Научите управлять дельталётом

В Крыму, когда он еще был украинским, один наш собрат (В.Коваль) учил детей летать на дельтике совершенно официально в спортшколе. После анексии продолжал вроде. Сейчас не знаю.
Отделение спорта сверхлёгкой авиации муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа №4 "Сакского района Республики Крым.
Это не обучение а спортивная подготовка. Основное ВС дельталёт, для широты кругозора самолёт. В рабочие дни штурманская подготовка, по выходным полёты в качестве пилотов-курсантов.
Набор с 12-ти полных лет.
Подготовка полностью бесплатная. За всё платит государство (как ни парадоксально это ни звучит и во что большинство не верит).
Из выпускников - одна девочка учится в Питере на диспетчера, мальчик в Оренбурге на пилота вертолёта.
Из действующих спортсменов - Кирилл Кизима - чемпион России 2020 в спортивной дисциплине "микросамолёт 2" (штурман). Для полноты информации, его КВС Владимир Гак.
Сайт авиакрым.рф
На главной странице сайта есть загрузочное окно мобильного приложения Aerocrimea для андроида, в котором и о школе и карты ВП GКрым и интерактивная форма подачи плана полёта для тех, кто не имеет личного кабинета на сайте ОрВД.
Приложение развивается, регионы в разделе подачи плана полёта будут добавляться, если это найдёт потребность и отклик в этих регионах 🙂
Приложение бесплатное, без рекламы. Благодарность за помощь в первом выпуске - Константину Лужецкому.
 
Приведу пример одной очень известной в дельтакругах фамилии. А.В. Кареткин выучил своего сына летать на дельталете в 12 лет и в 13 его сын вылетел самостоятельно. Летает до сих пор. Его внук Вова в 11 лет уже принимал участие в мини-чемпионате МикроДельтOSS-2019. Между прочим занял первое место в одном из упражнений сообщ. 289.
Мой сын начал обучение у А.В.Кареткина в 15 лет. К сожалению не доучился до самостоятельного вылета всего несколько часов - маэстро ушел из жизни раньше... Дальше как-то не сложилось с обучением...
Цель не похвастаться " а мой (моя) полетел в ...надцать лет. Цель наверное дать им возможность попробовать то, что в нашем детстве было абсолютно недоступно. Наверное это желание передать опыт в том, что нам самим так близко. Разумеется это не для всех и в смысле возможностей и в смысле желания и в смысле способностей.. Тянет к этому сейчас как ни странно очень мало молодежи, но если глаза блестят и есть желание учиться очень жаль, если на том все и кончится...
igoryn получает предупреждение за неуважение, а я бы сказал за оскорбление.
Что касается примеров что юный пилот разбился устанавливая рекорд... Как я уже говорил никто рекордов не ставит. Есть талантливый ребенок - есть отец-наставник. есть дельталет. Что касается опасно... Так если мозгов нет, то и велосипед очень опасен, и дорогу переходить и вообще от вируса умереть можно выйдя на улицу. Давайте не будем об этом.

Что касается поднятой темы. Я не зря упомянул, что дублирование имеется (правда без тормозов, но полоса оч. длинная). И еще забыл добавить. Друг не инструктор и самостоятельный полет не главная цель. В будущем, после того как дочка будет уже уверенно будет на его взгляд летать и ее по его мнению можно будет выпускать в самостоятельный (может перед этим будут годы полетов с папой)- планирует перед этим полеты с инструктором(рами) для опытного взгляда со стороны.

По ответам выше я сделал вывод что все-таки был прав на счет переднего сиденья. Противопоказания лишь отсутствие дублирования и если учлет крепок физически и есть вероятность его не пересилить... Что касается развесовки - проверяется просто установкой на переднее сиденье балласта того же веса, причем даже не обязательно в полете.
 
Последнее редактирование:
Что касается развесовки - проверяется просто установкой на переднее сиденье балласта того же веса, причем даже не обязательно в полете
Смущён описанием простоты, извините!
Что бы не возникло проблем: вес в целом (и лёгкого пилота, и балласта) в районе переднего сидения должен быть близок к весу пилота, под которого телегу спроектировали. Увеличивая плечо крепления балласта вес соответственно уменьшаем. И всё, собственно. А что "в полёте" ... - уже можно предполагать? Только после пробного чуть подкорректировать, по вкусу? Или хотите попытаться с балластом "чистого веса предполагаемого лёгкого пилота" экспериментировать? Совсем не давно столкнулись: всего около 10 кг. разницы в весе пилота - серьёзное (близкое к катастрофическому) изменение полётной конфигурации. Именно в меньшую сторону, кстати.
 
Смущён описанием простоты, извините!
Или хотите попытаться с балластом "чистого веса предполагаемого лёгкого пилота" экспериментировать?
Ну не знаю зачем так сгущать краски?
Я собственно что имел в виду... Перед тем как усаживать ребенка вперед, можно вывесить телегу с экипажем на земле и посмотреть как изменилась развесовка, а дальше уже решать что с этим делать. Или если возможности вывесить нет, можно загрузить соответствующим балластом и воспользоваться методикой описанной в теме висящей в шапке "Подлеты и облеты". И опять же по результатам принимать решения. Может будет достаточно минимума бензина в баке или любым приемлемым способом затяжелить нос аппарата. Самым простым вариантом видится песчаная плюшка на переднее сиденье, заодно ребенок будет сидеть выше и т.д. и т.п.

В подтверждение приведу еще один пример с не одной сотней свидетелей. На МикроДельтOSS-2019 упомянутый выше Вова Кареткин 11 лет летал со своим далеко не худеньким папой, спокойно взлетал и сажал аппарат. Со стороны каких либо "неправильных углов" замечено не было.
 
Последнее редактирование:
Совсем не давно столкнулись: всего около 10 кг. разницы в весе пилота - серьёзное (близкое к катастрофическому) изменение полётной конфигурации. Именно в меньшую сторону, кстати.
Имею опыт построек и опыт навьючивания для перелетов... При самодельном конструировании телега действительно подгоняется "под себя". При клубной постройке или серийном изготовлении берется некий среднестатистический вес, а потом на этом спокойно летают пилоты и пассажиры очень разного веса. Зачастую с ооочень большой разницей в весе не в пользу пилота. (в т.ч. см. выше).
Что происходит если пилот легче и соответственно ЦТ смещается назад? Поднимается переднее колесо и трапеция приближается к пузу. Я думаю любой со мной согласится что гораздо опаснее, когда пилот тяжелее и происходит обратное (т.к. тогда есть риск на посадке касания не основным шасси, а передним колесом, и есть риск нехватки диапазона отдачи трапеции на посадке). Минус 10кг веса пилота и катастрофическое изменение полетной конфигурации? Это звучит несерьезно даже для микродельта 🙂😆
 
Это звучит несерьезно даже для микродельта 🙂😆
Эта проблема абсолютно надуманна. Сравните свои полёты, когда вы летите сами, с полётами, когда сзади сидит взрослый пассажир. Развесовка должна быть больше, чем с ребёнком. Кто-нибудь на неё внимание обращал? Я знаю, что с упитанным пассажиром трапеция уходит вперёд, а должна бы назад.
 
Минус 10кг веса пилота и катастрофическое изменение полетной конфигурации? Это звучит несерьезно ...
Потому и предупреждаю! Сам в шоке!! Телега действительно была спроектирована под тяжёлого пилота, за 100+. Причём: при весе пилота в 70 кг. - положение ручки оставалось ещё нормальным, приемлимое для управления. Пока не опробовал аппарат пилот с весом около 60-ти ... . (-40 кг. от проектной!!) Телега так задрала нос, что балансировочное положение ручки оказалось где то недалеко от позвоночника ... . Собственно он присутствует на форуме, и может сам поделиться результатами (проверки балансировки по боевому)).
 
Последнее редактирование:
Эта проблема абсолютно надуманна
Уверяю: проблема и с превышением расчётного веса пилота так же была "задокументирована"!! Аппарат в том случае: в горизонте летел с ручкой возле подкоса и с опущенной передней стойкой. Пилоту удалось нормально сесть, выполнив прокачку телеги тягой двигателя.
Предполагаю: именно из-за смещённого относительно ЦТ вектора тяги - смещение балансировочного положения телеги в зависимости от веса пилота - получается не линейным. И на этой кривой: есть крутые горки.
 
Я знаю, что с упитанным пассажиром трапеция уходит вперёд, а должна бы назад.
Если говорить о весе ПАССАЖИРА, на пассажирском месте, то возможно смещение ручки как в одну, так и в противоположную сторону, т.к. это зависит от того, насколько его сидушка смещена относительно ЦТ. В идеале, при ГРАМОТНО спроектированной телеге, вес пассажира и топлива не должны сколь либо значимо менять центровку аппарата.
 
Последнее редактирование:
Если говорить о весе ПАССАЖИРА, на пассажирском месте, то возможно смещение ручки как в одну, так и в противоположную сторону, т.к. это зависит от того, насколько его сидушка смещена относительно ЦТ. В идеале, при ГРАМОТНО спроектированной телеге, вес пассажира и топлива не должны сколь либо значимо менять центровку аппарата.
Есть еще одна причина. Разные крылья. Одни увеличивают балансировочную скорость при увеличении веса, а другие ее уменьшают. И ручка, соответственно, у них по-разному реагирует.
 
Если говорить о весе ПАССАЖИРА, на пассажирском месте, то возможно смещение ручки как в одну, так и в противоположную сторону, т.к. это зависит от того, насколько его сидушка смещена относительно ЦТ. В идеале...
Как оказалось: кроме самого веса пассажира и расположения его сидушки, серьёзно влияющим фактором может оказаться его конфигурация (комплекция). Попался раз такой: низенький, еле задница в рамке сидения поместилась, животом в спину упирался. Хоть и по весу - ещё в разумных пределах, но ЦТ значительнее вниз от вектора тяги ушёл. Вот тебе и ручка к подкосу, и просадка при резком наборе оборотов. С рослым "шкафчиком" - обратная тенденция. На некоторых аппаратах очень да же заметная.
 
с упитанным пассажиром трапеция уходит вперёд, а должна бы назад.
Первый раз такое слышу.
А какой интересно фактор может смещать ручку назад?

У меня и на первом и на втором моих личных дельталётах, наличие пассажира смещает ручку вперёд.
И в клубе когда учился на клубной технике, тоже ручка вперёд смещалась.
 
Все вновь обсуждаемое, уже хорошо забытое старое. Раньше с 14 лет была открыта дорога в ДОСАФ к обучению на самолёт, ЮПШ при этих ДОСАФах обучали пацанов с 11-12 лет. В итоге к 16 годам многие уже самостоятельно летали на Як-52. Я в 13 лет совершил свой первый подлёт на дельтаплане, а в 16 уже инструктарил на дельталете Т-2. На а девочка или мальчик в юном возрасте допущенный к полетам, это без разницы, главное в юном возрасте физическое развитие и рост, чтобы до педалей доставал/а. Ну а если дельтик очень чувствителен к положению ручки при наличие или отсутствии пассажира с сзади, то это по моему мнению не совсем правильный дельт.
 
и может сам поделиться результатами (проверки балансировки по боевому)).
Трапеция в брюхе, тяги больше - кабре, меньше - позывы к сваливанию. При разбеге и до набора высоты метра 3 - 5 ещё коекак управляется тягой, выше - полёт по синусоиде. Или в набор, или что- то среднее между парашютированием и сваливанием. После закрепления скотчем двух гирь по 4 кг между сиденьем пилота и передней стойкой всё стало Ок.
Полагаю, что проблема была именно в отсутствии скотча там, где ему полагалось наличествовать согласно конструкторской документации.
 
А какой интересно фактор может смещать ручку назад?
Подвесим телегу к потолку и сядем в переднее сидение. Ц.М. займёт своё законное место, и телега повиснет под определённым углом. Теперь усадим сзади заинтересованное лицо с весом примерно с переднего пилота. Он своей тяжестью изменит место положения ц.м. телеги с пассажирами. Телега прокачнётся вперёд. Воображаемая трапеция приблизится к пилоту.
В реальности под нагрузкой увеличивается геометрическая крутка крыла, и оно приподнимает нос настолько, что трапеция уходит вперёд. А прокачка телеги останется незамеченной.
Так же и с лёгким пассажиром (ребёнком). Или прокачка будет слишком малой, или будет скомпенсирована поднятием носа крыла. Пилот ничего не замечает.

Если аппарат ведёт себя необъяснимо, значит в нём что-то "кривое". Здесь рекомендация однозначна: сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
 
Подвесим телегу к потолку и сядем в переднее сидение. Ц.М. займёт своё законное место, и телега повиснет под определённым углом. Теперь усадим сзади заинтересованное лицо с весом примерно с переднего пилота. Он своей тяжестью изменит место положения ц.м. телеги с пассажирами. Телега прокачнётся вперёд. Воображаемая трапеция приблизится к пилоту.
В реальности под нагрузкой увеличивается геометрическая крутка крыла, и оно приподнимает нос настолько, что трапеция уходит вперёд. А прокачка телеги останется незамеченной.
Так же и с лёгким пассажиром (ребёнком). Или прокачка будет слишком малой, или будет скомпенсирована поднятием носа крыла. Пилот ничего не замечает.

Если аппарат ведёт себя необъяснимо, значит в нём что-то "кривое". Здесь рекомендация однозначна: сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
Спасибо, что привели пример несоответствия вывески аппарата на стапеле к лётному положению в действительности. Но! Реакция аппарата, в зависимости от нюансов его конструкции и загрузки, может быть совсем иной. На одном и том же крыле, в том числе.
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх