Здравствуйте, участники этой темы. Было интересно, а вернее полезно, узнать о новом опасном режиме возникшем с ростом мощности двигателей. С подобной проблемой столкнулись истребители еще времен Первой мировой войны, где причиной был эффект прецессии.
В нашем случае добавляется еще реактивный момент винта, уводящий вектор тяги в сторону, и, возможно, другие менее важные и в большей степени случайные факторы, например, выкос винта. Сказать однозначно, какая из позиций доминирует сложно, но, как понимаю, действуют однонаправленно и главное то, что в совокупности их достаточно, чтобы привести крыло с весьма малым запасом курсовой устойчивостью к негативному результату.
Как избежать, уже даны рекомендации подтвержденные практикой - снижение оборотов и, соответственно, уменьшением скорости набора высоты.
Для покатушек это нормально, но для химработ, возможно нет. Допустим вы прозевали приближения лесополосы или электропроводов и при резкой даче газа для экстренного набора высоты попадаете в этот режим. В этой ситуации желательно попасть в провода или деревья, но не в землю - шансов выжить немного больше.
Естественно, все мы понимаем, что желательно иметь аппарат, который лишен этого недостатка. Здесь бурно обсуждались варианты соосных винтов, вертикальных поверхностей перед винтом, ужесточения узла подвески телеги. Первый случай идеальный, но дорогой, остальные, на мой взгляд, малоэффективны.
Тем не менее, совершенно без внимания оказался вариант, предложенный в самом начале обсуждения (ответ 15), где показан МДП с ВО красного цвета и спасительным крестом. Представлен скромненько, как, впрочем, и сам аппарат и место расположение этого киля - близенько за винтом.
Поэтому предлагаю обсудить менее скромный, а может быть и вовсе не скромный вариант этого решения.
Другими словами, предлагаю оснастить телегу нормальной хвостовой балкой и управляемым килем (или килем с рулем направления) на достаточном расстоянии. Именно управляемым, т.к. судя по описаниям разворачивающий момент довольно мощный и пассивный киль с ним не справится.
Не скрою, что не в восторге от применения хвостовой балки с ВО на МДП, но этот вариант гораздо проще соосных винтов. Тем не менее, тяжелым и легким МДП присущ еще один опасный режим - кувырок где одним из вариантов его надежного предотвращения является наличие хвостовой балки, но с горизонтальным оперением. Таким образом одной хвостовой балкой можно надежно убить двух "зайцев" и поиметь из этого другие выгоды.