Как тормозить дельталёт на посадке: отдачей или взятием ручки не очевидно, а поэтому спорно. Давайте покопаемся в этом.
Аэродинамическая сила сопротивления равна
F = P/k = С[sub]у[/sub] V[sup]2[/sup]/k,
где V – полётная скорость.
В момент касания сопротивление крыла максимальное, трение качения минимальное, так как подъёмная сила Р почти равна весу аппарата. Аэродинамическое сопротивление F на пробеге уменьшается пропорционально квадрату скорости.
Сила трения колёс равна
F[sub]тр[/sub] = f (G – С[sub]у[/sub] V[sup]2[/sup]), где f – к-ент трения, G – вес аппарата.
Видим, что сила трения колёс на пробеге увеличивается. Зададим вопрос, на какой скорости Vп эти силы сравняются, если пилот сохраняет неизменным угол атаки крыла (делает постоянным к-ент С[sub]у[/sub])?
При этом
F = F[sub]тр[/sub]
C[sub]у[/sub] Vп[sup]2[/sup]/k = f (G – С[sub]у[/sub] Vп[sup]2[/sup]).
Откуда
Vп[sup]2[/sup] = G/C[sub]y[/sub] * kf/(1 + kf)
Эта формула даёт скорость Vп, при которой аэродинамическое сопротивление равно силе трения колёс. При большей скорости преобладает аэродинамическое сопротивление, при меньшей – трение колёс.
Когда пилот отдаёт трапецию от себя, он увеличивает С[sub]у[/sub] и тем самым уменьшает скорость Vп. Прижимая трапецию к себе, пилот увеличивает Vп.
Теперь остаётся сделать очевидное утверждение: чем раньше начнёт тормозить сила трения колёс, тем раньше аппарат остановится. И наоборот при отсутствии трения в колёсах (например, без тормозов) аппарат прокатится самое большое расстояние.
Отсюда и мораль сей басни. На пробеге следует брать ручку на себя. Это сократит длину пробега.