Особые случаи полётов СЛА.

Давненько, когда я начал осваивать необычное для обычного человека искусство не падать - летая, - у меня не было никакой информации, как управлять самолетом, который я достраивал. Вернее, только теорию знал по моделям.  В то самое время спросил у бывшего военного летчика – истребителя: "как Вы делаете разворот?". Он ответил: "крыло вертикально к земле, ручку на себя". Я мог только усмехнуться, качнув головой –« круто!», но на легких самоделках так не летают. Прошло несколько лет, я на практике ответил на многие свои вопросы сам. И вот в одном из очень низких маневренных полетов, выполняемых в стиле импровизации, я вылетел из очередного виража с перекладкой на противоположный до встряски на крыльях  на побережье с высокими деревьями, стоящими стеной. И с острым прозрением увидел, что не успеваю от них уйти, их стена растет перед лобовым стеклом – выше, в стороны, всюду. Не раздумывая углубил крен до 90 градусов, «крыло в землю, ручку на себя». Ушел, конечно, затем сразу выровнял и даже с минуту «отходил».  Я не лихач, не ругайте. Просто хочу сказать, что в практике всегда найдутся случаи, когда нужно действовать по обстоятельствам, хотя эти действия будут сильно отличатся от тех, к которым вы привыкли. Нужно опираясь на здравый смысл нарабатывать различный, неоднозначный, разнообразный опыт, осторожно, конечно (если не убьешься – будешь опытным пилотом). Я за такой стиль, - личное мнение. Пробовал посадки на минимальной V, расход рулей – на полную катушку, самоль валкуется, посадка с хлопом  :-?– опасно, так. Скоростная посадка – летишь, бреешь долго, траву с шасси снимать потом ;D, зато сдвиг ветра у земли не влияет, ага. По ветру, с боковым, с разворота, с заглушенными движками, по вариометру, в метель и т.д. Обдумываешь полет, условия - и в копилку опыта, пригодится, ситуации разные бывают 😉. С уважением. 🙂
 
   Шимми - явление не такое частое, чтобы пилоты могли о нём помнить. Расскажу о своём особом случае полёта. На химии вечером в 98 году в идеальную погоду прозевал с дистанцией захода на посадку. Увидел впереди пахоту, срочно взял ручку на себя и покатился по полю на той "презренной" балансировуочной скорости 80 км/ч. Тормозил сильным взятием ручки на себя и тормозом переднего колеса. Через мгновение аппарат перевернулся. Он просто опрокинулся и лёг передней кромкой крыла на землю.
   На следующий день я пытался найти неровность, о которую я споткнулся. Я её не нашёл. След от переднего колеса на совершенно гладком грунте резко отклонялся градусов не 15, и после отворота через несколько метров аппарат перевернулся. Чудеса в решете.
   О том, что произошло, я догадался, когда ещё раз столкнулся с шимми в Знаменке в 2005 году. Первый раз мы его наблюдали в Лилиентале, когда учились. На одном из аппаратов шимми нкачиналось, когда пилот сильно нажимал на педали. Так вот, в Знаменке у нас шимми возникло на рулёжке, когда я сильно нажал на педали. Отпустил - исчезло, нажал - снова шимми. На следующий день шимми возникло у одного из участников слёта на разбеге. Аппарат швыряло так, что отрывались задние колёса.
    У обоих аппаратов износилась ось вилки переднего колеса, и они свободно поворачивались. Затянули гайку оси по сильнее, чтобы увеличить в оси трение. Это - полумера, но она помогла.

    А теперь разоблачение фокуса. Каков механизм шимми? Переднее колесо на скорости самоустанавливается. Возникают силы, возвращающее его в равновесное положение. Это даёт возможность существованию колебаний, как для любого маятника. В вилке и колесе имеются люфты и несимметрия. Они очень малы, однако создают при качении колеса толчки, частота которых растёт со скоростью. На определённой скорости возникает резонанс - шимми.
    Как с ним принято бороться? Уменьшают собственную чстоту колебаний вилки с колесом на своей оси. Для этого вводят трение в оси вилки. Оно и снижает собственную частоту на столько, что колебания не могут возникнуть принципиально. На самолётах ставят демпферы - гасители шимми. На МДП их, как правило, нет. Они есть на киевских телегах Т-2М и харьковских С-7 с параллелограмной вилкой. Система рычагов, кторая делает управление передним колесом на Т-2М по-самолётному и рычаги на С-7, благодаря которым педали перемещаются параллельно друг другу, вводит большое трение, которое гарантированно предотвращает шимми.

    Все нормальные аппараты катятся по ВПП безопасно, без шимми. Однако есть условная граница скорости - балансировачная скорость, ниже которой шимми отсутствует. Стоит ли проверять, будет ли шимми на большей скорости?
    Когда пилот сильно нажимает на обе педали, он повышает собственную частоту вилки с колесом. Если трение в оси недостаточно, возникнет шимми. Рекомендация садиться на склорости меньше балансировочной расчитана на то, что ваш аппарат сделан правильно и не имеет при этом шимми. Отсюда предупреждение - ни искушайте судьбу. Когда я учился, однажды совершил посадку с инструктором на повышенной скорости. Он мне устроил публичную порку без подробных объяснений.

    Вот и получилось в 98-м шимми, когда я сел на высокой скорости, прижал аппарат к ВПП сильным взятием ручки на себя и при этом сильно упёрся в педали, чтобы по-сильнее затормозить. Откудо ж я знал? Не знание законов не освобождает...
 
Всё должно быть в разумных пределах. Дельталёт - аппарат с большой удельной площадью крыла, поэтому очень чувствителен к ветру. На посадке конечно предпочтительно иметь крутую глиссаду и воздушную скорость порядка 80-90, чтобы был хороший запас по скорости на случай сдвига ветра или порыва ветра сбоку, так же аппарат лучше управляется на повышенной скорости, внезапную просадку можно парировать отдачей ручки не боясь срыва.  А эффект ,, шимми,, вряд ли может проявиться при нормальном давлении в колесе при такой мизерной дистанции пробега. Это моё личное мнение. С уважением.         
 
Дельталетного опыта у меня пока мало, но поддерживаю сказанное уважаемым mdp-shnikом. Это явление широко известнов мотоспорте. У русских называется ВО!блин!гом 🙂. Возникает на определенной скорости и не лечится удержанием руля. Для прекращения воблы на мотоцикле надо просто положить руки на руль, расслабиться и дать газу. Для дельты это врят ли актуально, но что правда то воблу можно словить на определееной скорости при торможенииправда и ни когда этот эффект не возникает при разгоне. Думаю при шими надо как минимум отпустить тормоз и ослабить давление на педали...  Можно поставить демпфер от мота. Моделей масса весит 200 граммов и менее. С уважением!
 
   Для большей определённости скажу так: на правильно сконструированной вилке шимми не будет во всём диапазоне скоростей. Если в вашей вилке уменьшится трение на её оси (износ или ещё что-то), ожидайте шимми. На какой скорости и при каких условиях оно появится - большой секрет.
 
Дельталетного опыта у меня пока мало, но поддерживаю сказанное уважаемым mdp-shnikом. Это явление широко известнов мотоспорте. У русских называется ВО!блин!гом 🙂. Возникает на определенной скорости и не лечится удержанием руля. Для прекращения воблы на мотоцикле надо просто положить руки на руль, расслабиться и дать газу. Для дельты это врят ли актуально, но что правда то воблу можно словить на определееной скорости при торможенииправда и ни когда этот эффект не возникает при разгоне. Думаю при шими надо как минимум отпустить тормоз и ослабить давление на педали...  Можно поставить демпфер от мота. Моделей масса весит 200 граммов и менее. С уважением!
У нас (русских, американцев, папуасов, но пилотов, а не мотоциклистов) ЭТО называется "шимми". Поясняю: "шимми" - автоколебания носовой стойки.
Пан mdp-shnik, Вы гепнулись просто потому, что тормозили "зажатием ручки" и "тормозом переднего колеса" на рыхлом грунте, на пахоте!!! Это надо же такое придумать!!
И какая такая балансировочная скорость может быть на земле?!
Просьба к модератору: пожалуйста, для этого пана выделите отдельную веточку и все его перлы туда перемещайте. Предлагаю название ветки: " Я великий теоретик у меня для вас приветик!" 🙂)
 
И упаси бог ставить колёса на скорости больше балансировочной - шимми практически неизбежно с последующим мгновенным переворотом аппарата.

надо его в автосервис на сходр развал отогнать

я не знаю г. Мальцева, у меня тоже есть знакомый из военых очень даже грамотный человек в СЛА, но с воеными летчиками и прочим контингентом акуратней, лучше к партизанам пенсионерам они вам больше умного раскажут.
 
Для"Cobra".

Почему после 4ех часов налета не летал с инструктором,а самостоятельно мерял остаток топлива соломиной?
А других пытаешься лечить!

а потому что налетал уже не много но достаточно и в разную погоду без летных проишествий тьфу тьфу тьфу и со мной не так давно происходили те ситуации которые они сдесь описывают, потому как с опытом перестаешь новечков понимать, они прилетают с квадратными глазами, а сам летаешь и думаешь где все это было то что они описывают, если в моих постах косяк какой вы озвучте, лучше в личку что бы форум не хламить и обещаю при обоснованых притензия убрать даные пости или откаректировать.
 
   Д-р m-r Gray, читайте внимательно тексты сообщений и старайтесь видеть в них только то, что там написано, а не то, что Вы ожидаете. Грунт был твёрдый и гладкий, а пахота была впереди.
   Похоже, что теоретик - Вы. Интересно, как давно и часто Вы летаете? Уровень Вашей подготовки вызывает сомнение. Надеюсь, что здесь я ошибаюсь.

   Предлагаю не подолжать дискуссию в том же тоне, а при необходимости мысленно присоединить к ней все предуыдущие колкости по моему адресу.
 
Был у нас случай парень (сейчас очень опытный)полетел после того как  сняли лыжи и поставили калеса  на пробеге после посадки аппарат как здесь и описали чуть не опрокинулся...были поочередные подьемы задних колес,со стороны было жутко смотреть...Я подошел и сказал мол что после зимы не можешь вспомнить? оправданий не принял и говорю-дай счас покажу как надо....вообщем я повторил цирковой номер на посадке :🙂Прекратили полеты  с асфальта и начали проверять на траве, все  посадки и взлеты ок .
Вообщем при разборе оказалось большое схождение у задних колес,устранили его и все исчезло.
С шимми было дело только на самолете,устранили люфты  в передней вилке и тоже все прошло.
 
Напрасно aes иронизирует о шимми. Цитирую автора сообщения: "В момент касания я не удержал трапецию и боковой ветер поддул мне под правое крыло и левым я зацепил долгожданную Землю. 3-4 кувырка вспахали поле но я этого уже не помню."
Может ли на скорости более 100 км/ч боковой ветер мгновенно перевернуть аппарат? Это слишком похоже на шимми.

может имеется в виду галанский шаг, когда аппарат самопроизвольно раскачивается по крену, а не шими передней стойки.
 
Просьба к модератору: пожалуйста, для этого пана выделите отдельную веточку и все его перлы туда перемещайте. Предлагаю название ветки: " Я великий теоретик у меня для вас приветик!"

А от скуки тогда не помрём?

Межсезонье, погоды (по крайней мере в московии), мерзковатенькие стоят.

А тут сборник перлОв.
И главное по любому поводу и совершенно бЭзвозмездно  :exclamation 

Честно - я всегда читаю и тащусь!

Вот и про связь шимми с балансировочной скоростью - донесли на нас очередное тайное откровение. ;D

Правда надеюсь, что все эту пургу именно как пургу воспринимают, а не как истину  😉
Если кто-то как истину - то пожалуй действительно стоит что-то делать...

В общем как скажете, можно и отдельную ветку.
Но решение должно быть осознанным, уважаемое сообщество.  😉
 
   Не уверен, что из ветки под названием "особые случаи полётов" удастся отделять какие-то возникающие темы. Просто участники должны внимательно читать сообщения и высказываться аргументированно. Видишь перл - спроси, как же так, должно быть так то и так то, все это знают, или это представить себе невозможно, извольте дать подробные объяснения. Или просто и понятно возразить и грамотно опровергнуть. Часто ли мы имеем такие возражения? Как правило, вообще их нет. А молчаливые участники ветки рассчитывают на объяснения специалистов, тем более дипломированных. Стоит ли их размазывать по другим веткам?
 
может имеется в виду галанский шаг, когда аппарат самопроизвольно раскачивается по крену, а не шими передней стойки. 

Может и имелся.
Но похоже и mdp-shnik таки опять прав!

Ведь с точки зрения теорфизики, используя принцип неопределённости Гейзенберга можно точно и справедливо на 100% утверждать - шимми был ТАМ!

Правда в полном соответствии с упомянутым же принципом где находится это "ТАМ" никому не может быть ведомо.

Ведь ТАМ это вам не ТУТ!

Прошу прощения у уважаемого сообщества за offtop - просто не мог не согласиться с mdp-shnik-ом!

=================
Чтобы, как то сгладить вину за offtop ниже моё виденье ситуации.

Шимми тут нипричем, хотя если аппарат действительно сконструирован криво и возникли автоколебания - вилку можно и не удержать. Но это вне зависимости от погодных условий, т.к. возникновение этого эффекта или его отсутствие - конструктивная особенность аппарата. Шимми может возникать как на большИх скоростях, так и на скорости меньше посадочной.

Интенсивность автоколебаний, действительно зависит от подкачки энергии в систему, т.е. от скорости движения на пробеге или разбеге.

Но никто не гарантирует, что если конструкция кривая, то этого эффекта не будет и на малых скоростях!

Крайний раз про шимми мне писал Евгений Новинский, который вписывал свою очередную собственную конструкцию в 105 кг веса и на амортизации и конструкции вилки решил неудачно сэкономить.

У большинства современных дельт этот эффект убрали отнеся колёсико назад.

Моё возможное обьяснение по инциденту.
Максимально простое и основано на наблюдениях за разными посадками у разных пилотов. Ещё раз хочу подчеркнуть - возможное, но не более того.
Пусть истину в конечной инстанции по краткому описанию на форуме сочиняют наши штатные теоретики.

Очень часто на выдерживании у начинающих, особенно в плохую погоду, возникает желание прижать аппарат к земле до уменьшения скорости до посадочной. (Сесть бы поскорее!)

К чему это обычно приводит? К банальному отскоку с некоторым креном, который пытаются немедленно парировать крылом.

При попытке парирования можно легко крыло "раскрыть" боковому ветру. А дальше опять стыковка с землёй и с одной стороны, аппарат всё ещё движется вперёд (инерцию никто не отменял), а с другой резко возросшая сила, с которой давит ветер на раскрытое ему крыло. ... И запоздалое сучение педальками. И ... кувырк...

МЛМ мораль -  какая бы хреновая погода не была - на выдерживании поставь колёса в 20-25 см над землёй и тяни, тяни, уменьшай скорость пока аппарат сам к земле не пойдёт.

Колёсики коснулись, покатился - прикройся крылышком от ветра на пробеге.

Да, в плохую погоду, сквозь сдвиг ветра, сквозь колбасню нужно на повышенной скорости до экрана свистеть.

До экрана снизился, выровнял аппарат, подвёл к земле - жди, гаси скорость.
Жди, даже если ждать невмоготу!

Прижимать аппарат к земле на выдерживании не нужно!
Если начинаешь прижимать - возможны невесёлые картинки.

Дополнительный  вопрос - что делать, если ты уже на выдерживании попал в смерчик или в ротор. Но не всё сразу и не в одном посте.

Думаю тут есть кому написать про этот особый случай в полёте ?
 
AES прав, читаю и тащусь. Я понимаю 4 часа налёта, даже в резных погодных условиях, позволяют послать более опытного товарища. И если нет аргументированных доказательств, фраза "сам дурак" становится аргументом. Я не подвергаю сомнению вопрос о возникновении шимми на МДП, но наверное не в данном случае. К моменту ксания скорость, как было описано, была уже снижена, пробега не было, значит шимми развиться было не откуда. По моему это банальный "циркуль." Мне так кажется. И давайте терпимее относится друг к другу.
 
К чему это обычно приводит? К банальному отскоку с некоторым креном, который пытаются немедленно парировать крылом.

к отскоку приведет на самолете, так как при касании особенно с хвостовым колесом изменяется угол атаки крыла и не всегда в меньшию сторону 🙂, на дельте такого быть не может по определению если сам обратно ручку не пихнешь, а вот если на повышеной(повышеная это не предельная скорость дельталета) сел и ручку оставил там где была порывчиком может и приподнять, хотя и до пупа зажимать не надо, а где ее оставить фиг знает оно само получается и приходит с налетом.

МЛМ мораль -какая бы хреновая погода не была - на выдерживании поставь колёса в 20-25 см над землёй и тяни, тяни, уменьшай скорость пока аппарат сам к земле не пойдёт.

при встречном ветри и если рядом с полосой нет припятствий создающих ротор тяните сколько угодно и это будет правильно, но если боковичек и разные домики и деревца со стороны ветра привращают 😉 еге в ротор то можно и дотянуться 🙂

Колёсики коснулись, покатился - прикройся крылышком от ветра на пробеге.

мало того, когда начнешь разворачиваться то не забуть и крылышко адекватно перекладыать.

а с 4 часами налета летать гораздо интересней ;D, каждый полет как подвиг если ветер больше чем 0,5 м\с да еще и боковой, да еще и летом когда время целых 21  00
 
на дельте такого быть не может по определению если сам обратно ручку не пихнешь

Думаешь? Это хорошо! Очень хорошо!
Спорить уж точно не буду.
Но вот эту посадку Алексея мне тоже выпало наблюдать  🙁
http://www.3dway.ru/Storyes/Polet_Alexest.html
Так что позволь останусь при своём...  😉

каждый полет как подвиг
Круто!  🙂 🙂 🙂
Но подвиги требуют удачи и аккуратности  🙂

Удачи!
 
каждый полет как подвиг
Круто!
Но подвиги требуют удачи и аккуратности

Удачи!

вот имено поэтому когда начинали, то и не обращали внимания на насмешки других, что мол погда идеальна, а вы дурачки на земле сидите, а летали только в ту погоду которая нам казалась идеальной, чиво и другим советую, показать свою крутость взлетев в непонятных для самого условиях мжет любой, а вот что дальше........

был один прикол который вспоминаю как встрашном сне, метео штиль, вечер, переменная облачность, налет пару часов, крыло старая лавсановая кобра, рмз 640 и мы с товарищем два перца летаем, а вокруг на 360 градусов в далеке молнии моргают, сейчас понимая чем могло закончится жутко становится, хорошо поле было на столько кривое что на передней вилке оторвало крепление амортизатора и полеты прекратились раньше чем началось это жуткое.

еще случай, звонит жена ты где, как где на полетах, придешь домой я тебе покажу полеты, у нас тут ливень, ветер деревья ломает, а он мне про полеты расказывает. От места полетов до дома по прямой километров 10 будет, взлетаю как глянул в ту сторону, а там......, ноги в руки мотору взлетный и до гаража разбираться, через 20 мин полетели ветки с деревьев.

такая вот фигня бывает.
 
Вот и получилось в 98-м шимми, когда я сел на высокой скорости, прижал аппарат к ВПП сильным взятием ручки на себя и при этом сильно упёрся в педали, чтобы по-сильнее затормозить. Откудо ж я знал?

Ключевое слово упёрся в педали... газ на правой... тормоз на левой.... давим на тормоз левым носком....сразу после касания...на скорости 80 например...
  Кто не понял почему наш уважаемый теоретик перевернулся, рекомендую провести небольшой тест:
  Сядьте в телегу в клубе... напрягите ноги... взгляд по горизонту влево на 30гр как на выдерживании... дайте энергично  носок левой ноги на торможение....посмотрите на положение педалей...и передней стойки соответственно.... надеюсь понятно объяснил?
   А вы товарищ Гапон всёж поаккуратнее...нас же дети слушают... а вы тут матом...шимми понимаеш...так и до бафтинга договориться можно...

Постскриптум:  Когда Роман который  Мистер Грэй летать начал... ты ещо дельту во сне не видал... поаккуратнее...а то и по хитрой рыжей мо....... можно выпросить...
  С уважением к вашему личному шизу...
.....и настоятельной просьбой о прекращении ваших извращённых перлов на тему практики дельтапланеризма...
  Сергей "Байкал-557".
   
 
   Сергей, а как насчёт молчаливой рекомендации m-r Gray садиться на пахоту, но при этом не зажимать ручку и не тормозить. Всё будет зашибись, ВПП больше не нужна? Почитайте его возражения. Просто Ваш протеже сильно торопится и говорит слова, не соответствующие тому, что он думает. По долгу службы я обязан отличать специалистов от неспециалистов. Так вот, специалисты видят то, что незаметно другим. m-r Gray тщательно скрывает это качество от нас. Нас читают тысячи людей. Желательно за базар отвечать.

   Посмотрим на тест с другой позиции. Пилот сильно тормозит и отчаянно жмёт левой ногой на педаль. Также отчаянно он жмёт правой ногой, чтобы прямо удержать вилку. Учиться этому специально не нужно. Тем более пилоту-химику.

    Поп Гапон увёл под пули за собой толпищу людей и вошёл в историю России. Я же не могу понятным языком объяснить элементарщину, которую обязаны знать все пилоты. Этот комплимент я не заслуживаю. Чтобы не возникало желания чистить рожу оппоненту за 1000 км, нужно корректно и понятно объясняться - возражать и приводить свои аргументы. Только и всего.
    Приятно, когда тебя понимают с полуслова, а тем более, когда самолично проверяют твои рекомендации. Большое спасибо за понимание Akeon-у. Я это высоко ценю.
 
Назад
Вверх