Первый самостоятельный. Один день учлёта.

Не каждый день был лётным. Иногда дуло так, что не всякий цельнометаллический поднимался в воздух.

В такие дни я вдруг вспоминал что сейчас прекрасная кавказская весна и на холмах и горах цветут эндемики КМВ такие, как, например дикий ирис.
 

Вложения

  • IMG_0067_002.JPG
    IMG_0067_002.JPG
    86,2 КБ · Просмотры: 95
И занесённый в Красную Книгу СССР и России пион узколистый.
 

Вложения

  • IMG_0095_002.JPG
    IMG_0095_002.JPG
    95,1 КБ · Просмотры: 96
И хотя и самолёты и первым делом, но и о девушках забывать тоже не стоит, и что нужно романтически выгуливать даму с собачкой по всей этой красе во имя того чтобы не огрести по горбу скалкой, не быть отпизженным по рылу сковородкой и не быть отлучённым бессрочно от кастрюли с борщём Высокого и Прекрасного.
 

Вложения

  • IMG_0024_005.JPG
    IMG_0024_005.JPG
    35,9 КБ · Просмотры: 83
И о том, что на дворе День Победы. И что стоит подняться ногами и поклониться Знамени, которое установили жители окрестных карачаевских сёл на вершине Рим-Горы и вспомнить дедов.

Кстати, на сам День Победы полёты у нас на КМВ никто не запрещал. Никто, кроме погоды.
А вот она-то нас всех летающих прижала к земле как мамка к груди.
 

Вложения

  • IMG_0097_004.JPG
    IMG_0097_004.JPG
    64,4 КБ · Просмотры: 99
Налетав часов 5-10  и чуть пообвыкнувшись с аппаратом сделал две посадки с подбором площадки с воздуха. Исключительно в тренировочных целях. Один раз в поле сразу через дорогу от аэродрома, а второй раз - на склон холма - "в горку". Всё штатно и без эксцессов.
«Стренджер» на задней центровке прекрасно позволяет такие проделки.
Слегка, правда, накосячил при взлёте с холма: взлетал вниз по склону и на кочке оторвался чуть раньше, чем дельт набрал нормальную скорость отрыва. Был небольшой "козлик" (не очень даже и бородатый) на котором я умудрился добрать скорости и оторваться уже по взрослому.

Думаю, было бы разумнее взлетать траверсом склона, а не вниз по склону.

А потом приехал товарищ и мы с ним слетали уже истоптанный маршрут: Кисловодск - Рим-Гора - Медовые Водопады.
Было пасмурно, полосами и вокруг да около ходил небольшой дождь. А мы летали как Анастас Петрович Микоян из того анекдота – «да я быстренько, между струйками».

Так как дождь стал поворачивать к полосе, то слегка сократили маршрут, но садились уже, правда, слегка по дождю, который чуть стал накрапывать над полосой.
Тем не менее, успели сесть  до того как разверзлись хляби небесные,  даже крыло толком не промокло. Сели  мягко, как своей задницей на диван.
Опять же приобрёлся опыт полёта в дождь.
Понятно, что специально в дождь взлетать не стоит, а при попадании в полосу дождя нужно или вылетать из неё, или садиться, в зависимости от обстоятельств. Но, тем не менее, опыт получен и в обстоятельствах, близких к тепличным.

На что нужно обращать внимание:
- «на этих скоростях песчинка обретает силу пули» - открытые участки кожи очень ощутимо сечёт каплями.
- Время от времени нужно отвлекаться на то, чтобы протереть очки.
- Намокшее крыло слегка тяжелеет в управлении.
- Мокрая полоса чуть увеличивает пробег и не стоит слишком рано на пробеге трогать тормоз, чтобы не пойти юзом.
 
Полёты продолжались своим чередом.
Погода не сказать, чтобы баловала, но вполне себе позволяла летать почти каждый день, если с утра не поспать.

Опять же меня очень беспокоил вопрос выяснить практический потолок своего аппарата, поэтому время от времени я продолжал делать высотные вылазки, которые я ещё ни разу не доводил до конца, поскольку замерзали руки. Минус 10-15 при воздушной скорости 80-90 км\ч дают очень некомфортные ощущения на когда-то помороженные руки. Никакие перчатки не спасают, нужно искать перчатки с подогревом от батареек или от бортовой сети.

Ну, и пара-тройка рекомендаций из опыта альпинистских восхождений, которые применимы и к высотным полётам.
«Горняшка» - (т.е. горная \ высотная болезнь) явление, имеющее очень различные симптомы. Поэтому здесь как раз тот самый случай, где каждый сам себе немножко доктор.
Тут важно при наборе высоты прислушиваться не только к звуку двигателя и крыла, но и к собственным ощущениям и трезво оценивать своё состояние. При малейших признаках недомогания или (!) эйфории - ручку в пузо и вниз. И тоже без фанатизма.
 
Обледенение карбюратора и прочие респираторные заболевания двигателя на высоте.

Высотные испытания проводил над полосой в конусе безопасности, поэтому если двигатель чихал или глох, то уже не разворачивался безоговорочно вниз, а с холодной головой и горячим сердцем проводил эксперименты над матчастью с целью вернуть двигатель к жизни.

Ничего нового я, правда, не изобрёл: при наборе, как правило, дроссель находится в одном положении, примерно 75% открытия, довольно долго.
В определённый момент при определённой высоте, температуре и влажности двигатель начинает глохнуть.
Делает он это не сразу как гопник, а как воспитанный: сначала предупреждает. То есть чуть чих, чуть вибрация, чуть провалы в оборотах, прекращает реагировать на дальнейшее открытие заслонки.

Если не прозевал эти симптомы, то лечится всё очень просто: обороты с 4200-4500 наборных сбрасываются до 2000, выравниваются, сбрасываются до холостых. Потом снова набор оборотов до обычных в наборе, пробовал и резко и плавно. Получается и так и так хорошо. Двигатель прочихивается и дальше работает ровно. Плавно мне нравится больше. Не люблю насилия.
 
Теперь обещанные зарисовки по крыльям

СТРЕЙНДЖЕР -2

Вообще о Стрейнджере можно сказать очень просто:
Идеальное крыло в своём классе.  Золотая середина.

Доработанное, продуманное  до мелочей, послушное, понятное и предсказуемое. Летучесть выше всяких похвал. Прощает очень многое.

Не блещет сверхвысокими скоростями и сверхустойчивостью в болтанку. Но при моих невеликих пилотских навыках, я летал и садился на нём при встречно-боковом ветре 8 м\с. Хотя при этом я и понимал, что полёт находится на грани (sic!  Именно на грани, но не за ней) моих (моих, не крыла)  возможностей, но особого дискомфорта не ощущал, так как крыло просто честное и открытое, всегда знаешь, как оно себя поведёт в какой ситуации.

При нормальных условиях полёта усилия на ручке средние. В болтанку, правда, бывает, что выворачивает руки.

Один раз, летая (хоть и на безопасной высоте) при северном ветре в яркий солнечный день  над кромкой хребта, где при северном ветре всегда ротора и нисходящие потоки, а при солнечной погоде термические пузыри от находящихся в долине пашень и дач, меня впервые посетила мысль: «А ведь парашют-то бы и не помешал».
Полёт в условиях сильной турбулентности на нём не очень комфортен, необходимо держать ухо востро, чтобы не вляпаться куда-нибудь выше своего погодного максимума. Хотя это выражение применимо к полётам вообще.


Экспериментировал на нём с коротким пробегом. Мой наилучший результат на нём при задней центровке – 60 шагов от точки выравнивания (sic! Не касания, а именно выравнивания)  до полной остановки.
Садился на нём в чисто поле и в склон горы с подбором с воздуха, без предварительной разведки ногами, с первого раза. Штатно, мягко.
Когда летишь на Стрейнджере и осматриваешь крыло, то создаётся впечатление, что летишь не на тряпочном, а на жёстком крыле. Ничто не болтается, не вибрирует, не флаттерит, парус натянут как струна, ни морщинки. Красавец.

Хотя, как-то  при большой скорости в горизонте у Стрейнджера появился небольшой флаттер на лопухах. Раньше этого не наблюдал. Поначалу  это явление лечил только снижением скорости. За месяц до того я слегка подтягивал крыло на 10 мм по консолям.
Думал лечить это установкой М-образной проволочной скобки на парус между флаттерящими латами, где-то на форуме мелькало, что флаттер так лечат. Но когда я для начала просто чуть подтянул шнуровку на упорной лате, флаттер пропал, как и не было.

Как-то набрав побольше высоты, решил проверить летучесть крыла. С заглушенным двигателем потихоньку выдавал ручку. Плавно и настойчиво добился от него взаимности – скорость снижения 1,5 м\с, при этом ручка упёрта в пилон. Воздушная скорость примерно 45-50 км\ч. Не срывается!

В общем, ребятам из «Аэроса» низкий поклон, они создали и довели до совершенства очень хорошее крыло.
Ну, и как сказал Шекспир, не в пятнадцатом, а в шестнадцатом сонете….Гуляй, Вася пара слов без протокола:
Просто люблю Стрейнджер. Он того стоит.
 

Вложения

  • M2HqeCCt41o.jpg
    M2HqeCCt41o.jpg
    105,5 КБ · Просмотры: 108
АТОМ

19 мая – День Пионерии. А поскольку я пионер с более чем 30-летним стажем, то в этот день я был готов больше, чем всегда готов.

В тот день я был готов облетать новое крыло Атом, которое я сдуру купил за мегаденьги, поддавшись на рекламу авторитетов, свистящий вниз курс рубля и природную глупость давно ждал, оно долго не хотело шиться, облётываться и отсылаться, но не смотря и на что, в конце концов, оно пришло ко мне, закутанное как мумия фараона в чехол, поролон и упаковочную плёнку в саркофаге из такого свежего леса, что грузчики на базе транспортной компании не взялись грузить его на багажник вручную, а подогнали для этой цели вилочный погрузчик.

Как я его потом в одиночку разгружал и затаскивал в гараж – это отдельная сага, которая сравнима с 13-м подвигом Геракла и включает в себя такие разделы как «полиспаст», «шестерёнчатая таль», «страховочная верёвка», «вОлок» и «пердячий пар».

Добавлю, что благодаря этой упаковке крыло дошло от производителя до потребителя в целости и сохранности, поэтому оно того стоило.
 

Вложения

  • IMG_0241_003.JPG
    IMG_0241_003.JPG
    77,8 КБ · Просмотры: 118
Внимательный читатель разглядит на картинке выше очень многое,  если даже не считать Рыжего Пса и Наземного Аэрособуксировщика от фирмы Opel AG. А именно: сушащиеся на заборе простыни белый бязевый чехол от таганрогского крыла М-17.
За этот продукт Красным Крыльям отдельное спасибо, т.к. чехол этот является универсальным на все мои (повторюсь, у нас, у богатых, свои причуды) три крыла: М-17, Стрейнджер и Атом.
Легко снимается, одевается, стирается и сушится.

На любое крыло одевается как на родное...весит, правда прохладным росистым утром...да ровно столько и весит, чтобы поддерживать меня в форме и не давать заплыть салом.
И вообще, у всего должна быть оборотная сторона и нет в жизни совершенства, как говорил старый Лис. Если есть куры, то будут и охотники с ружьями.
 
Так вот, вернёмся к облёту Атома. Точнее, облётан-то он был до меня, поэтому скажу так:

в этот день я познакомился с этим крылом.

Сборка крыла прошла на интуиции - там всё очень логично. Вопросов не было. Единственный раз заглянул в паспорт, когда натягивал поперечину - уточнить на какую дырку цеплять болт.
Центровка на крыле имеет три положения.
При облёте производителем была установлена средняя. Менять не стал.
Сделал пару взлёт-посадок, сделал одну имитацию, без подгазовок, ловил у земли на экране, всё штатно. Слетал на кольцевой маршрут. Общий налёт - 1 час.

Первые впечатления по сравнению со Стрейнджером:
- скорость в крейсере больше на 15-20 км\ч.
- обороты крейсера выше на 200 об\мин.
- скороподъёмность меньше на 0,5-1 м\с.
- разбег-пробег длиннее.
- посадочная скорость выше.
- при сбросе газа сыплется 5 м\с при воздушной скорости 70.
- экран на атоме ниже, ловить его на выравнивание нужно у самой земли.
- болтанка на нём почти не ощущается, специально слетал над хребтом в жару и ветер с роторами, где на Стрейнджере приходилось качать торс - даже не устал.
- по управляемости проблем не возникало, держал в голове «Наставления по практическому атомоводству» от Льва Алексевича aka Levadelta ( "держи его как птичку в кулаке: и чтоб не придушить, но и чтоб не вырвалась")   и всё было ровно.

Т.к. центровка на крыле стояла средняя, на следующий день решил «загрубить»  крыло и поставить заднюю.

Ясен пень, продолжение следует.
 
Пара-тройка мелких замечаний по качеству изготовления крыла Атом:

1. В паспорте отсутствует плаз-шаблон на латы, хотя в паспорте упоминается о том, что он должен быть.
- Написал производителю, пока ответа нет.
2. Левые и правые латы имеют хвосты и носы одного цвета и никак не промаркированы, если по запарке свалить их в одну кучу, то недалеко  и до цугундера, т.к. у левых и правых лат  разные профили.
- Исправил. Цветная изолента в умелых руках творит чудеса.
3. На нижних углах трапеции нет кожаных чехлов как на Стрейнджере, при постановке крыла на землю в узлы забивается грязь.
- Исправил. Модные в конце восьмидесятых кооперативные красные сапоги тёти Вали дождались своего часа.

Вот тут даже не грех приложить и фото, а то и два. Поскольку я, оказывается ещё и талантливый кавказский сапожник, умеющий шить ара-динамические-даа обтекатели-протекторы боковых узлов крепления ручки управления дельталётом.

На правах рекламы и советов Бывалых для оч.умелых ручек.

На земле:
 

Вложения

  • IMG_0011_007.JPG
    IMG_0011_007.JPG
    69,6 КБ · Просмотры: 119
Спасибо, deltaniks. ваш звонок важен для нас, оставайтесь на линии что слегка взбаламутил поверхность этой страницы, а то я, свято следуя заветам Козмы Пруткова, привык, плюя в воду, смотреть за разбегающимися кругами, чтобы не превратилось занятие моё в пустое времяпровождение, уже подумал о том, что пауза затянулась и это жжжжж неспроста молчание ягнят и волков говорит о бесполезности происходящего.
 
Продолжим по пунктам предписаний замечаниям к крылу.

Тут мне всегда вспоминается младший брат моего тестя, отставной капитан, который говорил: "Чем отличается Проверяющий от воробья? А тем, что воробей в куче гавна ищет зерно, а Проверяющий - наоборот, в куче зерна ищет гавно".

А поскольку по роду службы мне очень часто приходится проверять, в качестве линейного руководятела, а зачастую и запускать в работу в качестве (о, моё маленькое "Я" с БОЛЬШИМ самолюбием) Председателя Пусковой Комиссии Опасные Производственные Объекты, подконтрольные Горгостехнадзору, то научился я плохому, давно знаю, что в безопасности мелочей нет.
Поэтому и зрю в корень и цепляюсь к мелочам, в которых, как известно и сидит Шайтан.

4. Латунная втулка под болт крепления узла навески крыла "Стандарт" оказалась чуть меньшего диаметра, чем аэросовский болт. Болт сразу не вошёл.
- Справился. Пришлось отложить полёты на один день, т.к. уже вечерело, и слегка шарошить отверстие - два часа молодой жизни.

5. После полётов при разборе крыла выяснилось, что эта латунная втулка слегка вышла из посадочного гнезда.
- Справился. Запрессовал обратно подручными средствами.

6. Внутри ручки трапеции отсутствует страховочный трос.
- Пока оставил как есть, но трос установлю в дальнейшем.

7. Болты крепления трапеции (нижние и верхние) установлены головками назад, если в полёте начнёт раскручиваться гайка, сразу заметить это будет невозможно.
- Исправил, переставил.
8. Флаттер на лопухах.
- Оставил до приезда Главного Атомовода и Атомоведа на КМВ, по свидетельству которого это лечится путём несложных манипуляций с консолями руками, которые знают, что делать. Думаю, после экскурсии-другой в подвал с вином линкор прьпьём, но флот не опозорим звёзды расположатся так, что Правильные Руки будут приложены к Правильному Крылу и эта досадная мелочь уйдёт, как с белых яблонь дым.

9. На упорной лате нет железного когтя как на М-17, а консоли на Атоме не выходят за края паруса как на Стрейнджере. Нельзя ставить крыло верхней кромкой к ветру, уперев ручку в передний пилон, а торец консоли  или упорную лату в землю. Нужно было что-нибудь колхозить. По совету Главного Атомолёта была изготовлена приблуда, которая и предлагается вашему, Почтеннейшая Публика, вниманию, в качестве инженерного решения.

Кислородный шланг и пластиковый замковый хомут.
Опять же, на правах рекламы и в качестве совета для оч. умелых ручек.
 

Вложения

  • IMG_0005_008.JPG
    IMG_0005_008.JPG
    47,1 КБ · Просмотры: 103
В общем, все эти мелочи устраним, но производитель лучшего крыла в России мог бы их предусмотреть сам, не оставляя потребителю шансов "доработать изделие напильником".

Это не гундежа гнусного ради, а констатации факта для.
 
Общий вердикт после первого знакомства:
крыло ДРУГОЕ.
Пока я это крыло ещё не понял и не почувствовал.

Чтобы не искушать судьбу убрал родного Стрейнджера в пакет и отвёз на дачу, решив пока летать только на Атоме.

У меня было ещё шесть дней в запасе до отъезда на работу.
Окончательный вердикт будет только после того как я научусь делать на Атоме то, что уже умею на Стрейнджере.
 
Через пару дней, поменяв центровку на заднюю и натешившись вволю имитациями и каботажными маршрутами, решил провести очередную попытку «отбить потолок».

В этот раз забрался на 5045 м. по GPS с авиационной прошивкой, купленному, кстати,  на форуме у уважаемого morena здесь:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1420445996/90

Навигатор работает хорошо, все карты читаемые, меню понятное, функций вагон, но я как дегенерат с ослабленным портвейном мозгом интеллигент-гуманитарий с пединститутским дипломом так во всём пока и не разобрался и   использую только то меню, что видно на видео. Т.е. карта, азимут, скорость высота над уровнем моря.

Очень рекомендую всем желающим (рекламная строчка проплачена, деньги пропиты).   
 
Назад
Вверх