Ищу помощи по параметрическому моделированию винта и продувке в САПР

Посмотрите здесь: https://reaa.ru/threads/proyektirovaniye-optimal-nogo-propellera.90040/
В данной подборке в более простой форме, но не упрощенной, теория винта и приведен расчет.
Становится понятной методика учета концевых потерь, а отсюда и форма комля и законцовки. Также нужно учитывать торможение потока в плоскости вращения винта.
О, спасибо огромное, сегодня вечером гляну.
 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Тем временем первое сечение, расположенное на дистанции 7,57% от R или же 113,55мм, было решено заменить на простой овал. Вышло аккуратнее. В дальнейшем, возможно, заднюю часть овала переделаю, чтобы был не овал, а обтекаемое тело.
Снимок.JPG
 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Диаметр пропеллера у Вас несоразмерно большой. Для 20 л.с.
Здесь, речь о количестве лопастей больше 2-х. Есть параметр - "покрытие ометаемой площади", "относительная ширина лопасти... Либо многолопастной, но меньшего диаметра. Либо большой диаметр, но меньшим количеством лопастей.
При этом, учитывается мощность, потребная для раскрутки пропеллера, с его спроектированной геометрией. Или, в обратную сторону, по располагаемой мощности оптимизируем конструкцию пропеллера, чтобы реализовать мощность мотора с максимальным КПД.
Шаг несколько завышен для 50 км/ ч максимальной.( примерно в 1,2 раза больше). Мощность в 20 л.с. , с лихвой, реализуется нормальным 2-х лопастным пропеллером.
Основная причина несоответствия статистических характеристик вашего пропеллера - расчётным, не оптимальное передаточное отношение редуктора. Для пропеллера Ф1500, максимальные обороты 1400 об/ мин. - это мало. Должно быть около 2600. Вы верно отметили, что скорость конца лопасти следует выбирать не менее 150-180м/сек. Этого и добиваются редуктором.
По этой же причине калькулятор завышает шаг...

"Поиграйте" параметрами пропеллера в калькуляторе. Это даст некоторое представление о зависимостях...

4-ре лопасти ( тем более соосные пропеллеры ) совершенно ни к чему. Кончики лопасти, правильно посчитанного пропеллера, должны иметь угол установки около 4 град. ( Для проверки: на 0,75 R установочный угол около 12-15 град. )
Поправка:
4 градуса - это на расчётном режиме - угол атаки ( на скорости 50 км/ч.). Установочный будет в районе 7 градусов.
12-15 градусов правильно - это установочный угол.
Угол корневого сечения в районе 23-26 градусов.
 
По поводу углов установки: На сечении 0,75R угол хорды к плоскости вращения - 14,29 градусов; на концевом сечении угол 10,81 градус. Но это винт постоянного шага. Как говорил выше - вроде как надо на кончиках лопастей ставить такой угол, чтобы в планируемом режима полета (50кмч) угол атаки был 0.
Углы получились правильные.
На кончике 0 не нужно. Пусть будет 3-4 град.
Вся проблема в недостаточных оборотах ( редукции ).
 
В-третьих, целенаправленно хотелось снизить обороты винта, чтобы снизить центробежную нагрузку. Причина проста - нет возможности сделать винт из дерева.
Это не причина снижать обороты.
Разберётесь, и деревянный пропеллер не будет для Вас проблемой.
Поэтому придумал другой "гениально-суицидальный©" метод - напечатать винт на 3D принтере из пластика. Притом тело винта разрезать на слои и склеить, чередуя со стеклотканью - слой пластика, слой ткани, слой пластика, ткани -то есть, чтобы тело винта было прочнее насколько это возможно. Плюс сам винт сверху оклеить несколькими слоями стеклоткани. Правда прочность такой "пирога" ещё не расчитывал - не дошли пока руки.
А вот, в этом случае проблем обретёте много, результат =0

Пластик АБС не имеет должной прочности и жёсткости. Вес его чрезвычайно велик для этой задачи...
 
Тем временем первое сечение, расположенное на дистанции 7,57% от R или же 113,55мм, было решено заменить на простой овал. Вышло аккуратнее. В дальнейшем, возможно, заднюю часть овала переделаю, чтобы был не овал, а обтекаемое тело.
Доброе утро из Магадана! 🙂
Не нужно заниматься подбором...овал, круг, квадрат, заменой профиля в первом сечении. Делайте сразу и учитесь сразу не изменять геометрию воздушного винта.
Наблюдаю за Вашими построениями 3D модели винта и смотрю как "в зеркало" и вижу в этом "зеркале" себя и свои ошибки по которым мне пришлось пройти.
Всё приходилось делать и осваивать одному, без посторонней помощи. Когда просил помочь и подсказать как делать в 3D моделях переход от корневой части в ступицу....сразу молчок!😀 Понимаю....за такие модели и денюжку берут.😀
С твердотельным построением модели, гораздо сложнее работать. Вы не достигните того результата, который Вам нужен. Сначала при изменении, как у Вас в этом случае, Вам покажется...О! хорошо, у меня почти получилось. Но потом, Вы снова и снова будете искать путь к улучшению. Так можно бежать по кругу.
В твердотельном моделировании, чем вы сейчас занимаетесь, и Вы делаете всё верно, так как других вариантов кроме продления корневой части лопасти до ступицы, а потом выполнять скругления с переменным или и постоянным радиусом, нет.
К сожалению, системы САПР у нас с Вами разные, и я не могу в полном объеме рассказать и показать как поступить. Как говорится кто к чему привык, тот на том и работает.
Такой к Вам вопрос:
В САПР в которой Вы работаете, есть поверхностное моделирование или только работа с твердотельным?
Постараюсь Вам помочь в создании 3D модели воздушного винта. Чем смогу, тем помогу.
 
Последнее редактирование:
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Для начала, создаю чертеж воздушного винта в плане, если такой чертёж уже есть то хорошо.
По чертежу в плане, строю всю геометрию 3D модели.
Выглядит это так:
1757540400894.png

Профили по сечениям построены отдельно, верхняя дужка и нижняя дужка. Профили сечений, строю сплайнами по ординатам.
Что касается ступицы, то для лопасти ее нужно рассматривать (на виде сверху) как сегмент, от диаметра ступицы. Передняя и задняя кромки лопасти (сплайны), должны приходить в ступицу по касательной к ее радиусу в крайних точках этого сегмента.
После того как построена такая геометрия, строится поверхность по сети кривых. в направлениях V и U, в одном направлении выбираются сплайны передней и задней кромок, в другом контур 1, верхние дужки профилей сечений и точка на законцовке лопасти. Поверхности строятся отдельно одна от другой. Для построения второй части, всё точно также, только выбираем контур 2 и нижние части дужки профилей и снова точка на законцовке. Эта точка определяет радиус лопасти и в этой точке сплайны передней и задней кромок, задаются с радиусом скругления согласно чертежу в плане лопасти винта. Тут задаётся и радиус скругления и длина касательного вектора.
Вот вид сверху:
1757541624267.png

После того как поверхности лопасти выполнены, сшиваю поверхности и пока не преобразую в тело.
Строю вторую лопасть винта простым изменением положения на 180 гр. убрав при этом галочку "удалять исходный объект".
После этого обе лопасти построены и воздушный винт, имеет вот такой вид:
1757542025327.png

После этого, так же в поверностном моделировании, создаются недостающие поверхности ступицы воздушного винта.
Все эти поверхности сшиваются вместе, но только уже с преобразованием в твердое тело с точностью 0,01 мм
После создания твердого тела, можно выполнить в ступице центральное отверстие необходимого диаметра и отверстия крепления винта на втулке.
Вот собственно и всё. 🙂
Не знаю на сколько Вам может быть полезна моя информация с "весёлыми картинками"😀, но всё может быть.
Думаю есть и другие, боле рациональные варианты.
Желаю Вам крепкого здоровья и успехов в проектировании воздушных винтов!
 
Последнее редактирование:
Чертёж воздушного винта в плане, создаю вот так: файл PDF во вложении к этому посту.
Профи скажут что это не правильный чертёж, 🙂 но мне так удобно, я не профи.
Результат построения 3D модели воздушного винта по этому чертежу:
1757544393593.jpeg
 

Вложения

Здесь, речь о количестве лопастей больше 2-х. Есть параметр - "покрытие ометаемой площади", "относительная ширина лопасти... Либо многолопастной, но меньшего диаметра. Либо большой диаметр, но меньшим количеством лопастей.
При этом, учитывается мощность, потребная для раскрутки пропеллера, с его спроектированной геометрией. Или, в обратную сторону, по располагаемой мощности оптимизируем конструкцию пропеллера, чтобы реализовать мощность мотора с максимальным КПД.
Вот в этой области, увы, у меня ноль знаний. Пытался в учебниках поискать это самое значение оптимальной площади, но, так и не нашел. Уже было подумал взять чертеж какого-нибудь готового винта, перечертить его и замерить площадь.
Основная причина несоответствия статистических характеристик вашего пропеллера - расчётным, не оптимальное передаточное отношение редуктора. Для пропеллера Ф1500, максимальные обороты 1400 об/ мин. - это мало. Должно быть около 2600. Вы верно отметили, что скорость конца лопасти следует выбирать не менее 150-180м/сек. Этого и добиваются редуктором.
По этой же причине калькулятор завышает шаг...

"Поиграйте" параметрами пропеллера в калькуляторе. Это даст некоторое представление о зависимостях...
Хорошо, спасибо за совет. Сегодня ещё раз пересмотрю темы и видео, которые ранее насохранял себе по подобным винтам в паре с подобным двигателем - гляну, какие там обороты и редукция.
Поправка:
4 градуса - это на расчётном режиме - угол атаки ( на скорости 50 км/ч.). Установочный будет в районе 7 градусов.
12-15 градусов правильно - это установочный угол.
Угол корневого сечения в районе 23-26 градусов.
Я тут для пробы сделал угол атаки самого первого сечения 0 гр при 50кмч=13.888мс. Логика расчётов была такая:
1) Посчитал окружную скорость первого сечения: 113,5мм*2*Pi*23,333(обороты в секунду) получилось 16,64мс. (113,55мм это радиус первого сечения)
2) 13,888 поделил на 16,64, что дало тангенс необходимого угла.
3) Посчитал новый шаг как H=113.55*2*Pi*TanB. Получилось 595,239мм вместо 900мм. Если я не ошибся в расчётах, то при таком шаге первое сечение будет иметь нулевой угол атаки. Правда, остаётся вопрос - "а надо ли?!" Винт пока не продувал в Solidworks'е - сегодня внесу оставшиеся изменения и оставлю рассчитываться на ночь.

А вот, в этом случае проблем обретёте много, результат =0

Пластик АБС не имеет должной прочности и жёсткости. Вес его чрезвычайно велик для этой задачи...

Я в интернетах видел вот такое видео:
Увы, сам винт не показывается в видео, но, одну из лопастей можно увидеть в "превью" к видео. Там автор пишет, что послойно склеил слои пластика, чередуя их со слоями стеклоткани, плюс в несколько слоев оклеил винт снаружи.
Я, конечно, в 3д печати и изготовлении винтов не силён, но, я видел картинки стекло и углепластиковых винтов - такие винты зачастую сделаны не из цельного материала, а имеют в себе пенопластовый наполнитель. Поэтому и хочу использовать похожий метод. Пластик планирую использовать не ABS (воняет сильно, что в квартире недопустимо), а PetG. То, что плотность пластика велика - это не страшно. Я планирую напечатать внешние стенки цельными", а вот внутреннее заполнение делать не полным, а процентов так 5-10. Попробую на словах объяснить:

Представьте себе винт. Через плоскость вращения винта мы провели несколько плоскостей с шагом чисто гипотетически, 3.2мм (цифры взяты с потолка просто для примера), притом они чередуются - одна плоскость отступает на 3мм, следующая от неё отступает на 0,2мм. Следующая за ней опять на 3, и следующая снова на 0,2.

Затем мы через эти плоскости разрезаем винт на слои. Слои с толщиной 0,2мм - это толщина стеклоткани (цифры опять таки условные). Эти слои мы переводим в чертеж в проекции сверху и печатаем на бумаге в масштабе 1-1. По распечаткам вырезаем слои стеклоткани.

А вот слои с толщиной 3мм - это уже как раз слои, которые предполагается распечатать из пластика. Если смотреть на такой слой сверху, то распечатать его предполагается таким образом - внешний контур слоя печатается целиком и имеет толщину 2-3мм (гипотетически), а вот внутреннее заполнение печатается на монолитным, а "сеточкой"

Пример печати с таким частичным заполнением:
2.JPG


Толщину внешней стенки, а также плотность заполнение "сеточки" можно настраивать.

На винте это будет выглядеть примерно так:
Снимок.JPG

Делаем послойное сечение и получаем один слой. Этот слой режем на меньшие куски, чтобы влезли в рабочее поле принтера, добавляем "замки" - либо как на паззлах, либо ласточкин хвост, чтобы соединить части между собой и потом печатаем с внешней стенкой и внутренним сетчатым заполнением. То есть деталь получится относительно легкой.

Ну а далее просто склеиваем - один пластиковый слой 3мм, потом слой стеклоткани 0,2мм. Следующий слой будет иметь стыки не над стыками предыдущего слоя, а в других местах - по типу кирпичной вкладки.

Под конец оклеиваем винт снаружи несколькими слоями стеклоткани.
Если появился вопрос "Но ведь оклейка стеклотканью изменит геометрию", то это тоже предусмотрено - просто заранее убираем с модели верхний слой на планируемую толщину стеклоткани и уже в таком виде печатаем.

Опционально в внутрь для прочности и жесткости можно вдоль лопасти положить либо длинный жгут стекловолокна, либо банально воткнуть металлическую резьбовую шпильку. Резьбовую - чтобы резьба сцепилась с эпоксидным клеем и нитями стекловолокна.

Это не причина снижать обороты.
Разберётесь, и деревянный пропеллер не будет для Вас проблемой.
В теории, я бы мог купить деревянных брусков, да в квартирных условиях попытаться склеить их, а потом попытаться сделать винт но, чую на все 146%, что я обязательно всё испорчу. Что самое забавное и грустное - у нас на работе есть ЧПУ фрезер, но вот доступа у меня к нему нет. Поэтому и рассматриваю один оставшийся вариант - 3D принтер.
 
Для начала, создаю чертеж воздушного винта в плане, если такой чертёж уже есть то хорошо.
По чертежу в плане, строю всю геометрию 3D модели.
Выглядит это так:
Посмотреть вложение 582762
Профили по сечениям построены отдельно, верхняя дужка и нижняя дужка. Профили сечений, строю сплайнами по ординатам.
Что касается ступицы, то для лопасти ее нужно рассматривать (на виде сверху) как сегмент, от диаметра ступицы. Передняя и задняя кромки лопасти (сплайны), должны приходить в ступицу по касательной к ее радиусу в крайних точках этого сегмента.
После того как построена такая геометрия, строится поверхность по сети кривых. в направлениях V и U, в одном направлении выбираются сплайны передней и задней кромок, в другом контур 1, верхние дужки профилей сечений и точка на законцовке лопасти. Поверхности строятся отдельно одна от другой. Для построения второй части, всё точно также, только выбираем контур 2 и нижние части дужки профилей и снова точка на законцовке. Эта точка определяет радиус лопасти и в этой точке сплайны передней и задней кромок, задаются с радиусом скругления согласно чертежу в плане лопасти винта. Тут задаётся и радиус скругления и длина касательного вектора.
Вот вид сверху:
Посмотреть вложение 582763
После того как поверхности лопасти выполнены, сшиваю поверхности и пока не преобразую в тело.
Строю вторую лопасть винта простым изменением положения на 180 гр. убрав при этом галочку "удалять исходный объект".
После этого обе лопасти построены и воздушный винт, имеет вот такой вид:
Посмотреть вложение 582764
После этого, так же в поверностном моделировании, создаются недостающие поверхности ступицы воздушного винта.
Все эти поверхности сшиваются вместе, но только уже с преобразованием в твердое тело с точностью 0,01 мм
После создания твердого тела, можно выполнить в ступице центральное отверстие необходимого диаметра и отверстия крепления винта на втулке.
Вот собственно и всё. 🙂
Не знаю на сколько Вам может быть полезна моя информация с "весёлыми картинками"😀, но всё может быть.
Думаю есть и другие, боле рациональные варианты.
Желаю Вам крепкого здоровья и успехов в проектировании воздушных винтов!

Да Вы ж мой спаситель! Спасибо большое за идею!
Немного потренировался, получилось нечто подобное:
Снимок.JPG


Пока далековато от идеала, но, кажется, я уже понял, как правильно это сделать. В моём случае пришлось поверхности делать не из двух половинок, а из четырех - из двух почему-то появлялась ошибка - видимо, я где-то накосячил.

Я даже на 90% уверен, что подобное получится даже параметризировать. Там параметризация, вроде, делается просто - надо просто "сослаться" на размеры ступицы и на первое сечение лопасти. Тогда, если они будут изменяться, то и поверхность, вроде, тоже должна изменяться.
В моем случае, полагаю, надо всё таки поколдовать над первым сечением - у меня аэродинамический профиль строится не из двух отрезков, а из пяти:
Верхний передний и верхний задний;
Нижний передний и нижний задний;
Но задние участки не соединяются в угол, а имеют небольшой зазор, который закрывается пятым "скругляющим" участком, который прилегает к ним по касательным. Возможно, из-за такого построения вот эта тестовая поверхность и получилась угловатой - надо понять, как сделать плавный переход. Возможно, надо будет как-то угловым сплайнам задать касательность по двум сторонам.

Желаю Вам крепкого здоровья и успехов в проектировании воздушных винтов!
Аналогично! И ещё раз спасибо!

Сейчас постараюсь довести это до ума и, можно считать, что одной проблемой меньше. Дальше можно будет заняться исправлением моих неправильных оборотов.
 
Такой к Вам вопрос:
В САПР в которой Вы работаете, есть поверхностное моделирование или только работа с твердотельным?
Как оказалось, в Autodesk Inventor есть поверхностное моделирование. До этого с поверхностным моделированием практически не работал, поэтому даже не подумал, что так сделать было бы намного удобнее.
 
Посмотреть вложение 582799
Немного уточню....сопряжение по касательной с одной стороны к лопасти винта, с другой к поверхности ступицы.
Вот это и имел ввиду - надо бы сделать этот переход гладким и выставить касательности. Пока не разобрался, где находится эта функция.
 
Обтекатель на телеге добавит вес. Это потребует увеличения тяги. Увеличение тяги потребует увеличения мощности. Очень может быть, что увеличившийся вес нивелирует преимущества обтекателя, а то и хуже будет.
Имху
 
1757584559695.jpeg

Обычно, ступица по высоте меньше - по касательной плоскости к верхней поверхности профилей. Так же и нижняя часть. Нет смысла обрабатывать дополнительный материал в ступице. Особенно, при склейке деревянного пропеллера из "дрок'.
 
Пытался в учебниках поискать это самое значение оптимальной площади, но, так и не нашел. Уже было подумал взять чертеж какого-нибудь готового винта, перечертить его и замерить площадь.
Значение "площади покрытия", Вы получаете из первичного, прикидочного расчёта геометрии пропеллера.

В литературе по теории ВВ всё это расписано ..
Как сказал один мудрый человек: "Без теории нам смерть, смерть..."

Посчитал новый шаг как H=113.55*2*Pi*TanB. Получилось 595,239мм вместо 900мм. Если я не ошибся в расчётах, то при таком шаге первое сечение будет иметь нулевой угол атаки. Правда, остаётся вопрос - "а надо ли?!" Винт пока не продувал в Solidworks'е - сегодня внесу оставшиеся изменения и оставлю рассчитываться на ночь.
Нулевой угол атаке корневого сечения - не самоцель. Углы атаки сечений на расчётной скорости должны обеспечить максимальный КПД и реализацию мощности мотора на этом режиме полёта. Это будут углы в районе 3,5- 4.0 град.

У пропеллера рассчитываются восемь взаимозависимых параметров. Потому, часть из них задают ( из опыта или по умолчанию ) и используют метод итеррационных вычислений. Из этого расчёта и получают геометрию пропеллера.

Продувки.... Ну, это красиво... А вообще, продувки по существующим программам могут дать результат в разы отличающийся от натуры. Это нормально.

Я, конечно, в 3д печати и изготовлении винтов не силён, но, я видел картинки стекло и углепластиковых винтов - такие винты зачастую сделаны не из цельного материала, а имеют в себе пенопластовый наполнитель
Вот, по этой технологии их и следует изготавливать..
Учитывайте, что у лопасти, нагрузка от центробежной силы будет в районе 1000 кг...
 
Посмотреть вложение 582811
Обычно, ступица по высоте меньше - по касательной плоскости к верхней поверхности профилей. Так же и нижняя часть. Нет смысла обрабатывать дополнительный материал в ступице. Особенно, при склейке деревянного пропеллера из "дрок'.
Вот, кстати, тоже хотелось бы узнать, какого размера ступицы на реальных винтах подобного размера (D1500мм). У меня диаметр ступицы 125мм и толщина 80мм.
 
Вот это и имел ввиду - надо бы сделать этот переход гладким и выставить касательности. Пока не разобрался, где находится эта функция.
Ищите по ключевым словам "Построение поверхности А-класса в ..."
 
Назад
Вверх