голос из решающего, стал совещательным. Немало из последующих событий с этим и было связано: решения принимались коллегиально и далеко не всегда оптимальные, из-за чего, зачастую приходилось возвращаться к вопросу, спустя ряд безрезультатных итераций.
С прошедшей пятницы, в силу ряда причин, с УЗГА распрощался - собственно, теперь имею возможность оценивать ход проекта более объективно, со стороны, не будучи связанным обязательствами.
 
Назад
Вверх