Вообще то азотное топливо, впервые можно сказать в мире на поршневой машине мы с Макаровым Андреем из Кемерово (он на снимке у меня в лаборатории) запустили, и запустили в дизельном цикле, на том самом первом пилотном образце Барнаульского дизеля ВАЗ-341, который со степенью сжатия 38. Андрей, разработал всю гамму водонитратных топлив, я построил стенд, и придумал способ "врезки" этого цикла в дизельную комбинацию. На верхнем рис. видна надстройка под второй ТНВД, которое подает топливо в камеру через форсунки (три на сброс, одна в цилиндр). Будет невежливо не упомянуть имя первооткрывателя этого вида топлива - проф. Трунов из Самары, это в его голове созрела первичная идея хранение водорода в азоте, и создания на его базе монотоплив (эвтктических и заэвиектических смесей), с включенными туда окислителями. Т.е. таких топлив, которым для горения не нужен кислород воздуха (за это его выжили с родной кафедры, где он проработал много лет), а Макаров как практик (с химическим высшим образованием) доработал топлива с точки зрения правильности построения химических композиций. За пару лет до этого Некрасов под руководством Макарова пытался реализовать этот цикл в реактивном исполнении, но у него на этот физический опыт финансов не хватило. Мы не только его запустили, но и сняли индикаторные диаграммы. Топливо с нашей точки зрения очень перспективное, выхлоп 90% водяной пар, а 10% молекулярный азот - абсолютная экология. Во время работы на стенде, из четырех цилиндров, три работало на соляре от насоса типа VE, а азотный цикл на четвертую форсунку от второго - рядного насоса ТНВД. Запуск осуществлялся от штатной системы, а потом переходидили на водонитраты. Испытали массу вариаций топлив нашли оптимальные композиции: с большей долей балласта в виде воды (водонитратное топливо), с меньшей долей воды... . Когда начинал работать один горшок на водонитрате, а остальные на соляре, сажистый выхлоп практически исчезал - водонитрат полностью убирал всю "дымовую завесу".
На верхнем фото ремешок ГРМ с верхнего насоса снят, на нижнем одет. Июль 2011 года.