Лирическое отступление про посадки по ветру и прочие нештатные штучки.
Прошлый год, осень, аэродром Юца. Над полосой рваная хмарь, ветер умеренный, но на горизонте вокруг со всех сторон грозовые скопления облаков. Над Горой резвится всякая мелкая и не очень летающая живность: немножко дельталётов, немножко самолётов, горсть-другая парапланеристов. Хожу вокруг своего аппарата, хочу в небо. Поднял пилон, сделал предполётный осмотр. Ветер слегка усиливается, затем стихает, затем меняет направление, но стал совсем слабым. Парящие все приземлились и начали обсиживать ларёк с пивом насест.
«Штирлиц насторожился».
В общем-то, я мальчик дисциплинированный, и если на аэродроме есть взрослые, то всегда спрошу разрешения. Особенно если в воздухе немножко тесно и несколько непонятно.
Пошёл поискать взрослых. Нашёл. Сидят, пьют чаёк, едят рыбку. Спросил разрешение на взлёт. Пилот самолёта сказал: «Да кто тебе мешает, лети», а дельталётчик, который тоже меня как-то учил летать (я изрядно переношенный «сын полка», меня на Юце и её окрестностях только совсем ленивый летать не учил) сказал: «А я бы не стал, посмотри, что в небе творится, на вот, лучше рыбки покушай».
Рыбки покушать - это всегда хорошо. К тому же, если есть сомнения лететь или не лететь, то сомнений быть не должно – НЕ ЛЕТЕТЬ.
Пока кушал рыбку, ветер чуть усилился, и с Горы стартовала пара парапланеристов. Затем в небо поднялся небольшой самолёт. Видя, что мне сегодня уже явно ничего не светит, пошёл чехлить крыло, к тому же из обрывка тучки уже чуть брызнуло дождём.
А потом началось. Ветер восточный сильней, сильней - до шквального. Но строго вдоль полосы. Всем, даже самолёту срочно захотелось на землю. Один из парапланеристов не справился с ветром, не смог его перебороть, чтобы сесть на полосу и его унесло в кусты, к счастью, обошлось без травм.
Второй парящий был дядька более опытный и, возможно, более крепкий физически – сложил «уши бубликом» и завис над полосой. И тянул, тянул, тянул против ветра свёрнутый в кольцо параплан к торцу полосы.
Ага. И все эти эволюции на высоте и в точке четвёртого разворота.
А самолётику тоже хотелось домой. А в воздухе всё нарастало непотребство, и садиться уже было надо - край. И самолёту пришлось садиться по ветру, на очень повышенной скорости, с подказливанием, грюкая шасси до упора, выбивая комья земли из полосы и тормозя с пробуксовками, едва удерживая крылья по крену, чтобы не шаркнуть об землю.
Но всё это закончилось благополучно, как для самолёта, так и до параплана, поскольку пилот самолёта явно знал, что делает т.к. очевидно, делал это раньше и сознательно шёл на посадку по ветру.
Вот такие большие огурцы продают нынче в магазинах на такие крайние случаи и делались тренировки посадок по ветру.