Сегодня я узнал много нового о моём самолете. Я уже писал, что мне не удалось зимой завести мотор, сегодня я подготовился основательней и повторил попытку. Поводом послужило испытание отопления. Из вспомогательных средств запуска двигателя было применено три: фен для нагрева карбюратора, баллончик с "очистителем деталей" и доп. аккумулятор. Изначально результат был прежний: винт вращается, всё работает, мотор не заводится. Грел, брызгал, крутил, проверял искрУ - всё в порядке. Причём мотор при этом даже ни разу не чихнул. Кончилось тем, что через несколько секунд после остановки двигателя, без всякого предупреждения или движения частей (я стоял рядом и к самолёту не прикасался) произошёл взрыв смеси такой силы, что я почувствовал ударную волну. К счастью, разрушения конструкции не произошло, видимо спасли пружины, крепящие глушитель к выхлопным патрубкам. После этого я прекратил попытки завести и глубоко задумался.
Очевидно, смесь подаётся нормально, но не поджигается. Я обратил внимание, что прокручивание стартёром становилось всё медленнее, хотя к сети был подключён здоровенный автомобильный аккумулятор. Затем я вспомнил, что напряжение бортсети падало при запуске ниже минимума, ниже 8 В. Очевидно, что при таком низком напряжении искрообразование очень затруднено или невозможно. Я померял напряжение бортсети и на клеммах доп. акку и обнаружил небольшую разницу. Пришлось очищать клеммы и сильнее их затягивать. Сразу после этого напряжение при прокручивании стартёром возрасло до 10 вольт, появились вспышки и очень скоро мне удалось завести мотор. Правда, работал он как-то странно: очень большие вибрации, недостаток оборотов. Когда я вылез из кабины, я обалдел: я забыл подключить один из кабелей к свече! То есть, с доп. аккумулятором я сразу смог завести мотор НА ОДНОМ ЦИЛИНДРЕ!!!
Вобщем, теперь мне всё стало ясно. В Ульфе используется акку всего 14 Ач, которого недостаточно, чтобы произвести запуск зимой. Причина в том, что просадка бортсети такая большая, что пропадает искрА. Если же выкрутить свечу чтобы проверить искрУ, стартёр проворачивает двигатель быстрее и напряжение бортсети проседает не так сильно, так что искрА есть. К тому же, напряжение пробоя зазора свечи возрастает с давлением, так что наличие искрЫ при атмосферном давлении еще не означает, что напряжение достаточное для пробоя того же зазора при 10 ат в конце цикла сжатия. Теперь про взрыв: электронное зажигание отключает цепь катушки через несколько секунд после остановки двигателя чтобы не сжечь КЗ. Но без стартёра напряжение бортсети возрасло до нормального. Отключение катушки привело к нормальному искрообразованию, один из клапанов случайно был открыт, так что рвануло топливо в глушителе.
Вывод из этого какой. Я знаю многих авиаторов, греющих зимой моторы огромным феном для облегчения запуска. Смысла в этом особо нет: автомобили с инжекторами в любой мороз заводятся, сразу трогаются и двигатель от этого не гибнет. Проблема же решается элементарно просто: зимой нужен небольшой аккумулятор в пару Ач для отдельного питания цепи зажигания на время прокручивания стартёром.