Первый самостоятельный. Один день учлёта.

Кстати, в том полёте снял видео где Атом снижается с задросселированным двигателем со скоростью 2-2,5 м\с с чуть приотданной ручкой и 3 м\с с брошенной ручкой (без рук)в балансире.
Думаю, это отрезвит скептиков, которые где-то на страницах этого форума хором кричали полундра по поводу того, что "Атом" сыплется как коршун, стоит только чуть ослабить тягу.

Это опять была  рекламная пауза, с которой тоже все купоны сострижены, маржа снята, бюджет попилен.

А за (почти) бесплатную рекламу я очень надеюсь, что Александр Русак, который рано или поздно прочтёт эти строчки, учтёт мои пожелания, размазанные слезами по бумаге чуть выше.

Видео без регистрации и "пришлите смс на короткий номер бисплатна" доступно здесь:

https://vk.com/id3013313?z=video3013313_171274749%2Fd15b854888cefa07a8

Качество отснятого (мной) материала компенсируется качеством монтажа, сделанного одним сочувствующим СЛА и Карлосом Сантаной, который, вопреки авторским правам и прочим условностям цивилизации решился-таки озвучить мой полёт.

Рекомендую смотреть в максимальном качестве.

Приятного просмотра.
 
@ skyhumm999
Высотные испытания прервал по той же причине, что и обычно - замёрзли руки.
Кстати, если заметили, то китайский термометр в центре панели был заменён на взаправдашний авиационный, который стоит слева и показывает минус 10.


Двигатель ещё вполне себе тянул.

Думаю, шесть тысяч над уровнем моря он поднимет.

Но над Мирным на том эшелоне шлындают Боинги, поэтому нужно будет проверять какого пола твой сосед выбирать время, чтобы с ними нормально разойтись если что.

Всему своё время, я никуда не тороплюсь.
 
Думаю, шесть тысяч над уровнем моря он поднимет
У меня Форсаж с Атомом, двигатель Сузуки инжекторный. Поднимался до 4600. Дальше уже двигатель не тянул. На земле было +30, одевался по зимнему  🙂.
 
Сузуки инжекторный. Поднимался до 4600.

Значит, китаец Мао ушатал еврея Маркса японский инжектор против ВАЗовского карбюратора что плотник супротив столяра.

У Вас, если Форсаж, то скорее всего двигатель G13.
У меня G15, возможно, он чуть мощнее изначально.

Кстати, в Коктебеле, на Горе Клементьева видел трёхместный дельталёт с G15, у которого была линейка из четырёх мотоциклетных карбюраторов.
Телега была самодельная и очень хорошо сделана, а крыло Х-17, таганрогское.
Дельт был - песня, целый птеродактель. И заточен специально под романтические покатушки.
 
Поднимался до 4600. Дальше уже двигатель не тянул.

Странно, 5200 и ещё +1,5 скороподьемности в той же конфигурации.

На самом деле Атом не самый правильный выбор, чтобы летать на потолок. С Атлетом было бы повеселее.
 
Странно, 5200 и ещё +1,5 скороподьемности в той же конфигурации
Остается только завидовать. Может топливо у нас в Забайкалье совсем ни куда не годится.
Атлет закончил свою жизнь (мою оставил) при первом полете. Виноват я  🙁
 
Немного деталей к высотному полёту.
Начинался он как высотные испытания, а закончился как погодные.

Когда взлетал был полный штиль.
Снизу до верху полный штиль.
Прогноз тоже банзая не обещал. 3-5, порывы до 7 максимум и то ближе к полудню, а ещё и 10 не было.

Когда закончил карабкаться вверх (то есть примерно через час после взлёта) сверху заметил рябь на всех озёрах и прудах. Понял, что внизу ожидает дульник.
На высоте около 500 м это предположение подтвердилось.
Сделал круг над полосой, чтобы получше разглядеть колдун. Ветер встречно-боковой, сильный, под 45 градусов примерно. Сел крабом, но мягко. Пробег был такой короткий, что один вертолётчик, который наблюдал за посадкой, спросил самолётчика: "А зачем ему вообще аэродром?".
Так вот, когда я зачалил нос и закрепил ручку и пошёл посмотреть (из чисто детского любопытства), что показывает анемометр, то я просто ahuelь, т.к. там устойчиво стояло 12 м\с. На земле крыло в одно рыло удержать уже было невозможно.

Должен признать, что Атом открывает горизонты.
Но взлетать в таких условиях в здравом уме и твёрдой памяти я бы, ясен пень, не стал. Не война.
 
О полётах с пассажирами.
Как уже писал, первый полёт с пассажиром я провёл, когда смог посадить аппарат с заглушенным двигателем в конусе безопасности. Но это был мой собственный сын его не жалко можно в случае чего ещё наделать.

А если браться катать чужих детей, да ещё и чуть с отрывом от конуса безопасности, то подготовка нужна более серьёзная. Поэтому решил для себя, что пока не сяду раз-другой в чисто поле, чужих не катаю.

Про свои опыты с посадками вне аэродрома я писал, повторяться не буду. Напомню, всё получилось, что добавило фактора безопасности в предстоящие полёты с пассажирами и уверенности у меня, в том, что если не вылезать за разумные рамки, и не употреблять в жизни фразу: "смотри, как я могу", то в любой ситуации пассажир останется цел.

Первый полёт был с автором фотоальбома, который я уже приводил здесь.
https://vk.com/album1896440_215345016

Человек этот авиации сочувствует и уже летал не раз пассажиром с пилотами много опытнее меня. Погода в тот день нас побаловала, летать было очень комфортно. Настолько комфортно, что пассажир решил поделиться с пилотом впечатлениями о том, как прекрасен этот мир на глиссаде при заходе на посадку, за что тут же огрёб вразумляющих нерукотворных дупселЕй, а по приземлении ещё и короткую, о доходчивую лекцию о том, что нельзя отвлекать пилота на посадке. Он оправдывался тем, что сказал, что со мной было очень легко и комфортно летать, и что на протяжении всего полёта было чувство полной безопасности (о, да, я такой, хвалите меня дальше).

После этого маленького случая с человеком, имевшим опыт полётов, и имеющим представление о безопасности, я стал включать во все свои предполётные инструктажи, которые обязательно проговариваю всем пассажирам, не зависимо от их налёта на заднем или переднем кресле дельталёта, планера, вертолёта или другого летательного аппарата, ещё и пару строк о том, что при заходе на посадку нужно являть собой неподвижное и молчаливое продолжение конструкции телеги.
 
Потом как-то приехали кумовья и их друзья и дети.
В общем, целая орава взрослых и детей.
Решились со мной полетать.
Для этого я им устроил всем очень раннюю побдку, чтобы полетать можно было в идеальных метеоусловиях, наслаждаясь полётом и пейзажами.

Ясен хрен, на аэродроме я был за час до них, подготовил аппарат, провёл предполётный осмотр и пробный вылет.
После этого провёл инструктаж, назначил самого вменяемого из всей оравы ответственным за подготовку и выпуск и за: «есть от винта!» и устроил покатушечный конвейер.

Посадку на пассажирское кресло и проверку пристяжных ремней проверял сам.

Начал с сначала самого тяжёлого, чтобы сразу стало ясно что по чём. Опять же здраво и вполне себе стратегически рассудил, что если вдруг что, так от остальных, что полегче я отобьюсь.
Решил сначала перекатать всех, а затем уже, если погода позволит слетать с кем-нибудь маршрут.

В общем, я был предельно внимателен и осторожен: свечкой в небо не отрывался в наборе, летал блинчиком, в «крутое пике» не играл, крены задавал плавные и на посадке притирал машину к полосе очень нежно. Все были довольны, восторгов у детей и взрослых был вагон.
Потом был «завтрак на траве» в окружении всех аэродромных собак, а потом задуло. Я слетал на разведку погоды и решил, что лететь можно, но удовольствия от полёта пассажиру вряд ли достанется. Поэтому решили ехать домой лакать портвейн и жарить барана, что само по себе тоже вполне себе достойное занятие.
 
И ещё немного о пассажирах и о полётах с ними. Философско-мировоззренческое.
Как-то сам себе пришёл к мысли, что пока на столе есть хлеб, а в баке дельталёта бензин, брать денег за полёты не буду.

Ну, это образное выражение, а переведя на общепонятные юридические категории, обозначу тезис так: до тех пор, пока есть другие источники дохода, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей, в том, чтобы заниматься авиаизвозом за деньги не было и нет ни необходимости, ни желания.

Покатать друзей – ясен пень, за спасибо, покатать всякого, кто подойдёт и попросит: «дяяяядинька лётчик, покатай, пожалуйста» - тоже пожалуйста, после визуального экспресс анализа на адекватность, инструктажа, при условии наличия соответствующей погоды и настроения.

Потому как радость разделённая – радость вдвойне. Подарить полёт кому-нибудь, кто понимает – это двойное счастье полёта.
К сожалению или к счастью, понимают не все.

Поэтому должен предупредить всех кто хочет купить дельталёт с целью катать народ за деньги с целью получения наживы и улучшения собственного благосостояния: большинству обычных людей все эти полёты просто по уху, прошу простить за эвфемизм, вы все поняли, что я имел в виду.

Насколько по уху я понял, когда с целью обольщения прекрасной половины человечества и с целью самоутверждения своего светлого образа в качестве ниипического мачо и вааще крутого лётчика среди оставшейся части человечества, жаждущей обольстить прекрасную половину человечества как восторженный щенок, из альтруистических побуждений сделал через интернет объявление среди друзей- альпинистов на КМВ, что вот завтра с утра пораньше на сеновале аэродроме по кусочку весеннего неба бесплатно – каждому.
Для верности ещё и обзвонил всех, чьи телефоны знал.

Никто не приехал. Ибо всем по уху. Вставать в такую рань ради чего?

Так что если кто хочет зарабатывать на покатушках, если у вас нет своей маленькой взлётки между городским пляжем и пивным ларьком в Монте-Карло, выкиньте из головы эту мертворожденную бизнес-идею и купите зелёный фургон с розочками на дверях, старого мерина с розовыми лентами в гриве и трогательной соломенной шляпкой на ушах и катайте детишек по городскому парку. На этом можно бОльшую кассу сделать.

В общем, после этого случая мне очень расхотелось метать бисер. Больше не буду. Просто я понял, что у всех своё понимание Прекрасного. Даже у тех, с которыми есть общие интересы в другой какой сфере.

Оказывается, небо - оно не для всех.
Большинству оно просто не нужно.
 
Продолжу про пассажиров.

На аэродром время от времени прилетают гости. Гости разные. Один раз это был голубой вертолёт одной из спецслужб. Лётчики, техники и командир этого маленького, но дружного коллектива как-то сразу расположили к себе всех хозяев и постояльцев аэродрома, включая дельталётчиков и собак и через день-другой было такое ощущение, что они были здесь всегда.

Бывает, люди понимают друг друга с полуслова, бывает, что вообще без слов, если уж совсем на одной волне. Тут был, скорее второй случай.

Одного из вертолётчиков который как-то очень заинтересовал мой пепелац. Как выяснилось позже, в своей молодой жизни успел уже полетать на полдюжине самолётов, прежде чем пересел на винтокрыл. Как-то он попросил присесть в пилотское кресло и попробовать поворочать крыло на земле. Проходивший мимо его командир очень строго так бросил ему: «даже и не думай. Реверсивное управление». Ну, да, это понятно. Но покататься же не возбраняется.

А я как раз только собрал Атом, ещё не ставил не телегу и погода позволяла полетать. И аппарат со Стрейнджером к полёту готов стоит. В общем, всё как обычно: пробный вылет на разведку погоды, посадка, пассажир одевается соответствующе, получает инструктаж.  Садимся в аппарат, выруливаем, форсаж, разгон, отрыв, взлёт, набор 500 метров, покружились немного, спланировали вниз. Выстроил красивую такую самолётную глиссаду, но на посадке чуть рановато стал отдавать ручку – приложил телегу. В ушах, учитывая то, что за спиной сидел человек в погонах, зазвучало примерно вот это:

http://www.youtube.com/watch?v=VHnkmY0l-nU

Но в этот раз обошлось, хотя он и был близок. Но вопрос был задан: «Это ты так всегда садишься, так полагается?»  - Да хрена там лысого, не полагается.
Опозорился, в общем, перед большими.

Не смотря на это, через часок после полёта на дельте мне в порядке алаверды предложили прокатиться в голубом вертолёте. А я в то время как раз возился с напильником, пытаясь успеть расшарошить дырку в узле крепления Атома, которая, как я уже писал выше, была чуть меньше, чем надо. Ладно, меньше – не больше, стачивать – не наращивать.
В общем, учитывая поздний час, поднимающийся ветер, и видя явную невозможность установить Атом на телегу в тот день, пришлось отказаться, чтобы успеть поставить на место Стрейнджера, заякорить аппарат, как обычно, а Атома причалить собранного к забору до утра.

Так в тот раз я и не покатался на маленьком чудесном голубом вертолёте с пятьсот эскимо с соосными винтами.
Иногда хочется и самому пассажиром побыть.
 
А вертолётик был примерно такой:
 

Вложения

  • i_020.jpg
    i_020.jpg
    7,2 КБ · Просмотры: 104
В конце мая, за день до отъезда на работу взял в полёт жену.
Видимо, она, после здравых размышлений о сущности всего тщетного и о тщетности всего сущего решила, что все тесты, уже проведённые на лабораторных животных за прошедшие полгода можно считать успешными,  и я уже достаточно безопасен, что согласилась со мной лететь.
Был ветерок примерно 5 м\с с порывами, позднее утро и уже чуть термичиило.

Сделал сначала пробный облёт, над аэродромом – не идеальные условия для покатушек, но и не опасные. Взлетели вдвоём, сделал круг над аэродромом и пробную посадку с имитацией вместе с пассажиром – сели нормально. Слетали маршрут на полчаса.

В общем, удовольствия от полёта ей не досталось – низко летать с пассажиром мне страшновато, а забравшись чуть повыше, на 1000 м примерно, так, чтобы всегда быть в конусе безопасности попали в зону турбулентности и там колбасило так, что и Атом хоть и не сильно, но ощутимо потряхивало.

На посадке допустил старую ошибку - недобрал посадочной скорости, аппарат просел, приложился, скозлил - на отскоке сразу дал взлётный, подлетел на 1-2 м, выровнял аппарат и сел штатно. Это произошло при посадке "по-самолётному" - недодал газу.
В общем, нужно держать посадочную чуть повыше, особенно на Атоме, особенно с пассажиром, иначе он сильно сыплется. И экран нужно ловить пониже, на 0,5 м над землёй, примерно.

Заметил за собой, что стал лучше чувствовать машину на посадке когда сажусь с задросселированным двигателем, чем когда захожу на газах. Раньше было наоборот. Нужно снова поработать над проходами на малой высоте.

После полёта спросил о впечатлениях. Она сказала: «Страшно, особенно вот это когда подбрасывает. Но где мы летали – я смотрела, там, в принципе, везде сесть было можно».
Вот так и жёны пилотов начинают в полёте крутить головой на 360 градусов и думать как лётчики.

Вот такая учлётская байка получилась.
 
Заметил за собой, что стал лучше чувствовать машину на посадке когда сажусь с задросселированным двигателем, чем когда захожу на газах
При таком уровне понимания процессов,пора переходить к выключениям  в каждом лётном дне... 🙂Ибо,делтапланерист летающий на моторе,суть-тракторист и только после выключения становится планеристом,хоть и бесхвостым...
 
Вот, не поверите, каждый лётный день после первой посадки начинаю с имитации отказа. Потому как чем больше ты готов к ситуации, тем меньше вероятность, что она случится.

делтапланерист летающий на моторе,суть-тракторист и только после выключения становится планеристом,хоть и бесхвостым...

Вот тут просто как-тегорически не соглашусь.

Под категорию "Летающий трактор" подходит исключительно  Ми-8.
Трещит, гремит, трясёт, карасином воняет...но проберётся куда угодно.
Полетал на них пассажиром в своё время изрядно. Даже дрыхнуть обнявшись с запасным топливным баком в салоне умудрялся.
 
С Днём Авиации, дорогие товарищи.

Желаю всем нам здоровья, чётности, удачи во всех наших добрых делах, мирного неба, лётного долголетия и простого человеческого счастья, о котором, пожалуй, лучше всех сказал Джером. К. Джером, который хоть и не был авиатором, но в течении реки жизни понимал лучше многих капитанов и штурманов.

"Пусть ваша жизненная ладья будет легка и
несет  лишь  то, что необходимо: уютный дом, простые удовольствия, двух-трех друзей,  достойных  называться  друзьями,  того,  кто  вас  любит  и кого вы любите,  кошку,  собаку,  несколько  трубок,  сколько  нужно  еды и одежды и немножко больше, чем нужно, напитков, ибо жажда - опасная вещь".

Ко всему вышеизложенному повторю свои тезисы о портвейне:
Португальцы, хоть и изобрели портвейн, но так и не научились толком его делать. Сегодняшняя бутылка - очередное тому подтверждение.

Поэтому:

Портвейн - только крымский.
 
А и чтой-то давненько я бумагу не марал.

Вроде бы и поводы есть: жив, летаю и со времён моего крайнего (о, да, мы ж теперь тоже авиаторы, мы по фене ботаем)сообщения прошло уже примерно 50 лётных часов, как не больше.

Кстати, о «последних» и «крайних» небольшая неавиационная байка в тему:

Приехал ко мне как-то в гости товарищ по детству с женой. А служит он высоко в горах, не внашем районе, да, священником. Соответственно приехали ко мне «батюшка» с «матушкой».
Сидим-беседуем, батюшка по какому-то поводу сказал «последний», ну, тут уж я, как (ну, вы знаете) истинный авиатор взвился ужом: «последняя у попа жена, «крайний»!
Тут моя жена накинулась было на меня за неполиткорректность, но матушка её разом очень коротко подрезала, сказав: «Правильно-правильно. Вот то, что он сказал это «крайний», а жена-последняя".

Так что если что, то наши филологические особенности одобряют все матушки нашей Матушки-Церкви, что очень немало.
 
Ну, вернёмся к теме.

Поскольку фотографировал и снимал всё это время очень мало, а фотограф и оператор из меня (ну, вы помните) то букв будет много, а картинок мало, что крайне неинтересно нашим маленьким читателям, привыкшим к букварям и комиксам, то попробую для поднятия волны народного негодования начать с чего-нибудь, к чему можно прилепить картинку.

Ну, например, с того, что на нашем дай бог ему здоровья,  аэродроме, который вполне опавдывает своё название «Мирный», летающей братии и бортов становится всё больше, а поскольку ворота достаточно широко открыты, то и гости залётывают достаточно часто.      
 

Вложения

  • IMG_0087_003.JPG
    IMG_0087_003.JPG
    72,3 КБ · Просмотры: 113
Назад
Вверх