Самолёт ULF-2

О пользе и вреде вариометра

Сегодня на моей приборной панели появился новый прибор: вариометр. Изначально я планировал пользоваться акустическим вариометром отсюда:
vario.gif

Для парения в термике он замечателен, однако постоянные звуки через часок уже начинают утомлять, да и радиообмен мешает. Проверяющий был того мнения что вариометр это роскошь. Узнав, что он весит 400 гр, я согласился что он, в сущности, даже вреден для моего СЛА. Но, полетав через горы, когда иной раз вообще непонятно, поднимается самолет или его в данном месте прижимает к земле нисходящим потоком, я снова вспомнил об обычном нормальном механическом стрелочном китайском вариометре типа BC-6A:
ul_bc6a.jpg

http://www.streckenflug.at/shop/product_info.php?products_id=1163
Наземные испытания показали работоспособность присланного прибора, так что сегодня я его поставил на панель.
 
Для Вашего корабля с невысокой тяговооруженностью вариометр нужен, безусловно.
 
Из недостатков BC-6A следует отметить большое время реакции, порядка 9 с, что делает его малопригодным для парения. В то же время электронная схема реагирует за 1-2 с и для парения в термике подходит замечательно. Признаться честно, правда - пока я не нашел такую термику, чтобы убрать полностью РУД. Бывали довольно мощные потоки, по времени 3-4 с но я их проскакивал и потом не мог снова найти. Кружиться в нем я себе вообще не представляю. Единственный день с нормальной термикой был в мой самый первый перелет, но тогда ни вариометра, ни желания делать выкрутасы у меня еще не было.
 
Есть вариометры и с меньшей задержкой - но, думаю, для самолета эта задержка вовсе не критична: изменения в вертикальной скорости прекрасно ощущаются пятой точкой и нужен, бОльшей частью, уровень установившегося режима, чтобы не спутать ГП со снижением, что в горной местности сделать очень просто - а высота, сама по себе, ни о чем не говорит.
Во всяком случае, примерно такой вывод был мною сделан после 3.5-часового полета над Альпами на ДА-40 в сходных с Вашими, условиях.
 
Вчера по прогнозу должна была быть хорошая термика (в холмистой местности - даже очень хорошая), так что я заранее смирился с тем, что маршруты пока придется отложть, а полетать планером. Разработал маршрутец к ближайшим горам, где по прогнозу "очень с ильная термика", залил 10л и полетел. Горы, надо сказать, разочаровали своей термикой, но по дороге встретил такое место, где "тянуло" 3,5 м/с! Чтобы не улететь в космос, мне пришлось сначала перейти на МГ, а потом я вообще выключил двигатель. Подъем продолжался +2 м/с. Я летал вялые круги, но минуты через 3 шара так же внезапно закончилась, как началась: кругом вдруг стало -5 м/с. Двигатель благополучно завелся. Это совершенно эйфоическое ощущение - падать наверх, от восторга я орал во все горло. Потом искал другое такое место, но где там. Мимо меня вверх проносило разных орлов, но Ульф неумолимо тянулся к земле. После 2,5 часов поисков стало заканчиваться топливо и я полетел назад. Там поговорил с местным знатоком о том, по каким признакам следует искать термику и как в ней удерживаться. Было уже часа 4 дня, я долил еще 10 л и снова отправился на поиски.
 
Нашел крутой западный склон прямо над Йеной, где тоже прилично тянуло. Как и прошлый раз, на 3000 футах выключил двигатель и планировал 7 минут до 2500 футов. Потом еще пару раз так по 5 минут. Трудно удерживаться в потоке: когда начинает тянуть, я сворачиваю вправо или влево, а там уж как карта ляжет. Точной привязки к облакам мне определить не удалось, но заметил, что термика бывает над крутыми освещенными солнцем обрывами и над зелеными полями, лесами. Крутиться в термике напоминает азартную компьютерную игру, если не получилось сыграть - есть кнопка 🙂 И все по новой. Крутился еще полтора часа, потом кончился аккумулятор в акустическом вариометре, да и термика стала заметно слабеть. Кажется, я подсел на планеризм, мой проверяющий будет рад: он все меня агитировал.
 
Трудно удерживаться в потоке: когда начинает тянуть, я сворачиваю вправо или влево, а там уж как карта ляжет. Точной привязки к облакам мне определить не удалось, но заметил, что термика бывает над крутыми освещенными солнцем обрывами и над зелеными полями, лесами.


Главные приборы для центрирования потока - задница, указатель скорости  и вариометр, желательно компенсированный.

Нарезая круги строго с постоянной скоростью по динамике движения стрелки вариометра и некоего пространственного воображения всегда можно определить центр потока.

А полёты без двигателя таки да, затягивают 🙂
 
Игорь  ,  рад  за  тебя,  но  дружище  особо  не  увлекайся  этими  термиками.  При  малом  опыте  полетов  в  них  можно  попасть  в  не приятную  историю.  Я  тут  недавно  из  Саратовской  области  на  Бекасе  летел.  За  4,5 часа  наэксперементировался  так  с  ними  , что  после  посадки  еле  вылез  из  самолета.  Бросало,  то  в  плюс  5  м/с  то  в  минус  5м/с. ;D
 
, после посадки еле вылез из самолета. Бросало, то в плюс 5м/с то в минус 5м/с. Смех
Виктор, может ты слишком быстро летел? Я летел 70-80 км/ч , на такой скорости не бросает, а нежно подхватывает! По-крайней мере, отлетав подряд с одной паузой 4 ч я хотел еще, но солнце и батарейки закончились, кроме того проголодался.

Почитал книгу Гончаренко, слегка прозрел. Что же удивляться что у меня дольше 7 минут парить не получалось, если я ни малейшего понятия не имел о методиках центрирования потока!
 
Бекас  летает  тихо.  На  4850  летел,  экономил  топливо  и  скорость  была  не  более  110  км/ч.  Тебе  бы  на  планерах  полетать  с  мастерами,  хотя  бы  немного,  сам  будешь  долго  доходить.  В  Германии  много  планерных  школ,  много  отличных  пилотов.  Советую.
 
Классно парИть,когда можешь мотор запустить в любой момент.  Вот в чем кайф !  😉
Вывод: мотопланер- СИЛА !
 
Бекас  летает  тихо.  На  4850  летел,  экономил  топливо  и  скорость  была  не  более  110  км/ч.  Тебе  бы  на  планерах  полетать  с  мастерами,  хотя  бы  немного,  сам  будешь  долго  доходить.  В  Германии  много  планерных  школ,  много  отличных  пилотов.  Советую.
Я ищу термики на минимальной вертикальной скорости, т. е. уменьшаю постепенно обороты, пока не остается только одна скорость, на которой скороподъемность ноль. Получается идеальный планер без собственного снижения. Большое преимущество в том, что если вариометр показывает +, то это уж точно не из-за мотора и вариометр просто показывает скорость потока - можно принять решение: ловить его или искать другой. Недостаток в том, что управляемость слабоватая, т. е. время входа в вираж несколько секунд даже при полном отклонении рулей, при маневре типа боевого разворота. И координация рулей должна быть точная, потому что режим близок к срывному.

Полетать с мастерами это можно, проверяющий предлагал, он без мотора летал маршруты больше 500 км. Только я думаю что мне нужно пока познать азы, которые подробно описаны в любом учебнике, только потом, по мере накопления своего опыта, я смогу оценить тонкости процесса у мастеров.

Я думаю что если будет почаще хорошая погода, то я буду набирать свой опыт очень быстро, потому что у меня свой аппарат - летаю сам весь день, да и число попыток не ограничено ни лебедкой, ни буксировщиком.

PS: ха-ХА, по прогнозу в субботу снова наклёвывается термика!
 
В случае чего - перспектива примерно такая (в лучшем случае):
17101494,16295329,dmData,maxh,480,maxw,480,Notgelandetes+Flugzeug+%281338485295350%29.jpg

http://www.mz-web.de/wittenberg-gra...notlandung-auf-feldweg,20641128,17101500.html
Если выключаете мотор, то ВСЕГДА должна быть площадка (поле) в пределах досягаемости при планирующем полете. При этом аэродинамическое качество своего аппарата надо оценивать очень консервативно, поскольку если движок вдруг не заведется, то может придется дотягивать до нее и против ветра. Меня учили уменьшать его вдвое.
 
Продолжаю летать примерно по 4 часа в неделю, сейчас всего где-то 30 часов. На длинных маршрутах все-же очень раздражают вибрации. Пробовал искать причину, поджал немного упорные подшипники редуктора, но как-то это все не то. Можно выделить как минимум три независимые возможные причины вибраций:
1) крутильные колебания из-за неравномерности момента двигателя - смягчаются подвеской двигателя, но в принципе полностью неустранимы
2) Нарушение балансировки комплекса "приводной шкив-коленвал-маховик-шкив генератора"
3) Нарушение балансировки комплекса "ведомый шкив-втулка-винт"

Если измерить спектр вибрации, то частота от 1) и 2) ожидается в 2,82 раза выше, чем от 3), таким образом можно эти причины различать. Предположительно, балансировка комплекса коленвала не выходит особо за рамки, поскольку части балансировались, так или иначе, по отдельности и на токарном станке можно получить хорошую соосность. Винт, конечно, тоже отбалансирован производителем, но в отдельности от ведомого шкива и втулки. К сожалению, втулка конструкции Ульфа не имеет дюймового центрирующего выступа под винт, так что соосность обеспечиивается лишь 6 болтами М8. Это, конечно, большой недостаток, но ведь и втулка на ведомом шкиве редуктора центрируется лишь болтами. Надо бы разработать другую втулку, однако болты так хорошо клинят, что положение частей фиксируется воспроизводимо. Расчеты показывают, что несоосность внта и шкива порядка 0,2 мм уже должна приводить к заметным вибрациям. Так что балансировать детали по отдельности особого смысла не вижу.

Продаются приборы динамической балансировки винта вместе с приводом, цена превышает 2000 евро. Однако же, принцип их работы представляется мне простым: акселерометром измеряется фаза вибраций и сравнивается с фазой вращения винта. Сегодня заказал чип трехосевого акселерометра ADXL325, собираюсь его закрепить внутри трубы редуктора, на которой сидят подшипники ведомого шкива. Фазу вращения винта собираюсь снимать фотодиодом по метке на втулке, дальше фазы сравниваются двухканальным осциллографом или даже звуковой картой нетбука, прямо в полевых условиях. Собираюсь для начала лепить изоленту вокруг лопастей до устранения вибраций, если понравится - потом лента заменится слоем краски. Примерно так же можно балансировать динамически и коленвал, однако там могут накладываться ускорения от крутильных вибраций.

Может быть кто-то уже пробовал так идти и набивал шишки на этом пути, может будут еще какиие-нибудь идеи/предложения/замечания?
 
Начните с винта,как самого простого.Померьте биение на самолете,снимите винт и на ножах проверьте.
 
Назад
Вверх