RommT
Парапланеристы парни плечисты(с)
Наконец удалось реализовать давнюю мечту - слетать в дальний перелёт в другой город, чтобы аж на весь день. Для этого должно сойтись куча факторов, чтобы разрешили на дальнем аэродроме, чтобы была возможность у себя, и позволила погода. Хотел ещё в прошлом году, но возможность предоставилась только сейчас, под закат сезона. Летел в компании товарища на дельталёте. Согласовал маршрут и вылет со всеми инстанциями, залил топлива под завязку, положил в багажник канистру 10л, и привязал бутылку с топливом к хвосту. Погода была безоблачная, ветер дул боковой метров 5 в секунду, порой раздуваясь до 7. Как и ожидал, лишние 12кг абсолютно никак не сказались ни на взлётной скорости, ни на наборе высоты, так как нагрузка на размах важнее нагрузки на площадь. Короткий разбег с повёрнутыми против ветра элеронами, отрыв и дальше ветер уже не мешает - просто нос градусов на 15-20 повёрнут вбок от курса. Но вот дальше всё оказалось сложнее чем предполагал, кроме термиков которые почти не мешают всё было в очень сильных роторах которые то прижимали самолёт к земле, о пытались опрокинуть, то порывы ветра в хвост просто обнуляли воздушную скорость. Надо полями было всё хорошо, я придавливал ручку от себя чтобы не отставать от дельталёта, но на каждых лесополосе и овраге терял и без того небольшую высоту на выход из воздушных возмущений, которую не мог набрать из-за повышенной скорости. А чем ниже летел, тем сильнее были возмущения. И как на зло рельеф всю дорогу повышался, хотя разница высот по карте всего метров 100 между аэродромами. По хорошему надо было найти термик над полем, сделать несколько кругов, набрать высоту метров 300 и дальше спокойно лететь, всё равно от дельталёта я безнадёжно отстал и видел его далеко у горизонта. Он как оказалось от такой болтанки прибавил скорость до 100, благо мотор позволял, а лететь со мной 80 ему на много опаснее чем мне с аэродинамическим управлением. Надо одним оврагом раздуло так что лента указатель скольжения резко отклонилась под прямым углом, а шарик улетел в ту же сторону до упора, а через секунду то же самое в обратную сторону, указатель скорости упал почти до 0, и элероны то проваливались, то наоборот сдвинуть было крайне тяжело. Пришлось прибавить мотор до взлётного режима, ручку от себя, и потеряв метров 50 набрать скорость больше 100 чтобы колебания скорости воздуха не лишали самолёт управляемости и летучести, и свернул с курса подальше от оврага в поле где воздух был более-менее стабилен. Так всю дорогу и летел, с оборотами на моторе не ниже 6300, часто 6500, и в нескольких местах на взлётном режиме где совсем придавливало. Пару раз ловил отличные термики с набором +4,5 даже без мотора, ощущение было как подъём на лифте, и с малой высоты визуально сразу виден подъём. Был бы настоящий планер - мог бы пролететь весь маршрут без мотора, наверняка. Крепление телефона к ноге потерял перед вылетом, так что приходилось его доставать из кармана чтобы свериться с курсом. Конечно весь маршрут я многократно просмотрел на спутниковых картах и основные ориентиры запомнил, но на малой высоте это не особо помогает. Фотографировать тоже не мог, боялся выронить телефон и вообще отпускать ручку управления было нельзя в такую болтанку. По этому в конце маршрута немного заплутал и, облетая огромную лесополосу, вышел на нужную широту километрах в 15 от цели. Бензин тем временем в баке подходил к концу и знакомую местность я увидел когда стрелка коснулась нуля. Был большой соблазн приземлиться прямо сейчас и дозаправиться, но впереди как раз в нужную сторону была дорожка из выкошенных полей, куда можно без проблем сесть, и по этому осторожно полетел дальше. Ветер тем временем стал утихать, стрелка уровня топлива провалилась под 0, а значит в баке уровень менее сантиметра, это на несколько минут полёта, и наконец вот оно - взлётное поле с самолётами, высоты было достаточно и даже если бы мотор заглох прямо сейчас, высоты хватило бы на более-менее достаточный круг для правильного захода на посадку. Круг получился слишком круглым, правильную коробочку над окружающем поле лесом делать было страшно, всё боялся что мотор заглохнет. Раньше на этом поле я садился на Бланике, не очень много, но помню как тяжело было сесть и остановиться в нужном месте, а не просвистеть над всем полем. В этот раз то ли опыта прибавилось, то ли у Рыжего качество планирования как у Бланика с выпущенными интерцепторами - удалось без труда приземлился точно в то место где раньше были посадочные знаки, и подкатиться к стоянке. Весь путь занял более полутора часов, и пройденный путь, не по прямой, получился около 100км. Месяц назад меня просто наизнанку выворачивало от получаса полёта на Аэропракте в такую погоду, уже думал что здоровье не позволит больше летать, но оказалось что просто надо летать чаще, в полёте делать побольше спиралей и горок и организм привыкает. Не тошнило, лишь небольшое ощущение в желудке напоминало что он есть, голова не болела, только гудела от шума мотора.
Немного отдохнул, заправился из канистры, бутылку переложил в багажник, так как решил что задняя центровка в болтанку скорее мешает чем помогает, и вылетел назад с мыслью что придётся по пути подсаживаться на дозаправку из бутылки, так как ветер должен стать на половину встречным. Однако ветер почти полностью стих, болтанка пропала совершенно. Назад уже не пытался выжать 90, спокойно летел на 70-80 и оборотах двигателя 5900-6100, высота очень быстро набралась до 250 и весь следующий час с небольшим можно было просто любоваться видами, самолёт шёл как по рельсам.
Огромная лесополоса шириной несколько километров - лететь через неё на двухтаткнике работающем на пределе - безрассудство, по этому облетел её по краю и пересёк в промежутке. Местами попадались фигуры из деревьев и кустарника, местами надписи, но как раз в таких местах лететь было тяжело и достать телефон не получалось.
Если положить руку на крыло, винт начинает издавать чавкающие звуки, всё таки вихри сильно влияют на винт, становится понятно почему тянущий винт тянет лучше не смотря на то что фюзеляж обдувается потоком с на много большей скоростью чем скорость полёта. Но комфорт и обзор у толкающего винта с лихвой компенсируют меньшую эффективность.
Обзор буквально во все стороны, даже почти вертикально под себя. Тем временем топливо расходовалось медленно, как и рассчитывал ранее, и даже не смотря на меньшую воздушную скорость, встречный ветер -10км/ч и почему то прилетел на пол часа быстрее и с аж почти третью топлива в баке. Канистра и бутылка были полные в багажнике, заправил их с дополнительного бака дельталёта, то есть дело не в меньшем взлётном весе. Похоже на преодоление болтанки самолёт тратит на много больше мощности чем на полёт в спокойном воздухе, не ожидал такой огромной разницы! Может ещё дело в том что петлять и вихлять из-за роторов не пришлось. Если летать в спокойном воздухе, этого мотора хватает, если летать в болтанку - нужен рмз-500, или хотя бы какой нибудь парамоторник сил на 30 и выше! Тогда болтанка проблем особо не доставит. Большой соблазн поставить сюда тот четырёхтаткник с которым я летал на Е-12 и бак на 20 литров, у него длительная мощность как у рмз-250 кратковременная взлётная, и расход раза в полтора меньше, можно будет летать маршруты на сотни километров в день. Сегодня пройдено около 200км "по кривой", и если честно, мне хотелось бы раза в два больше.
Немного отдохнул, заправился из канистры, бутылку переложил в багажник, так как решил что задняя центровка в болтанку скорее мешает чем помогает, и вылетел назад с мыслью что придётся по пути подсаживаться на дозаправку из бутылки, так как ветер должен стать на половину встречным. Однако ветер почти полностью стих, болтанка пропала совершенно. Назад уже не пытался выжать 90, спокойно летел на 70-80 и оборотах двигателя 5900-6100, высота очень быстро набралась до 250 и весь следующий час с небольшим можно было просто любоваться видами, самолёт шёл как по рельсам.
Огромная лесополоса шириной несколько километров - лететь через неё на двухтаткнике работающем на пределе - безрассудство, по этому облетел её по краю и пересёк в промежутке. Местами попадались фигуры из деревьев и кустарника, местами надписи, но как раз в таких местах лететь было тяжело и достать телефон не получалось.
Если положить руку на крыло, винт начинает издавать чавкающие звуки, всё таки вихри сильно влияют на винт, становится понятно почему тянущий винт тянет лучше не смотря на то что фюзеляж обдувается потоком с на много большей скоростью чем скорость полёта. Но комфорт и обзор у толкающего винта с лихвой компенсируют меньшую эффективность.
Обзор буквально во все стороны, даже почти вертикально под себя. Тем временем топливо расходовалось медленно, как и рассчитывал ранее, и даже не смотря на меньшую воздушную скорость, встречный ветер -10км/ч и почему то прилетел на пол часа быстрее и с аж почти третью топлива в баке. Канистра и бутылка были полные в багажнике, заправил их с дополнительного бака дельталёта, то есть дело не в меньшем взлётном весе. Похоже на преодоление болтанки самолёт тратит на много больше мощности чем на полёт в спокойном воздухе, не ожидал такой огромной разницы! Может ещё дело в том что петлять и вихлять из-за роторов не пришлось. Если летать в спокойном воздухе, этого мотора хватает, если летать в болтанку - нужен рмз-500, или хотя бы какой нибудь парамоторник сил на 30 и выше! Тогда болтанка проблем особо не доставит. Большой соблазн поставить сюда тот четырёхтаткник с которым я летал на Е-12 и бак на 20 литров, у него длительная мощность как у рмз-250 кратковременная взлётная, и расход раза в полтора меньше, можно будет летать маршруты на сотни километров в день. Сегодня пройдено около 200км "по кривой", и если честно, мне хотелось бы раза в два больше.