Особые случаи полётов СЛА.

Авиагоризонт при полете  по приборам - это конечно вешь самая нужная. Но как заходить на посадку в тумане? Да хоть с любыми приборами.
Вы только представьте- на снижение и не видеть земли или что на земле!
Пробовал, никому не пожелаю.   :craZy :craZy
 
Пробовал, никому не пожелаю

И это правильно, особенно, если пробовать по нужде, без соответствующих тренировок и психологической подготовки. Однако посадка по приборам для современных пассажирских самолетов - норма. И то, что не было доступно для СЛА еще 5 лет назад - уже есть и используется, в том числе и различные автопилоты.
Я не претендую на необходимость такой посадки, но быть готовым к ней, так же, как к использованию парашюта считаю возможным.
 
имею всего 2 полета по приборам и честно говоря не представляю как это сделать на дельталете и что будет показывать иуп и где будет шарик у пионера и как будет бултыхаться авиогоризонт от телеги.
 
Лев, а можно, у вас попробывать как это выглядит на дельте.
 
...Но есть еще дополнительно приборы, кроме спассистемы, которые могут помочь в стчекотливой ситуации. Например, авиагоризонт....
На дельталете его, по моему, не применишь, может если только попробовать на крыло крепить...  🙂
Или я что-то пропустил?
 
...Но есть еще дополнительно приборы, кроме спассистемы, которые могут помочь в стчекотливой ситуации. Например, авиагоризонт....
На дельталете его, по моему, не применишь, может если только попробовать на крыло крепить...  🙂
Или я что-то пропустил?
Нет, авиагоризонт нормально работет на дельтателеге, народ летает. Даже летает в облаках только с одним гиро указателем поворота (Милтон так, например, летел вокруг света). Вопрос не в том как лететь по приборам, а в том, как садиться.
Однако посадка по приборам для современных пассажирских самолетов - норма. 
Самолеты садятся по приборам не сами по себе, а только на полосу, оборудованную специальным оборудованием для посадки по приборам. При этом оборудование самолета является ответной частью того оборудования, что на аэродроме. Само по себе, без аэродромного, самолетное оборудование не обеспечивает посадки. Даже при посадке по GPS, на аэродроме стоит станция передачи дифференциальной поправки. Так что, да, на ультралайте, имеющем оборудование для слепой посадки, можно выполнять слепую посадку. Но только на аэродром, оборуждованный по тому же классу слепой посадки, что и ЛА, а не на дорогу между проводов.
А если вообще говорить о посадке по приборам, то тоже есть решения. Например прибор типа Enigma, Odyssey.
Лев, расскажи поподробней, я даже не слышал, что это за приборы, чего умеют?
 
Был случай когда работал поле, а это лёту от ВПП 3км., взётку затянул густой туман. GPS-ов тогда не было. Покружился я перед ним прикинул что куда и нырнул в туман. Т.к. я будучи дельтапланеристом летал в облаках, то авиагоризонт- трапецию держал горизонтально посредине. Направление по компасу. Высоту по высотомеру + вариометр. Зная время долёта до ВПП построил заход и стал снижаться. Правда знал, что если ошибусь, то ничего страшного. ВПП, полевая дорога, проходила посредине поля, выпас для скота. Но попал в точку. Туман правда двигался медленно и можно на крайняк успеть приткнуться перед ним. После посадки ещё раз похвалил себя, что не соблазнился взлеткой около базы, а выбрал эту полевую дорогу.
 
Произошло это вначале 90-х.  Наш клуб имел в наличие 10 дельталётов МД-20. Так сказать безвозмездная спонсорская помощь. Хотя до этого много чего сами конструировали. Много ребят тогда научилось летать. Дельта МД-20 на тот момент для многих была пределом мечтаний.   Я тогда помню, всё горел желанием приобрести 3-х лопастной винт в надежде получить с Бурановского движка хоть немного больше тяги, чем давал 2-х лопастной. Тогда лихие 90-е наплодили массу коммерческих фирмочек при разных заводах, предприятиях, когда и технологии, не особо были освоены, да и опыта не хватало не то, что сейчас. И в одной фирме в Москве (даже и не вспомнить, у кого именно) купил  себе замечтательный 3-х лопастной винт. Отлетал я на нём около 20-ти часов. И в один из выходных дней  решили организовать покатушки на одной из турбаз нашей области.  Как положено дали объявление – «Катание туристов на дельталёте»
От города до турбазы летели минут 25.  Подлетая к турбазе на высоте метров двести делая нисходящею спираль услышал хлопок и левое полукрыло с неимоверной силой полезло вверх. Появилась приличная вибрация. Я понял, что что-то случилось с движком, но что случилось с крылом, не сразу понял. Резко сбросив обороты движка (даже не было возможности выключить двигатель) уцепился двумя руками за край трапеции, чтоб хоть как то выровнять аппарат. Кричу – Коля помогай (это тот, что справа, я естественно слева на фото) так как сил не хватало.  Бросаю взгляд  на правое крыло,  а там, в 2-х метрах от хорды крыла  как ножом распорота ткань, начиная от задней кромки, нижняя и верхняя поверхность  до поперечины.  Внизу кругом лес, до поля точно не дотянем. Не далеко Волга с заливом, но тоже 50/50.. Коля с зади меня кричит: “Только не в воду, побьёмся!”, (сам бывший лётчик знает, что удар об воду как об землю, если конечно на истребителе). Принимаю решение, садится на лес (горький опыт уже имел) При этом дельталёт со значительным ускорение и креном  несся к земле. Кое как направил дельтик туда, где погуще кроны деревьев. Перед самым входом в лес успел крикнуть:
“Коля держи-и-и-и-сь!” Треск …. Шум….. Рывки… Мотор резко взревел и резкая остановка.
Тишина……..
Открываю глаза – Живой! Спрашиваю: “Коля ты как? - Вроде нормально” - слышу в ответ.
Висим на берёзе  минут 5-ть приходим в себя. Подбежали какие то пацаны, спрашивают ; “Дяденьки а вы чего тут делаете? - Коля отвечает – Туристов катаем”. У нас тогда ржачь был минут 15. Представьте картину: дельтик на берёзе висит  и два му-ка ржут …
Короче,  крыло восстановлению не подлежит, абсолютно все трубы поломались. Часть телеги тоже пострадала. Мальчишки, которые к нам подбежали,  видели с земли как, что то чёрное отлетело от дельтика, это как раз и была лопасть, которая и распахало крыло. После того как дельтик влетел в лес зацепившись тросом за берёзу он сделал разворот вокруг её  на 360 гр. Трос газа натянулся и на полных оборотах остатки винта ударяясь о ствол резко остановили двигатель. В результате оба поршня обрывает, и шатуны  торчат наружу из картера. При этом у самих даже ни царапины. Дельтик снимали часа 4-е. Внимательно осмотрев комель от сломанного винта  была видна часть слома, которая уже покрылась ржавчиной, т.е. была микротрещина, которая постепенно увеличивалась. Причём при предполётном осмотре её не возможно было увидеть. Саму лопасть так и не нашли.
Иногда спрашиваю себя – Всё ли сделал правильно? Была ли какая другая возможность? И сам себе отвечаю – Главное, живы остались!
Всем любящим небо хочу посвятить свои строчки, так иногда что-то находит:
Кто не летал, тому не ведом мир небесный
Когда паришь ты словно птица в небесах
Когда над головой натянут парус дельтаплана
И ты уже летаешь на яву а не во снах
Рождённый ползать все же может в высь подняться
Но если ты взлетел, то это навсегда!
Спасибо Господи, что бережёшь безумных
Они, как правило, опасности не видят ни когда.
Александр Ворошилов.
 

Вложения

  • IMG_0002_003.jpg
    IMG_0002_003.jpg
    160,6 КБ · Просмотры: 102
    Осенью, мы обычно летаем в облаках и над ними. На борту обязателен навигатор. Также устанавливаем указатель кренов. Были случаи, когда пробивали облачность толщиной 800 м и когда вообще не удавалось подняться над облаками.
    Наиболее опасной и недопустимой для полётов считаю очень низкую границу облачности - в десятки метров.
 
    Ещё давно в "Руководстве для инструктора СЛА" французского автора прочитал, что в первом самостоятельном полёте учлёт забывает 90% своих навыков. Сильно боится и нервничает. Также хорошо помню как меня учили летать в Лилиентале.
   
   Поэтому всем, желающим получить от меня самоучитель полётам на МДП, я настойчиво отказываю. Мои учлёты не менее 10-ти часов летают со мной и управляют аппаратом только с заднего сидения. После того, как я решаю, что учлёт адекватно обращается с аппаратом в прямом полёте и в разворотах,  мы начинаем выполнять конвейеры. Обычно это происходит после первых 2-х часов летания по кругу и траектории, похожей на полёт пилота-химика над полем, только на большой высоте. В конвейерах, как минимум, делаем 100 взлётов и посадок с интервалом в 2 минуты. При этом моя задача дать оценку - хватит ли оставшихся 10% навыков моему ученику, чтобы, незадумываясь над своими действиями, более-менее безопасно посадить аппарат. Человек, как правило, сильно нервничает. Его спасают навыки, которые успели стать устойчивыми.
   И это - ещё не самостоятельный вылет. Учлёт пересаживается в переднее сидение. Несколько таких полётов, конвейеров, подходящая погода и - дальше сам.
 
А если вообще говорить о посадке по приборам, то тоже есть решения. Например прибор типа Enigma, Odyssey.
Лев, расскажи поподробней, я даже не слышал, что это за приборы, чего умеют? 


Эти приборы умеют все, в зависимости от подключенных датчиков. Инструкцию на русском языке можно скачать с сайта www.airbridge.narod.ru в разделе инструкции и подробно с ними ознакомится. Там в том числе есть заход на посадку в "слепом" режиме, но производители приборов предупреждают, что аэродром должен быть знакомым и относится к такой посадке со здравым разумением. Опять же снимают с себя ответственность.

Но только на аэродром, оборуждованный по тому же классу слепой посадки, что и ЛА, а не на дорогу между проводов.

Да разница есть. Скорость пассажирских 200-300 км/ч и длина полосы 2-3 км, плюс куча пассажиров на борту. А мы говорим о СЛА со скоростью 80 км/ч, а то и меньше.

Я не стал бы поднимать эту тему и говорить о таких возможностях для СЛА, если бы не опыт. Не мой. Чужой. На Красном поселке. Я всегда был противником "слепых" полетов, в том числе и ночных. Так вот ребята там летали по ночам и их набралось не мало. Земли ночью не видно - фонарей нет. Заход на посадку выполнялся исключительно по GPS, имеющий возможность показа посадочной глисады, до высоты 3-5 метров, когда фарами землю было видно отчетливо. Не буду называть фамилии, но несколько человек регулярно так поступало и ни одного происшествия не было с этим связано, что дало мне основания полагать, что такого вида полеты выполнять не обязательно, но готовым к их выполнению надо быть! Для этого не обязательно иметь оборудование на земле, которым пользуются истребители и пассажирские самолеты, поскольку там другие, совсем другие скорости и стоимости ошибки...
Я сам попадал в ситуации, когда над посадочной площадкой висит туман, инверсия, а на дворе вечер и сейчас стемнеет....
 
Перед полетом с новой площадки расспосил местных товарищей об обстановке. Сказали что вокруг полно посадок (на лед), но кое где провода. И предупредили что опоры плохо видно. Ну я послушал, обещал быть внимательнее и залетал. Посадок действительно куча, так я этим и забавлялся. И в один из разов сел так спокойненько (ветра вообще нет) и прокатился для экскурсии подальше по земле. Затем развернулся и педаль в пол. Разбег, отрыв, и на 20 метрах перед глазами линия.... Дернул ручку на себя, ныряю и газу у земли. Слава богу в движке дури много... Набрал высоту а у самого волосы дыбом... Б-я... Во му-ак! Я же и сел похоже под ними и не увидел ничего... Мораль провода над рекой не видно вообще, так как опоры по берегам и психологически кажется что все хорошо... Бррр... 
 
Лев, а можно, у вас попробывать как это выглядит на дельте. 


Горизонт на телеге не бултыхается, он показывает горизонт - проверено лично. Бултыхается телега.
Если мы говорим о таком виде полета, где нужна максимальная осторожность - ибо потеря видимости - то уверяю Вас, что бултыхать телегу Вы не захотите и вцепитесь в авиагоризонт всеми возможными способами. Это может спасти жизнь.
Авиагоризонт на талеге - нормальное явление если им не пренебрегать...
 

Вложения

  • enigma.bmp
    enigma.bmp
    188,3 КБ · Просмотры: 126
Вопрос ко всем дельталётчикам форума - приходилось-ли кому-то воспользоваться по необходимости спассистемой, или кто-то знает о подобном случае, не дай бог,конечно. С уважением.
 
Осенью друг спасся. У парашютиста-дасантника, прямо в полёте, случился выкидыш. Аппарат, естественно ,поставило раком. Отстрелился и на двух купола приземлились. Консоль подломил.
 
На Красном поселке. Я всегда был противником "слепых" полетов, в том числе и ночных. Так вот ребята там летали по ночам и их набралось не мало. Земли ночью не видно - фонарей нет. Заход на посадку выполнялся исключительно по GPS, имеющий возможность показа посадочной глисады, до высоты 3-5 метров, 
Я сам ночью летал на Красном поселке, причем без GPS. Неприятно, но если заход курсом 270 там очень много чистого подхода перед полосой, можно долго подкрыдываться к земле с вертикальной 1 м/с.
А вот насчет снижения по GPS до 3-5 метров - что-то мучают меня сомнения. Они высоту по GPS определяли с такой точностью, или они взлетали с Красного, установив альтиметр, и тут же садились обратно по этому же давлению? По альтиметру метров 15 отловить еще можно, а насчет GPS я что-то не верю.
 
А вот насчет снижения по GPS до 3-5 метров - что-то мучают меня сомнения.

Не мучайся, Дим! Если снижаешься, то обязательно достигнешь этой отметки по высоте и не важно по GPS или высотомеру в том случае, если на землю смотришь глазами. Безусловно без фар такой трюк делать не стоит и снижение не должно быть большим, лучше на не большом газу.
Думаю, что тебе стоит ознакомится с такой методой посадки - во всех авиационных GPS есть глисада. Ребята, как правило возвращались с маршрута и заходили по этой глисаде на торец полосы, пока не видели отчетливо землю в сфете фар (3-5 м), далее визуально.
Если говорить об Enigme, то она вообще рисует воздушный коридор в трехмерном пространстве по которому очень удобно заходить.
Да и еще. Ребята, которые так делали, говорили, что ни разу осечки не было - всегда попадали правильно.   😉
 
для d-v. Интересует статистика, надёжность и предпочтения при выборе спассиситемы для полётной массы 450кг, а также описание произошедшего с кем-либо случая, если таковы были. С уважением.
 
Назад
Вверх