Первый самостоятельный. Один день учлёта.

Теперь, собственно, об «испытательных полётах»

Итак, все латы прогнуты по плаз-шаблону, крыло собрано, прошплинтовано, пристыковано, все гаечки-винтики-шплинтики проверены. Телега и крыло выглядят идеально с точки зрения геометрии и эстетики. А раз выглядит красиво, значит и лететь должно соответствующе.

Вот только двойные боковые тросы смущают: один чересчур натянут, второй совсем свободен. Но, может быть «так надо»? Х.З.
На М-17 не летал уже три года, в паспорте точных указаний нет. Спросил у бывалых, сказали, что на Х-14 такое тоже бывает. Ну, раз бывает, на Х-14, то и на М-17 тоже…может быть.

Выбрал, как уже писалось ранее про лошадок, день посуше, поле поширше, ветер потише, заправил баки под завязку смесью  бензина с усиленной дембельской порцией масла (помните про овес, да?).

Завёл двигатель, прогрел.

Ммм...чуден Днепр при ясной погоде звук ровно работающего «Бурана». Музыка просто. Есть в нём определённый кайф.
И даже выхлоп благоухает как духи.
Авиацией пахнет.
Самой что ни на есть сверхлёгкой авиацией.
Взаправдашней.
С коммиссарской кожАнкой, кожаным шлемом, очками-консервами и белым шарфиком.

Погонял по полю на всех режимах и скоростях, сначала медленно и осторожно, затем порезвее, а потом уже и включая взлётный с ручкой у пуза (шаг-рысь-галоп, если помните) – пообвыкся.

Двигатель и крыло ведут себя нормально. Чуть килевую трубу ведёт влево, правда, но это на земле, а центровка предельно задняя для устойчивости и тихоходности, тоже, вроде, допустимо, т.к. передняя часть килевой до «кубика» намного длиньше задней после него, поэтому мотыляет её больше, а узел навески крыла на МД-20 на сайлент-блоках.
 
«Поэт сидел на вершине холма и молчал, потому что вдохновение покинуло его»


Неизвестный китайский автор.
 
Ну, вот, как-то нужно заканчивать этот долгострой, на который были объективные причины: на работе было неожиданно много работы, дома было неожиданно много дел, сейчас, вроде бы, чуть распогодилось и можно поймать Парнаса за гриву и слегка поскакать по «барским садоводствам Поэзиии, музы капризной».
 
…В общем, погоняв телегу под крылом вдоволь по полосе я решился на отрыв.

Оторвался метра на два на три (но и не более, как советовал Дворник Степанов, чтоб с непривычки не стучало в ушах от давления, но и не менее, поскольку хочется летать https://www.youtube.com/watch?v=ZHvlqoCfUp4), выдержал машину пролетел метров пятьдесят, присел.

Вышел, осмотрелся,  и ещё пару раз так сделал – разбег, отрыв, подлёт на 2-3 метра, полёт метров пятьдесят, посадка-взлёт и т.д. «пиликала гармошка, орал магнитофон» - и так далее, длина и ширина полосы вполне позволяют.

Умные люди называют это упражнение «дельфин».

Порезвившись таким вот дельфином (если бы было море пива, я б дельфином был игривым - музыкой навеяло) я решился взлететь по-взрослому.

Взлетел по-серьёзному, сделал 2 круга, поднялся до 350м.

Прёт в гору 3 м\с устойчиво. Крейсер по моему УСу - 80 км\ч. Двигатель мурлычет...но, джяляп-джяляп, криволёт конкретный - тянет невообразимо влево, приходится висеть на правой части трапеции всем своим вторым полутяжёлым.

А ещё в полёте килевая крыла и хребтовая труба телеги решили образовать букву «ИКС». А летел я по осям «О! (вырезано цензурой) Икс» и «О! (вырезано цензурой) Игрек», как нам всем известно из курса практической аэродинамики.

Такой-вот XYелёт получился.
Сами понимаете, держать оптическую ось направления полёта в перекрестии прицела из переднего пилона и килевой трубы было не очень комфортно.
Но посадил машину штатно, в полосу попал, и аппарат притёр к земле на скорости детского трёхколёсного велосипеда. Хотя, перелетел изрядно поскольку М-17 с лёгкой телегой, детским мотором, не очень полными баками и пилотом просто очень летучее соединение. Прижимать пришлось со всей дури трапецию к пузу, а оно всё летит и летит.

Стал думать головой откуда мог появиться криволёт.
Первое что пришло в голову – всё-таки боковые троса, которые слегка вызывали сомнения. Позвонил производителю крыла. Спросил, в какую дырку какой трос идёт. Мне тут же по телефону очень наглядно объяснили, что из тросов я, со свойственной мне талантливостью, сплёл макраме, и дали простые и ясные указания как его распутать, и какой трос растёт откуда и куда врастает.
Приятно работать с профессионалами.

Следующий вылет сделал уже с «красивыми» тросами – ничего не болтается, ничего не тянет.
Результат тот же.
 
До того как я перевернул телегу и сломал каркас крыло летело идеально. Что менял? Менял две консоли и правую балку поперечины.

Выставил аппарат с крылом в горизонте, повесил на носовой узел отвес чтобы проверить вертикаль крыла с вертикальной линией носовой узел крыла-передний пилон-центральная линия болта крепления передней вилки.
Всё в состоянии близком к «одеяльному».

Но на всякий случай попросил одного знакомого пилота-химика, который тут же очень кстати оказался на аэродроме, летануть на своей телеге с моим крылом. Может быть, телега кривая или узел навески крыла, или ещё что.

В общем, покружился мой товарищ на своей телеге с моим крылом минут 10, и вынес вердикт о том, крыло само не летит, а с брошенной ручкой неумолимо затягивает в левый глубокий крен.

Значит, не телега.
Что же делать, Чернышевский?

Внешне крыло и система крыло-телега выглядят идеально с геометрической точки зрения, но как говори Старый Лис Маленькому Принцу: «Самого главного глазами не увидишь». Для этого идеалисты пользуются сердцем, а материалисты методами инструментального контроля. А поскольку я как та обезьяна мечусь между умными и красивыми, то сердцем почуял, что что-то не так, а мозги сказали, что нужно взять в руки рулетку.

Так и есть. Расстояние от законцовки консоли крыла до узла крепления задних тросов трапеции с одной стороны оказалось больше на 5 см. Поскольку троса не могли вырасти или усохнуть на 5 см. сразу, то оставалось одно. Когда менял балки и пересверливал отверстия под крепления шпильки, которой крепится поперечина к передней балке, и на которую одеваются верхние боковые троса мачты и нижние боковые троса трапеции, увёл сверло в сторону. Поэтому шпилька встала под углом, тросы, соответственно, тоже и одно полукрыло сместилось относительно килевой балки.

Снял парус и отвёз каркас домой на исправление. Исправил. Геометрия – как в учебнике за шестой класс. Построение прямоугольного треугольника. Как же, помню. Хоть и «тройка» у меня была.

Привёз обратно, собрал, вылетел.
Ну, вот про этот вылет, пожалуй, стоит немножко поподробнее.
Подлёты – у земли нормально, сильно никуда не ведёт. Оторвался, набрал высоты метров 70 после второго разворота, криволёт как был так и остался. Так и кирдычит влево со всей пролетарской ненавистью.
Прохожу над стоянкой авиатехники, чуть в стороне, ясен пень, но достаточно близко, чтобы почтеннейшая публика, наблюдавшая за моими эволюциями имела достаточный обзор для того чтобы насладиться действом. Ну и для пущей драматичности в этот момент зачихал «Буран».

«Буран» чихнул - это вам не баран чихнул. Как говорил один из моих многочисленных лётных наставников, «Буран» - это парта мужества на два вылета три отказа. Латтнаа…вроде бы отрабатывал имитацию отказа – совмещаю третий разворот с четвёртым крутой спиралью и сажусь посередине полосы, благо она свободна.
Товарищи по аэродрому поздравили меня с возвращением на землю, пожали руку, и сказали, что это смотрелось героически. Ну, да, неистребимый криволёт в сопровождении с астматическими судорогами двигателя, это кино для детей старше 16 лет.
В общем, собрал крыло в пакет, и увёз свою любимую «двадцатку» в гараж. А сам «на чердак и учиться, учиться и ещё раз учиться» пошёл учить матчасть и выспрашивать бывалых где может затаиться косяк.
И вроде, таки выяснил, поскольку нормальные люди лечат криволёты круткой регулировочных втулок на консолях крыла, а до этого степень моего авиационного просветления на тот момент ещё не дошла, так что сага об укрощении строптивого воздушного ишака ещё будет продолжаться.

А если учесть, что я ему купил новые колёсики, полуоси и даже обтекатели, то вести он себя должен хорошо. И есть все шансы что я добьюсь от него того, чего пытался Остап Бендер добиться от А.И. Корейко, а до него ещё пытался добиться друг его детства Коля Остен Бакен от подруги его же детства, польской красавицы Инги Зайонц.

Взаимности то есть.
 
Герой не замедлит с ответом, правда, с некоторым трудом восстанавливая последовательность своих действий


Есть такое дело... для того и освежаем память лекарством от забвения,правда не так часто,как хотелось бы...
 

Вложения

  • DSC_00402.jpg
    DSC_00402.jpg
    20,9 КБ · Просмотры: 83
Ну, вот, раз уж Лев Алексеич тут выставил фотографию этапа наземной подготовки лётного состава, то расскажу ещё маленькую сказочку, имеющую непосредственное отношение к предметам и людям, изображённым на фотографии выше.


Один день учлёта ведь может ведь не всегда проходить на аэродроме или в ремонтном ангаре и сопровождаться скучнейшими описаниями угла наклона «колдуна» к горизонту и по азимуту, моментов докрепления гаек резьбовых соединений металлоконструкций элементов фюзеляжей и крыльев летательных аппаратов, диаграмм барографов, углов установки воздушных винтов и графических построений треугольников силы конструкций телег в стояночном положении, правда?

Учлёт ведь «один день» может иногда просто пройтись по земле и посмотреть в небо. В КУЛПе не запрещается.
 
Начну, как всегда издалека, поскольку коротких историй рассказывать у меня не получается, так как в каждой моей истории есть то, что в школе называлось «рассказ в рассказе», а кто не помнит, то это примерно «тысяча и одна ночь» и рассказы Бравого Солдата Швейка в одном флаконе.

…Ну, в тот день учлёт пошёл на рыбалку в Астраханскую область. Рыбалка для меня мероприятие условное, поскольку с мастерством ловли рыбы у меня не очень. В общем, для меня это был курултай себеподобных где есть казан, мангал, баранина, рыба и другие разнообразные запасы продовольствия, а так же в достаточном количестве то, чем всё это запить чтобы в полной мере можно было поддерживать Высококультурную Беседу в Правильной Компании.

В день нашего приезда на берег одного из притоков Волги был как раз День Космонавтики, и я к нему соответственно подготовился. А именно: купил на барахолке значков с Гагариным, кораблём Восток-1, Луноходом-1 и прочими подходящими к 12-му апреля атрибутами по числу участников мероприятия – это для торжественного построения и награждения участников парада, а так же накупил салютных ракет - это чтоб мероприятие приняло правильную окраску.

Сидели мы себе на берегу в ожидании первой звезды, чтобы провести парад и запустить в небо наши детские ракеты, как вдруг внезапно из-за угла (если кто не знаком с рельефом Астраханской Степи, то объясню, что ближайший угол там – это там где Земля скривляется у горизонта) появляется самолётик, марку не скажу, не эксперт я в них, но примерно такой.
 

Вложения

  • 1427368355_3_1_.jpg
    1427368355_3_1_.jpg
    57,8 КБ · Просмотры: 84
Такой же горбоносый и с двумя вертикальными стабилизаторами и в пустынной раскраске, как мне показалось в закатном солнце.

Появляется он не просто так, а по нему сразу видно, что он тоже День Космонавтики отмечает, поскольку шёл он ну, не на высоте хим. гона над землёй, так как в степи тоже попадаются то там, то сям столбы, а на высоте хим. гона над столбами.

Прошёл он метрах в 300 от нашего лагеря и исчез за следующим углом. Скорее всего, траекторией своего полёта он писал фразу: «Юра, мы исправляемся», но за это я не поручусь, с моего бережка этого разглядеть было нельзя, но с орбиты, наверняка это было хорошо видно.

Фееричное зрелище. И с акустической точки зрения тоже запоминающееся.

В общем, дождались мы первой звезды, построились, все в значках с ракетами и луноходами, красивые такие, произнесли торжественную речь в честь тех, кого берут в космонавты и тех, кто берёт в космонавты и отбабахали свою порцию ракет в звёздное астраханское небо. Ожидали ответки с Кап. Яра или с Байконура, но не прилетело, видать, нас не засекли, поскольку там, наверное, тоже праздновали. Но, что приятно, каждая проезжавшая мимо нас по трассе Волгоград-Астрахань фура на каждый залп наших хлопушек сигналила в знак солидарности с праздником.
Вот так и растёт сознательность граждан.
 
Ну, а теперь маленькие эзотерические новости нашей деревни.
Был вот, как вы уже знаете, я на днях на рыбалке, а на обратном пути всё-таки попал в Кремль, хотя, зная меня, скорее всего, должен был попасть на Курский вокзал как Веничка Ерофеев.

Кремль оказался в Астрахани. А вот в самом-то Кремле я и купил глиняный кувшин для вина.
Классический небольшой грузинский кувшин с высоким горлом, ёмкостью, как выяснилось позже, 1,2 литра и который невооружённым взглядом виден в экспозиции на фотографии чуть выше рядом с книгой Ершова "Страх полёта".

Кувшин с резной виноградной лозой по всему телу.
Взяв его в руки хочется петь на грузинском.

В общем-то я сначала не хотел ничего покупать, но жена боковым зрением в лавке увидела глиняную турку для кофе, а она у меня без кофе не может жить. В общем, пока покупали турку, на меня посмотрел Кувшин. И я этого взгляда не выдержал, я понял, что этот Кувшин был создан для меня исключительно, и ждал он меня всю свою кувшинью жизнь и вот он этот взгляд. Пройти мимо - спеть реквием Мечте и всю оставшуюся жизнь осознавать, что прошёл мимо и в твоей жизни не будет больше Кувшина кроме Кувшина, который ты отверг.

И я взял его в руки.
И в голове сразу встало перед глазами и зазвучало вот это:

https://www.youtube.com/watch?v=ryNPVovcMkA
 
Да, Кувшин, это культовый предмет вполне живой и имеющий сакральное значение, как и мой чугунный Казан, поэтому только с большой буквы.

Так вот, налил я в него в тот день молодого портвейну, который вытремается у меня в дубовой бочке всего-то четвёртый месяц. И, о, чудо: налитый в кувшин молодой и невыразительный портвейн сразу приобрёл тона выдержки, зрелости, богатые послевкусия, букет и гармоничность.

Причём это заметил не только я, чьё мнение не считается, потому что у меня налёт маленький, но и мои гости пилоты химавиации, которых хрен занёс в связи с очередным отказом двигателя в полёте в наши палестины.

Вот и Лев Алексеич не даст соврать, а уж с его-то налётом вот отсюда и до Луны туда-обратно, никто его мнение оспаривать не осмелится.



Не уверен, но, возможно, Кувшин и воду в вино превращает по особым случаям.
 
А вот кто в сказочку поверил, тому и гостинчик с Астраханской Степи.
 

Вложения

  • IMG_0121_002.JPG
    IMG_0121_002.JPG
    118,9 КБ · Просмотры: 97
Ну что, мои маленькие и не очень читатели, время идёт ничто не стоит на месте и даже в скромной учлётской возне всегда есть место подвигу, который, как известно почти всегда суть результат чьего-нибудь ras-peace-дяйства, не важно, своего или чужого, простите мне мой плохой английский.

Но поскольку в этом акте нашей околоавиационной пьесы в этот раз  речь пойдёт не о королях и капусте, а о именно подвигах и рас3,141692567здяйстве, то слова из песни не выкинешь.


Действующие лица и исполнители:


Много самолётов в роли многа самолётов
Много лётчиков  в роли многа лётчиков
Старый лётчик в роли Старого Лётчика
Большой Чорный ДжЫп  в роли большого чёрного джипа

В эпизодах: немного вертолётов, автожиров, дельталётов, дельтапланов и парапланов, лиц причастных и сочувствующих авиации и один учлёт в роли «кушать подано-с!».

Декорации: на заднем плане - Главный Кавказский Хребет, на среднем предгорья ГКХ, на переднем многочисленные аэродромы и посадочные площадки Северного Кавказа.
Время описываемых событий – «вот совсем недавно».
 
Начну, как всегда, издалека.

Уже не раз писал, что давно хотел попасть на слёт авиаторов. И не просто так попасть, а поучаствовать. Но всё никак не получалось, поскольку далеко летать в одиночку я маленький ещё, а все близкие слёты проводились в моё отсутствие. Но в этот раз, мне, как казалось, повезло, слёт должен был быть в Кисловодске, и в этот пасьянс я вполне-себе вписывался со своим вахтово-экспедиционным методом работы.

Начало слёта слегка отодвинулось из-за погоды – непрерывно лил дождь, и всё выглядело примерно вот так.
Не подумайте, что первая фотография чёрно-белая.
 

Вложения

  • DSC04679.JPG
    DSC04679.JPG
    48,6 КБ · Просмотры: 79
  • DSC04682.JPG
    DSC04682.JPG
    51,2 КБ · Просмотры: 89
Но когда погода позволила подняться в небо, и я притащился (по земле) со своим дельталётом на цветущую полосу аэродрома в Кисловодске, то выяснил, что вся почтеннейшая публика и гости-авиаторы сместились в сторону Юцы, где тоже проводится слёт.
И в сторону Псебая, где тоже проводился слёт.
И всё в одно время.
Вот как-то все решили в одно время послетаться, все примерно близко, но в разных местах.
 

Вложения

  • DSC04684.JPG
    DSC04684.JPG
    53,8 КБ · Просмотры: 83
Анекдот в тему: Лев сказал всем зверям: «Умные налево, красивые направо». Все звери разошлись кто налево, кто направо, а Обезьяна стоит на месте и орёт: «А мне что, разорваться что ли?»

И я себя чувствовал точно как та обезьяна.

В общем, есть предложение к организаторам слётов в наших палестинах, где площадки находятся в пределах часа лёту на небесных тихоходах:
Можно же как-то договориться, если слёт приурочен к праздникам, и длится примерно неделю, чтобы на каждой из соседних площадок был общий сбор не в один день? Чтобы у каждой площадки был назначен день приёма гостей, когда все прилетевшие издалека слетаются в одно место, и могут пообщаться с хозяевами и постояльцами каждой площадки.
Иначе же получается, если каждая площадка просто заявляет о том, что проводит слёт в одно и то же время с другими, то выглядит это ( на мой дилетантский взгляд) как неспортивное перетягивание одеяла: «Ваай, туда не летай, сюда летай. Там снег башка попадёт, а воон там вообще бензин ослиной мочой разбавляют. А вот тут у Бабули-то Ягули пирожочки-то сахарные».


Латтнааа. Погундел чуть-чуть и хватит.
Возможно, я и неправ.
 
Собрал аппарат, полетал час-другой, чтобы освоиться после полуторамесячного перерыва, рацию свежеперепаянную проверил, и полетел  на Юцу, где в тот день был по слухам большой авиа-курултай. И близко и вроде, не выгонят, если без предварительных реверансов вывалюсь из облаков, поскольку не совсем я там чужой, родился и вырос я там как уж какой ни есть, а авиатор.

Прилетел к Юце – видно сразу, праздник выдался нерядовой: с воздуха я насчитал 14 самолётов, пару автожиров и вертолётов и с полдюжины дельталётов, не говоря уже о копошащейся в воздухе массе полосатых матрасов. В воздухе никого не было, эфир на мои запросы молчал. Ясен пень, меня такого «красивого, умного, в меру упитанного мужчину в полном расцвете сил» (С) никто тут не ждал особо, полёты уже все закончились, и народ уже переместился поближе к столам и сцене под крылом дельтаплана, где традиционно проводился концерт местной и неместной самодеятельности. 
 

Вложения

  • DSC04628_001.JPG
    DSC04628_001.JPG
    50,4 КБ · Просмотры: 85
Учитывая большое количество летательных аппаратов и разношёрстного и предположительно не полностью трезвого народа на земле, некоторое количество парапланов в воздухе, и неизвестное количество идиотов на мотоциклах и квадроциклах, которые легко могли ВНЕЗАПНО выскочить из кустов на взлётку, я решил с целью снижения возможности создания нештатных ситуаций  чуть улучшить правило визуальных полётов, описанное в одном из пиндостанских мануалов как ” See and be seen” т.е. смотри и сам будь видим.  А именно, после того как огляделся и убедился в отсутствии парапланов, заходящих на полосу, встал над торцом полосы в спираль, включил в дополнение к стробоскопам и посадочным фарам ещё и клаксон, который в своё время установил для отпугивания коров и футболистов с полосы. Он у меня тумблером включается, и гудит непрерывно.

В общем, эффектно появился весь в красном, в лампочках и с бибикой, как ковёрный клоун на манеж с воплем «а ввот и йяя!» и встал где-то между умными и красивыми.
 

Вложения

  • DSC04643_001.JPG
    DSC04643_001.JPG
    82,7 КБ · Просмотры: 83
  • DSC04654_001.JPG
    DSC04654_001.JPG
    83,9 КБ · Просмотры: 86
Пришвартовался, поздоровался с знакомыми и незнакомыми, узнал с сожалением, что только что закончились показательные полёты на дельталётах крымско-непальской команды и пошёл послушать что поют да поболтать о том о сём с теми, кто имел такое желание.
 
Назад
Вверх