ТТ-2, открытый проект.

Спасибо за Сигму. Было что посмотреть. Машина интересная. В интернет не лазил по объективным причинам. Были проблемы не связанные с авиацией. Сейчас в отпуске, сижу неспешно черчу. Общаюсь в основном по Скайпу. Если что-то получиться, конечно, выложу.
 
Уважаемые авиаторы, у меня к Вам просьба подсказать по вопросам центровки самолёта.

Начиная проектировать ТТ-2, я собрал статистику по самолётам первоначального обучения и выбрал как объект копирования Bucker Bu -181. Основные размеры умножил на 0,85 и начал работать. Потом это соотношение как то исчезло. К моему сожалению, центровочные данные были у меня только по Як-18т, но был опыт, как самолёт ведёт себя, при этих центровках. Самолёты похожи по схеме. Одинаковый профиль крыла. Самолёт Як-18т почти в 1,5 раза больше того что я делаю. Возможен ли перенос диапазона центровок без изменения?

Як-18т    САХ 1740 мм. Допустимый диапазон центровок:1500кг (пилотаж, 1 или 2 человека) – 13% - 20%; 1650кг (2 + 2 человека на заднем сидении) – 13% - 28%.

ТТ-2       САХ несколько больше чем 1250 мм (не более 1300 мм). Пишу так, потому что постараюсь наплыв в районе центроплана сделать как можно больше в разумных пределах. Там перед лонжероном будут располагаться топливные баки. Веса самолёта соответственно: не более 550кг пилотаж с экипажем один или два человека, 650кг два в ряд и один за ними.

Можно ли тупо в таблицу весов и центровок забить диапазон с Як-18т? Честно говоря, познаний не хватает, подскажите. Заранее благодарен.
 

Вложения

  • TT-2.JPG
    TT-2.JPG
    34,8 КБ · Просмотры: 87
Проект потихонечку скорректируется до того, что уже есть в свободном доступе в сети. Пока не вижу реальных преимуществ перед уже существующими.  🙂
Считаю, что первый аппарат надо строить по готовым чертежам, а последующие можно постепенно изменять методом эволюции.
Переднюю стойку, думаю, надо максимально вынести вперед.
 
Первый аппарат надо строить по готовым чертежам, а последующие можно постепенно изменять методом эволюции. Согласен с Вами. Только где такие найти? Потому чертежи сами и делаем и будем доводить... А одинаковые по задачам самолёты, как правило, похожи. С Вами и тут согласен. Я фактически делаю маленький Як-18т.

Но вопрос был про центровку.
 

Вложения

  • JAk-18t_001.jpg
    JAk-18t_001.jpg
    91,9 КБ · Просмотры: 96
Уважаемые авиаторы, возникла необходимость придумать, как нивелировать самолёт в процессе строительства и эксплуатации. Решил использовать два отверстия 6мм под крепление стабилизатора и киля в последнем, девятом, шпангоуте. Он у меня представляет прямоугольник с отбортовками. В остальных сделать по 6 отверстий (в сплошном 8) диаметром 2 миллиметра. Использовать их как точки, через которые идёт луч лазерного уровня.

Рисунки примерные, скорей эскизы, докапываться до конструкции не надо…
Красные стрелки это линии визирования лазера.
Допустимо ли дырявить шпангоуты для облегчения нивелировки.

Может, что дельное посоветуете… Опыта нет. Подскажите как Вы это делаете.
 

Вложения

  • vid_2_001.JPG
    vid_2_001.JPG
    23,4 КБ · Просмотры: 83
  • vid_3.JPG
    vid_3.JPG
    31,3 КБ · Просмотры: 81
  • vid_1.JPG
    vid_1.JPG
    19,7 КБ · Просмотры: 89
Уважаемые авиаторы, возникла необходимость придумать, как нивелировать самолёт в процессе строительства и эксплуатации.
Лучше всего,установив самолет (фюзеляж в данном случае) в линию полета так,чтобы строительная горизонталь фюзеляжа (СГФ) была параллельна горизонтальной линии,нарисованной лучом лазерного уровня,установленного заведомо выше ф-жа,мерить вертикальной линейкой расстояния между лазерной линией и любой из реперных и других необходимых  точек.
Вычитая расстояние между лазеронй линией и СГФ,Вы получите высоту любой точки от СГФ,что и требовалось.
Так легко отнивелировать не только фюзеляж,но и весь самолет в сборе,проверить правильность углов отклонения рулей и пр.
 
Что, уже ваять начал? С центровками-то разобрался?
На стапеле закрепляешь нижние лонжероны под необходимыми углами, крепишь к ним шпангоуты. Если ошибок в размерах не будет, получишь, то что хочешь.   
 
Что, уже ваять начал? С центровками-то разобрался?
Ваять не начал. Это будет точка не возврата. На бумаге исправлять легло. Пока инструмент закупаю. С центровкой не разобрался. В личку получил несколько советов. Принял решение взять диапазон как на Як - 18т. Понимаю, что масштабирование приводит к ошибкам. Но пока так...
 
Найди в сети РДК СЛА, там есть про центровку, как рассчитывать диапазон центровок, устойчивость и всякое другое, без чего не обойтись. 
 
Вычитая расстояние между лазерной линией и СГФ...
Предпочитаю использовать не лазер, а отвес и нитку, и никаких дополнительных отверстий, нужен только хороший глаз и помощник. Кроме того, если помещение позволяет, то на стенах и на полу, можно оставлять маркером контрольные точки- те куда приходит нить(увеличивая таким образом длину измерительной базы и повторимость результатов). В.П. будет "ругаться" за излишнюю точность, но нитью можно "поймать" 2 мм на длине 5 м, а лазером нет- диаметр пятна на такой длине будет 5-8 мм. У нас были технологические отверстия в шпангоутах фюзеляжа, пытались лазером, но если фюз уже обшит, и какой-то шпангоут "ушел" с луча, то определить какой именно и куда его унесло- нереально. Пытались и по обшивке- другая засада-надо переустанавливать лазер, а он не хочет светить точно вдоль обшивки- либо луч размазывается по обшивке, либо уходит в сторону. С нитью проще- у нее все точки "физически" видимые, и пододвинуть можно оба конца, кроме того конец нити прилегает к поверхности- лазер-нет. Если обшивка бочкообразная или вогнутая- все равно можно проверить.
 
Понял, СПАСИБО... Я с такой проблемой (не чёткое пятно) лазерного луча сталкнулся при строительстве дома. Но если ориентироваться на середину пятна то проблему можно решить. При прохождении отверстий чуть меньших чем пятно, нечёткость края срезается.
 
Вычитая расстояние между лазерной линией и СГФ...
Предпочитаю использовать не лазер, а отвес и нитку, и никаких дополнительных отверстий, нужен только хороший глаз и помощник. Кроме того, если помещение позволяет, то на стенах и на полу, можно оставлять маркером контрольные точки- те куда приходит нить(увеличивая таким образом длину измерительной базы и повторимость результатов). В.П. будет "ругаться" за излишнюю точность, но нитью можно "поймать" 2 мм на длине 5 м, а лазером нет- диаметр пятна на такой длине будет 5-8 мм. У нас были технологические отверстия в шпангоутах фюзеляжа, пытались лазером, но если фюз уже обшит, и какой-то шпангоут "ушел" с луча, то определить какой именно и куда его унесло- нереально. Пытались и по обшивке- другая засада-надо переустанавливать лазер, а он не хочет светить точно вдоль обшивки- либо луч размазывается по обшивке, либо уходит в сторону. С нитью проще- у нее все точки "физически" видимые, и пододвинуть можно оба конца, кроме того конец нити прилегает к поверхности- лазер-нет. Если обшивка бочкообразная или вогнутая- все равно можно проверить.
Боюсь,Вы не потрудились прочитать мое сообщение о методике нивелировки с использованием лазерного построителя плоскостей - иначе никакой речи об отверстиях и быть не могло:для нивелировки необходимо и достаточно иметь размеченные реперные точки,либо просто точки с достоверными координатами;и,конечно,возможность установить самолет в линию полета.
Уж поверьте - приходилось нивелировать самолеты и с помощью оптического нивелира,но с лазерным уровнем в сто раз удобнее и даже нет необходимости в помощнике.
Толщтна лазерной линии (заметьте - не диаметр пятна,а толщина линии:это заставляет заподозрить Вас в незнакомстве с лазерном уровнем) на удалении метров 10...15 составляет всего 3 мм и,естественно,замеры производятся по довольно отчетливой границе линии.
P.S.Посмотрел бы я на Вас при попытке отнивелировать,например,Ан-2 при помощи нитки и отвеса ;D
 
Соглашусь с Вами
с лазерным уровнем в сто раз удобнее 
Но, насколько я понимаю, CSS-13 собирается строить первый самолет, а не  Ан-2. А лазер хоть в "100 раз удобнее", но в 1000 раз дороже.
Извините, Владимир Павлович, но  Вы "привыкли" к хорошему, правильному- инструменту, материалам, технологиям, бюджету. Войдите в положение новичков, которым надо научиться, для начала, простейшим технологиям,  и т.п.  и хорошо бы при этом,не тянуть лишние деньги от семьи.
А точность "по нитке" при длине 5-7 м- ничуть не хуже лазера.
А без помощника-скучно 😉
 
При прохождении отверстий чуть меньших чем пятно, нечёткость края срезается. 
1.Если у Вас на 5 мм "ушел", допустим 4 шпангоут, при установленной обшивке, Вы сможете засунуть голову к 4 шпангоуту и увидеть, куда же он "ушел", и вообще, 4 или5? Луч лазера, в Вашем случае. будет полностью перекрыт шпангоутом.
2. Обшивка относительно шпангоутов немного "гуляет" 1-2, а то и 3 мм. В принципе, это мало на что влияет, но для собственного удовлетворения, хочется знать насколько и куда. Поэтому, контроль обшивки все равно нужен, а раз так, имеет ли смысл контроль шпангоутов. Кроме того, Вы уверены, что Ваши отверстия в шпангоутах будут точно привязаны, к краю шпангоута (обшивки)? Если Вы хотите, ровную обшивку, то надо контролировать полки шпангоутов, а не их середину.
 
Соглашусь с Вами
с лазерным уровнем в сто раз удобнее 
Но, насколько я понимаю, CSS-13 собирается строить первый самолет, а не  Ан-2. А лазер хоть в "100 раз удобнее", но в 1000 раз дороже.
Извините, Владимир Павлович, но  Вы "привыкли" к хорошему, правильному- инструменту, материалам, технологиям, бюджету. Войдите в положение новичков, которым надо научиться, для начала, простейшим технологиям,  и т.п.  и хорошо бы при этом,не тянуть лишние деньги от семьи.
А точность "по нитке" при длине 5-7 м- ничуть не хуже лазера.
А без помощника-скучно 😉
Отнивелировать самолет в сборе при помощи нитки и отвеса невозможно в принципе,т.к.отсутствует привязка не к вертикальной,а горизонтальной плоскости - а это,в основном,и является задачей нивелировки:V-образность,крутку и ряд других параметров без такой привязки определить просто невозможно,хотя проверка самолета "на кривость-косизну" необходима.В качестве такой привязки и служит горизонтальная плоскость,создаваемая лазерным уровнем:кстати,изначально вопрос и задавался относительно лазерного инструмента.Вместо лазерного уровня может (и используется до сих пор) оптический нивелир,также создающий горизонтальную плоскость визирования,относительно которой меряют высоты точек;при полной бедности,не позволяющей потратить тысячу-другую на лазерный уровень,можно для той же цели воспользоваться водяным строительным уровнем (прозрачной трубкой,наполненной водой) с приемлемой точностью,но куда меньшим удобством - но методика остается почти одинаковой для всех методов,и никаких ответстий сверлить не надо.
P.S."Шпангоут ушел на 5 мм"  является предметом не нивелировки,а контролем геометрии агрегата при сборке - это достигается стапелем,или другим сборочным приспособлением,либо другим,специально продуманным для конкретного случая,методом.
 
Уважаемые авиаторы, писал про отверстия в шпангоуте для нивелировки, писал потому что похоже и другие идут таким путём. Фото фюзеляжа ВиСа. На шпангоутах хорошо видны отверстия. Может кто-то подскажет о тонкостях такой нивелировки? Или это технологические отверстия крепления шпангоутов на стапеле? И только!
 

Вложения

  • DSCN3363_001.jpg
    DSCN3363_001.jpg
    50,7 КБ · Просмотры: 80
Все зависит от применяемых сборочных приспособлений - для позиционирования в правильном положении элеметны каркаса при сборке от каркаса (бывает также сборка от обшивки) закрепляют на КФО (контрольно-фиксирующие отверстия) - судя по всему,здесь видно именно их.
Если сквозь отверстия просто прострелить лазерным лучом,или ниткой.как советовали - все равно придется фиксировать детали в этом положении:поверьте,для этого потребуется куда больше усилий,чем закрепить детали на специально сделанные и спозиционированные элементы.
Только это - не нивелировка:нивелировка является контрольной операцией.
 
tells9@rambler.ru сказал(а):
Извиняюсь что не в тему СУ-27 ВАШ ...????(разработка)
           
Су-27 - разработка ОКБ им.П.О.Сухого;Генеральный Конструктор и фактически,автор и концепции и,во-многом,конструкции этого замечательного самолета,ставшего основой линейки типов разного назначения от фронтового истребителя до корабельного и бомбера - Михаил Петрович Симонов,недавно покинувший этот мир.
 
Назад
Вверх