Первый самостоятельный. Один день учлёта.

ещё и клаксон, который в своё время установил для отпугивания коров и футболистов с полосы. Он у меня тумблером включается, и гудит непрерывно.

Вещь оченно правильная и крайне полезная во многих случаях. Опытные гидроавиаторы для таких целей ставят  маленькую, легкую и очень звонкую сирену от автосигнализации.
 
Продолжим, пожалуй.


В тот день вечер как-то так сложилось, что ветер стих, облачность поднялась, песни пелись хорошие, люди тоже вели себя хорошо, вокруг было много летающего и летающих, в общем, захотелось продлить очарование вечера, и я остался на аэродроме подольше.
 

Вложения

  • DSC04651_001.JPG
    DSC04651_001.JPG
    73,2 КБ · Просмотры: 97
  • DSC04660_001.JPG
    DSC04660_001.JPG
    74 КБ · Просмотры: 97
Трезво оценив состояние: своё, аппарата и погоды я решил, вопреки обыкновению, и пункту правил полётов в горной местности, где предписывается завершать полёты за полчаса до захода солнца, совершить сумеречно-ночной перелёт с Юцы в Мирный. Есть у наших лучших недругов-пиндостанцев во многих мануалах такая хрень как risk assessment, т.е. процедура оценки рисков, вещь очень полезная, если пользоваться ею с умом.

Вот ею-то я и воспользовался.

Не буду утомлять описанием, в двух словах это сводится к тому, чтобы осознать и трезво оценить все возможные риски, связанные с предполагаемым действием и те мероприятия, которые необходимо провести для того чтобы свести эти риски к минимуму, достаточному для успешного выполнения задуманного.


Гут. Аппарат в порядке, погода шепчет, рация работает, два телефона с автоплатежами в кармане, луна на три четверти светит в пол-неба, полоса в Мирном промаркирована, КВС сегодня трезв. Все предпосылки для того чтобы полёт задался.

Взлёт после заката в сумерках – красота. Не удержался, грешен, решил чуть-чуть рисануться – включил все лампочки (бибику не стал включать, что вот это шуметь не к месту)   заложил глубокий вираж над поляной, где продолжался концерт и ушёл за склон Горы. Ну, должны же были все гости посмотреть, какая красивая левая консоль у моего крыла в зарождающемся лунном свете и блеске стробоскопов.

Ясен пень, манёвр этот был на достаточной высоте, чтобы попасть в полосу в случае чего, я же не совсем дикий, а с понятием учлёт.
 
Полёт в глубоких сумерках, с луной, звёздами и всё больше и больше разгорающимися огнями больших городов при температуре комфорта - до 1000 метров температура воздуха стояла +20, в такой штиль, что можно было не только лететь бросив ручку, но ещё и взяв в освободившиеся руки баян -  всё это располагало к настроению типа: «дайте в руки мне баян, я порву его к…» Да, к ним, к ним. Вы же сейчас именно о них подумали. 

В общем, ночной полёт над Благословенным Кавказом это счастье. Есть, к стати,  у наших пассионариев мысли о ночном старте – я всеми руками (двумя) и крыльями (тремя) за.

Это был мой второй в жизни ночной полёт. И первый самостоятельный ночной. О первом я как-то упоминал – я тогда летел пассажиром  и сам полёт был результатом обстоятельств: в полёте над соседней с Юцой площадкой на Аэросе феерично отлетел радиатор (с попаданием под винт, визгом-скрежетом и чёрным шлейфом тосола и выхлопа - всё как у сбитого Ju-87, не меньше, театральность - наше всё) и когда мы заменили его, уже настала ночь, а нужно было возвращаться на площадку старта, пёс ждал.

Вот этот.


Жаль, но больше он не ждёт меня ни на одном из земных аэродромов. И эту пустоту ничем не заполнить. Как сказал в своё время великий циник Джорж Карлин, life is a series of dogs. Прав был, прости его, господи.
 

Вложения

  • IMG_0012_013.JPG
    IMG_0012_013.JPG
    70,6 КБ · Просмотры: 100
Садился я, когда было уже почти совсем темно, доставив  единственному зрителю моего эпического полёта  - механизатору с ближайшей фермы, но с душой авиатора вполне себе эстетическое удовольствие.

Этой радостью он и поделился со мной: зная, что я сам не мог посмотреть на свой полёт, заход и посадку со стороны, он подошёл ко мне и просто сказал, что аппарат очень красиво смотрелся на фоне звёзд, луны, ночного неба. А что так может порадовать авиатора как просто вскользь брошенная реплика о том как красивы его Крылья?

Это те самые мелочи, на которых и стоит правильный и гармоничный мир. Kleinigkeiten bauen das Leben, если хотите на языке классической немецкой философии.

Ну, или если хотите по-нашему, по-простому и понятному, то примерно так:

https://www.youtube.com/watch?v=Nu_Z1wuN9CU

В общем, на том стоим.
Что-то я увлёкся размазыванием ностальгических и философских соплей по паркету: видать сказывается четвёртый день (почти) без алкоголя. На этом зарисовку о ночных полётах, пожалуй, можно закончить и перейти, собственно, к теме пьесы, указанной чуть выше.
 
Это те самые мелочи, на которых и стоит правильный и гармоничный мир.


У самого известного писателя-авиатора тоже есть про схожее состояние души :

Прекрасная ночь, - задумчиво произнес в эфир пилот. И снова наступила тишина.

Это были последние слова, которые мы услышали от три пять Браво. Его огни растворились в ночном небе, и мне уже никогда не узнать, где его дом, куда он направился этой ночью и кто он вообще такой. Но в этих последних словах пилота Бонанзы, записанных в диспетчерской на бесстрастную магнитную ленту, чувствовался намек на то, что пилоты отличаются от всех прочих людей.

У каждого из них есть один и тот же непередаваемый опыт полета наедине с собой. Если к тому же их очаровывает одна и та же красота неба, то у них слишком много общего, чтобы стать когда-либо врагами. У них слишком много общего, чтобы не быть братьями.

http://www.mybookz.narod.ru/lib/bach/gift/page22.htm

Что-то я увлёкся размазыванием ностальгических и философских соплей по паркету: видать сказывается четвёртый день (почти) без алкоголя.

Нам проще - погода в Башкирии на сей момент очень подходит под меткое словечко старых советских пилотов сельхозавиации - питьевая ... )))

И есче немножко лирики - впервые появившись на КМВ поздней осенью 2011года, мы с товарищем уехали в Армавир, пересдавать на новые пилотские, а обратно на Юцу я улетел на его Хондалёте... прибытие было уже в астрономической темноте, на аварийном остатке топлива, а на полосу спустился изрядный туманчик ну и заход с касанием откровенно "вслепую", по навигатору с предусмотрительно забитыми точками с цифрами абсолютной высоты... короче неплохая тренировка кольцевых мышц.
По приземлению был встречен крайне неодобрительным тоном ныне отошедшего от дел Вождя, оставшегося на ночевку с курсантами- парапланеристами и вопросом -а ты вообще хто ? (мы на тот момент были незнакомы) - ответил, мол такой-то, дельталетчик-химик из Башкирии, на что получил едкое замечание - наверное только е-нутые Уральские парни садятся  ночью, в тумане на горный аэродром ... )))
 
Спасибо за наводку, Лев Алексеич, эту книгу я ещё не читал.
Кстати, нашёл её на английском, прочту (сноб хeров) в оригинале.

http://mreadz.com/read329225
 
Итак, вернёмся к нашим баранам.

На следующий день я решил притащиться на аэродром пораньше с тем, чтобы снова перелететь на Юцу, и пообщаться с командой с Крыма.
Цели я имел самые гнусные и шпионские - хотел выведать у них военную тайну: какими партизанскими тропами они к нам летели, поскольку есть у меня далеко летящие планы на Полуостров. Но, как говорится, не судьба была. На Юцу-то я, в конце концов попал, чай не в Кремль через Курский Вокзал, да вот только Крымский дельталётный клин в полном составе к тому времени уже ушелестел крыльями в неизвестном мне направлении.
Что-то мне подсказывает. Что без непальских шпиёнов и агентов влияния там не обошлось. Но песня нынче не  о том.


Ну, приехал, и не успел ещё аппарат расчехлить, как на полосу приземлился небольшой самолёт, из которого вышел Старый Лётчик и поделился пренеприятнейшим известием: сегодняшним утром один из двух гостевых бортов, летавших на экскурсию к Эльбрусу словил отказ двигателя и сел на вынужденную.

После короткого, но очень ясного и понятного обсуждения произошедшего и анализа всех вводных был составлен предварительный план дальнейших действиий с возможностью корректировки по ходу пьесы.

Итак вводные:

•      Самолёт с двумя пилотами сел на вынужденную посадку в результате отказа двигателя в часе езды на машине от ближайшего жилья, возле асфальтовой дороги.

•      Удаление от аэродрома Мирный – 46 километров по прямой.

•      Пилоты живы, состояние неизвестно, машина, вероятно, нуждается в ремонте.

•      В самолёте имеется работающий  аварийный треккер.

•      Приняты координаты точки посадки.

•      В самолёте имеется радиосвязь.

•      В месте вынужденной посадки самолёта сотовая связь отсутствует.

•      Имеется портативный навигатор с авиационной картой, в которой указана точка посадки самолёта.

•      Абсолютная высота в месте посадки 2300-2500 м.

•      Возможности посадки другого самолёта рядом с самолётом, терпящим бедствие, скорее всего, нет.

Поскольку взрослых поблизости не оказалось, то план заключался в следующем:

•      Берётся навигатор с забитой в него точкой посадки, к нему (авиационным!) скотчем приматывается учлёт, учлёт пристёгивается ремнями к дельталёту, к штурманскому креслу дельталёта принайтовывается набор слесарных инструментов на случай необходимости ремонта самолёта в полевых условиях, дельталёт летит на точку.

•      По возможности – посадка с подбором, далее при необходимости – взлёт\эвакуация с одним из членов экипажа самолёта.

•      В случае если самолёт в порядке и есть возможность взлететь, сделать второй рейс и привезти Старого Лётчика для эвакуации борта.

•      Дальнейшие действия по результатом разведочного вылета.

Каким образом Взрослые решили, что учлёт справится с поставленной задачей – х.з. Наверное, повторю, пожалуй, цитату одного из многомудрых героев Куприна о вверенной ему молодёжи: «Видать сову по полёту, добра молодца по соплям».

Латтнаа, это я дольше расписываю всё, на самом деле решалось всё очень быстро, без лишних слов и телодвижений – время было дорого.

Обычные полчаса на предполётную подготовку и проверку дельталёта, дозаправка, проверка рации, телефонов (в тех местах кое-где пятнами пробивается Мегафон), упаковка аварийного запаса, короткий инструктаж по пользованию чужим навигатором, прогрев двигателя до рабочей температуры, взлёт.
 
Местность там достаточно интенсивно поднимается над точкой старта, и за эти 46 км мне нужно было набрать почти 2000 метров высоты, чтобы оставаться хотя бы на трёхсотметровой высоте над поверхностью, поэтому первые 500 метров я набрал сразу над точкой.

Полёт прошёл быстро, воздух был почти спокоен, термичка ещё не успела начаться, а небольшие пинки под крыло, которые "Атом" гасит как подвеска нового Мерседеса гасит некоторые неровности российских дорог не в счёт.
Навигатор показывал путевую скорость около 100 км\ч. И, судя по всему, не врал, т.к. через полчаса я уже был над местом посадки самолёта.

С воздуха я его разглядел километров за 10-12. Белый самолётик на фоне буйной кавказской зелени заметен издалека. Машина, вроде бы, цела. Запрашиваю землю – в ответ ничего не слышу. То ли рация забарахлила, то ли ещё чего.
 

Вложения

  • DSC04611_002.JPG
    DSC04611_002.JPG
    68 КБ · Просмотры: 94
Самолёт стоит в таком месте, куда его поставить можно было только краном или закатить по земле, рядом примоститься - вариантов нет вообще.
Предположил, что ребята посадили самолёт на асфальт, а потом откатили его как-то на травку.
Вон они, кстати, у борта толкутся. И оба на своих ногах, значит,как говорил Аркадий Гайдар, а жизнь-то, товарищи, совсем хорошая.
 

Вложения

  • DSC04612_001.JPG
    DSC04612_001.JPG
    68,1 КБ · Просмотры: 96
Делаю проход над асфальтовой дорогой выше самолёта, и решаю не садиться на асфальт по следующим причинам:

1.      Никогда не садился на асфальт, но наслышан и начитан о его коварстве по отношению к дельталётам. Для учебных взлётов-посадок лучше подобрать другие обстоятельства.

2.      «Высокий берег» дороги достаточно близко от обочины, легко можно цапануть его консолью.

3.      Дорога извивается, и на ней есть дорожные знаки, можно не вписаться (или точнее: можно куда-нибудь вписаться).

Делаю второй заход для того чтобы оценить грунтовую дорогу, вьющуюся чуть выше асфальтовой. Делаю проход над предполагаемой полосой и ухожу на третий круг по следующим причинам:

1.      Над грунтовкой подшвыривало у самой земли, и сносило в сторону. Скорее всего, ветер дул поперёк дороги со стороны вершины склона, и к грунтовке приходили ротора (на той высоте по растительности уже ветер не определить, невысокая она уже там).

2.      По полотну дороги в творческом беспорядке то там, то тут были разбросаны валуны и булыжники.


3.      Грунтовка неровная, и по краям имеет канавы-промоины, можно не докатиться на ровном участке, и попасть колесом в яму. Плавали – знаем, лежал уже вверх винтом с поломанной консолью и поперечиной, потом вот это, эспандер в кармане полгода таскать, каркас восстанавливать, парус штопать, опять же парус дельталёта имеет свойство платка леди Макбет, то есть кровавые пятна с него ничем не оттираются, ну его в баню. Ухожу на третий круг, без вариантов.


Как сказал Поэт:
Ну, если я чего решил, я выпью –то обязательно,
но к этим шуткам отношуся очень отрицательно

Садиться надо.
Делаю третий заход над травяным склоном перпендикулярно хребту и дорогам, вьющимся вдоль него. Вижу, что поверхность склона вполне пригодна для посадки, и выката хватает. Принимаю решение на посадку сходу, и сажусь «в горку».

Без приключений.
Мягко.
В чём-то, возможно даже и стильно.
 

Вложения

  • DSC04613_002.JPG
    DSC04613_002.JPG
    68,3 КБ · Просмотры: 96
Какое такое коварство у асфальта? По мне так если выбирать между полем и асфальтом то лучше на асфальт если метров 150 прямого участка есть. А вот на поле с выключенным движком садится надо - винт целее будет и пробег поменьше, только заранее над местом посадки пролететь надо, посмотреть насколько возможно пригодность " полосы ". А вот взлетать с неровного поля лучше сразу уперев ручку в подкос ( по марказеновски) - колеса быстрей разгрузятся, не так трясти будет и оторвется раньше, главное после отрыва удержать его и разогнаться, впрочем если движок мощный и в одно лицо то проблем не будет. Рассказ интересный, приключения это хорошо, новые места, люди, ситуации, хорошо когда это все нравится, все получается и заканчивается благополучно. Удачи в полетах!
 
А, ну если на асфальт ни разу не садился тогда возможны и трудности. А вот кто и учился на асфальте и все время с асфальта летает тому наверное проще. Мне вот кстати в первый раз на мокрую травку очень неприятно было садится после асфальта - вбок заскользил. Век живи - век учись... Давеча на камни садился, хорошо аппарат легкий и подвеска отработала но больше нет желания повторять.
 
умение держать интригу- один из главных признаков мастерства писателя.


Лабать нетленку - это очень мозгоёбмкий процесс, который требует больших затрат душевных сил.

Особенно трудно бывает при повествовании некоторых драматических эпизодов подбирать слова, хотябы примерно подходящие для описания происходящих процессов.

Тяжело, очень тяжело копаться в собственном тезаурусе для того чтобы выразить в изысканных и более-менее принятых в этом интеллигентном и культурном сообществе выражениях то, что можно было бы выразить простыми и понятными словами из трех, четырёх и пяти букв.

В особо трудных местах приходится переходить к эвфемизмам, намёкам, аллегориям, анаграфии  и прочим стилистическим исхищрениям.

Здесь нельзя нелитературные слова говорить, тут за это могут от3,14здить.

В общем, примерно всё вот так:

https://www.youtube.com/watch?v=Uhu708h6AoU

Вот поэтому-то скоро дело делается, да нескоро сказка сказывается.
 
Ветер был слабый, поэтому просто опустил крыло верхней обшивкой на ветер, поставил телегу на ручной тормоз, вывернул переднее колесо, и выключил массу на всякий случай чабаны и дети – кто их знает, откуда они всегда берутся. Вылез.

Идти до самолёта было с полкилометра, а то и чуть больше.  Ну, я спинку выпрямил, вспомнил навыки строевой подготовки за всё время с тех пор  как ходил на горшок строем в Восьмом детсаду, до тех пор как строем ходил в столовую в Шестом пехотном полку, взял направление на самолёт, левое плечо вперёооод и пошёл походным.

Красивый такой весь: планшет-навигатор по коленке брякает (авиационный скотч в пехотных делах слабо держит), шлем ШЗ-82 меховой с очками ПО-1М на лбу на одно ухо съехал (по уставу и молодцевато), крысиный хвост антенны из кармана торчит, сам весь с головы до пят  в проводах от рации, кнопка передачи РТТ сзади на шнурке поросячьим хвостом вьётся.

Орёл-мужчина, одним словом. За полверсты видать – орёл. Прав был один выдающийся авиатор своего времени, Герман Геринг: «Главное не человек, а выправка».

При приближении к самолёту напускаю на себя мужественный такой небрежно-официальный вид, я ж не просто так по грибы иду, а как заместитель командира Пятигорского Добровольного Спасательного Отряда по внеклассным мероприятиям (кстати, святая правда, хе-хе) на авиаспасработы иду и при исполнении.

Подхожу к пилотам: на горизонтальном оперении у них водочка, закусочка, вокруг буйство кавказского разнотравья, цветочки цветут, птички поют, Эльбрус в пол-неба, у лётчиков улыбки в пол-лица, машина как на выставку, небо синеет, облачка белеют, в общем, полная гармония - пикник на обочине, щастье.

Первый вопрос: "Водку будешь?"
Русский человек остаётся русским в любых обстоятельствах.
 

Вложения

  • DSC04616_002.JPG
    DSC04616_002.JPG
    69,3 КБ · Просмотры: 96
Мнэээ...прошу простить моё невежество, что такое семьпятнадцать?

Что такое ten-four, т.е. 10-4, я, как бывший шпиёнский радист ещё помню, что такое 3-15, тоже, как бывший советский школьник знаю, что такое 3-8 помню как ветеран пионерского движения, что такое тохсан-бещь, т.е 95 знаю как бабайстанец, про семь-сорок я вообще умолчу из соображений политкоррЭктности, а вот семьпятнадцать..тут без герменевтики не обойтись.

Кстати, сказка ещё далеко не закончилась и комментарии по ходу нашей пиЭсы очень приветствуются.
 
Назад
Вверх