Инструктора к барьеру!

Здравствуйте! Я не инструктор, но учлётом был, возможно буду и еще. Пока же воспоминания свежи. Возможно между дельтом и самолетом пропасть в методиках обучения, но свои первые впечатления напишу, надеюсь уважаемые инструктора будут не против. Первый полет был на тэшке на втором сиденье и то это был экскурсионный полет, где мне дали подержаться за штурвал. Далее была 150 цесна, налетал я на ней свои первые 1,5 часа. Инструктор сразу посадил за 1сиденье, чтоб сразу привыкали глаза и руки. Позже появился самолет птенец, где я в одиночестве хорошо освоил разбег, пробег и чувство поднятия передней стойки. Через какое то время я приехал в г. Кумертау научиться летать на птенце. Первый полет, инструктор предлагает занять второе сиденье, на что я ответил, что не представляю как это, непривычно. На мои доводы инструктор согласился и всю программу я отлетал с первого сиденья. Это я всё к чему, что инструктор знает свой аппарат от и до и для него не критично занимаемое сиденье. А вот для курсанта этот вопрос актуален. Привыкают глаза, руки, моторика, взгляд на приборы, на землю, пятая точка тоже начинает измерять высоту и вертикальную скорость. Примерно вот так. С уважением Виталий
 
Vitayes
В начале ветки речь идёт о дельталёте. И чаще всего подразумевается схема расположения сидений "Тандем", причём основная масса таких дельтов без дублирования управления на второе заднее сиденье(в лучшем случае "уши" на трапеции). Таким образом, сидящий на заднем сиденье не может управлять оборотами двигателя и воздействовать на переднее колесо.
 
час ,два ...или сразу 
-- полагаю на первое сиденье - лишь после того, как человек научится
а) уверенно маневрировать на земле, включая разгоны и торможения при различных направлениях ветра.
б) выполнять весь полет со второго номера.
Мотивация - дополнительные органы управления (педали) - само по себе немалый фактор отвлечения внимания.
По такой схеме оба раза (суша/вода) учился я сам, хотя курсы обучения были даже в разных странах.
Да, чуть не забыл самое существенное - возможности пилотирования дельталета неравноценны с первого и со второго номера. Со второго попросту не хватает длины рук и тушка первого ограничивает ход трапеции вбок. И моменты управляющих усилий, которые можно приложить с первого номера - гораздо больше, чем со второго. Посему второму "перебороть" первого может быть затруднительно, а вот наоборот - запросто.
 
Да, я читал ветку с начала, но Старый  Макс приветствовал высказывания самолетчиков. Считаю, если аппарат учебный то управление должно быть дублировано, а не в лучшем случае "уши". Но Вам видней, я не инструктор.
 
Самое опасное при обучении на дельталете это неадекватные действия учлета с применением грубой физической силы и если он это учудит то далеко не факт что с заднего кресла хватит сил с ним побороться.Поэтому сажаю вперед только после того как появляется некая уверенность в обучаемом.
+1. Был случай.
 
говорят и после двух часов вылетают самостоятельно обучаясь.Не собираюсь меряться кто тут круче , хочется просто узнать мнение .Причём его можно аргументированно оспорить ,в том числе и своим примером ..
Моё "обучение"на МДП длилось минут 20..."инструктор"показал установившийся вираж и отпустил ручки..."...видишь,летит?!..."назавтра он не явился,мне пришлось сделать 3 вылета,для "закрепления навыков",больше не позволила толпа желающих кататься...в тот день я сделал 50 посадок...лётчик,существо весьма тупое,вы не находите?
 
Гусь  прикалываешься?    Совсем  не  думал  никогда,  что  бы  пилот  был  тупым, а  совсем  даже  наоборот.  Если  мы  тупо  делали  все  то  чем  владеем ,то  давно  бы  от  нас  ничего  не  осталось.  Пилот  ,  если  он  настоящий  пилот , это  человек  прежде  всего  образованный,  умный  и  дисциплинированный  . 😉 Кстати  про  место  обучения  курсанта  на  дельте,  ни разу  не видел , что бы  курсант  был  сзади  инструктора,  а  дельт  не  был  соответственно  подготовлен  к  такого  рода  полетам.
 
управление должно быть дублировано,
-- дублирование управления газом и тормозами неосуществимо технически: органы управления однонаправленного действия. Дублирование управления передней стойкой - весьма замысловато и не будет одинаковым с первого и со второго номера. Собственно я всего дважды видел аппараты, на которых со второго номера можно было рулить по земле - и обе конструкции показались мне откровенно ущербными.
 
...лётчик,существо весьма тупое,вы не находите?
не нахожу !Некоторым везёт ,но далеко не всем .Расчитываем по штилям -на среднего американца ,как говорят.
Гусьприкалываешься? 
...прикалывается конечно , он же Гусь ! 🙂
Kuprin-спасибо за конструктивный ответ .
На самолете однозначно сразу на то место, с которого он будет летать сам. Я на 52 инструкторю, вобще смысла не вижу назад обучаемого сажать. 
Дима ,а это так принято вообще или Вы так делаете ? То есть даже интродьюс-флайт (ознакомительный полёт) вы садите учлёта на переднее сиденье ?Раньше кажется в аэроклубах начинали ТОЛЬКО с теории .Сейчас вроде как условия изменились ...чтобы определить НАДО это или НЕТ ...в смысле моё это или нет ?! Обычно делают ознакомительный полёт ,или не ТАК?!
 
дублирование управления газом и тормозами неосуществимо технически: 
Сэр ,Вы не правы .У нас как раз такой аппарат ,только тормоза с  переднего кресла .
 
Посему второму "перебороть" первого может быть затруднительно

Чтобы проверить это, я посадил вперёд опытного пилота, сам сел сзади. На трапеции дуги. В полёте я начал вырывать у первого трапецию. Трапеция кряхтела и обещала сломаться, аппарат даже не шелохнулся. Перебороть первого пилота сзади невозможно, если первый вовремя понял, что на него "наехали".
 
Чтобы проверить это, я посадил вперёд опытного пилота, сам сел сзади. На трапеции дуги. В полёте я начал вырывать у первого трапецию. Трапеция кряхтела и обещала сломаться, аппарат даже не шелохнулся. Перебороть первого пилота сзади невозможно, если первый вовремя понял, что на него "наехали". 
Вадим! Что значит -интеллигент! ;D Даже в морду дать не можешь !!! 😀 Мне в своё время пришлось сьездить  кулаком по голове с а м о м у  VAB-у  😱 😱 😱 Борисыч ,подтверди ! :-? Это когда в антенны РСБН чуть не влетели на аэродроме славного Таганрога .Он как раз сидел на первом кресле их знаменитой двадцатки . Дуг там не было -точно ,но жить хотелось  ;D. Только выключатель и газ были дублированы.
 
-выключить двигатель
-- этот вариант я не рассматривал как дублирование управления 🙂 На мой взгляд - неоправданно радикальный метод. Проще пускать на переднее сиденье тех, кто случайно мимо педалей не попадает и по ошибке на газ не жмет. А выключение - это уже из области экстренных методов, а не штатных вариантов управления.
 
-- этот вариант я не рассматривал как дублирование управленияНа мой взгляд - неоправданно радикальный метод. Проще пускать на переднее сиденье тех, кто случайно мимо педалей не попадает и по ошибке на газ не жмет. А выключение - это уже из области экстренных методов, а не штатных вариантов управления.
-и я о том же ! На то она и щука (учлёт ) ,чтобы карась (инстр) не дремал .А иначе на фига стоять в очереди за инструкторским окладом!
 
Мне в своё время пришлось сьездить  кулаком по голове
И по голове приходится давать, и по рукам, и трапецию ногами отжимать, и двумя руками стойку трапеции рвать...
Жить захочешь - не так раскорячишься!
...особенно когда в лоб идёт МИ-8, а сидящий на первом сиденье курсант застыл...
Пилот вертушки потом подошёл, отозвал меня в сторону и...
   ...и я насладился всеми чудесными фразеологическими оборотами великого могучего русского языка! ;D
 
а метод, когда курсант отрабатывает в тележке все действия по вводным инструктора, что бы все запомнилось на уровне рефлексов? Понятно что коэффициент офигевания может сыграть роль. Но лично я считаю кабинный тренаж весьма полезным. А то же бывает что спросят  зачем самолету крылья и  на исполнительный, а там неожиданно курсант "залипает"...
 
В предыдущем своем посту (№6) постарался свой опыт сжать до нескольких строк. Сейчас хочу немного подробней написать то же самое. Для того, чтобы учлет усвоил навыки глубже, следовательно, обучение его было короче, важно, чтобы то, что ему поручают делать было понятно, конкретно и лучше "по одному каналу". Первые навыки в полете - устранение крена. Остальное делает инструктор и дельт, качаясь, летит как положено. Получилось - дальше  пошли: контролируй еще и направление. Ну и дальше в том же духе. Можно все сразу - крен, направление, высота - только движения ручки будут неправильными, скорей всего дергаными. Или с запаздыванием. И то, и другое свидетельствует о том, что учлет не справляется с потоком информации. В это время формируется моторика неправильная. Переучить сложней. Странно, но от слов на этом этапе мало толку. Мой вывод для себя: в начале обучения учлет на заднем сидении и нужно добиваться правильных действий трапецией. Обычно, мне не нравиться, как управляют на начальном этапе курсанты. Для проверки слетал с опытным пилотом. Положил руки на ручки и - трапеция под руками идет туда, куда ее я и сам бы тянул. Т.е., нужен навык не только устранять крены, выдерживать направление, высоту, скорость, но и чувствовать крыло, что оно хочет, куда и почему стремится. Ну и понять, не заклинит ли человека. Да, уж... Вспоминать и то страшно.
 
Назад
Вверх