"Необъяснимая" гибель пилотов, "невыводимый" левый крен, крылья (телеги) убийцы

Всем доброго дня! Возникло."недопонимание" с одной дельтой. Своими умственными усилиями разобраться в причинах не получается, может советы опытных коллег натолкнут на путь решения проблемы.. Аппарат с Ротаксом 912/80л.с., винт Киевпроп 1,7м диаметром, крыло Профи-мачтовое. Телега-сборная солянка с аэросовскими узлами крепления пилона, собранная из прямоугольных труб (как у Аэроса) и обрезанным аэросовскими носовым обтекателем. Моторама на сайлентах крепится к телеге, движок на сайлентах установлен на мотораму.
Суть проблемы. После взлёта с не очень ровного поля с тяжёлым пассажиром, сразу после отрыва, возник сильный правый крен. Пока набрал минимально безопасную высоту, обоими руками держался за левую стойку трапеции, дабы не свалиться в право. После сброса оборотов двигателя до 4500, аппарат удалось выправить, но полёт напоминал виояние пьяного по дороге. После разворота в сторону полосы и сброса оборотов до холостых, крыло, как ни в чём не бывало, стало планировать прямо и устойчиво. После посадки в штатном режиме, осмотрел всю телегу, перепроверил все болты крепления моторама, пилона, телеги. Никаких отклонений от нормы не обнаружил. Всё целое и неповреждённое. Решил взлететь сам, без пассажира. Взлёт на оборотах 4200 прошёл нормально, подъём на 300 метров, сброс оборотов до холостых и последующий каскад поворотов, спиралей и горок на планировании прошёл без всяких тенденций к некрасиво у поведению аппарата, но стоило на проходе над полосой дать полный газ, как дельта опять взбесилась и потащил меня в погрессирующий правый крен! Никаких усилий на трапеции не хватило, что бы вывести её из этого крена. Только сброс газа помог нормализовать ситуацию. Опять набрал на среднем газу 300 метров и начал пробовать давать полный газ в горизонтальном полёте-каждый раз ситуация повторялось. Резкая тенденция к прогрессирующему правому крену. После посадки и осмотра крыла и телеги, опять таки, не удалось найти ничего криминального. Учитывая, что до выше описанного случая, я несколько часов налёта сам и с пассажирами без всяких приключений и неприятных казусов со стороны этого аппарата, никаких здравых идей где искать проблему, в голову не приходит. Help!
 
Всем доброго дня! Возникло."недопонимание" с одной дельтой. Своими умственными усилиями разобраться в причинах не получается, может советы опытных коллег натолкнут на путь решения проблемы.. Аппарат с Ротаксом 912/80л.с., винт Киевпроп 1,7м диаметром, крыло Профи-мачтовое. Телега-сборная солянка с аэросовскими узлами крепления пилона, собранная из прямоугольных труб (как у Аэроса) и обрезанным аэросовскими носовым обтекателем. Моторама на сайлентах крепится к телеге, движок на сайлентах установлен на мотораму.
Суть проблемы. После взлёта с не очень ровного поля с тяжёлым пассажиром, сразу после отрыва, возник сильный правый крен. Пока набрал минимально безопасную высоту, обоими руками держался за левую стойку трапеции, дабы не свалиться в право. После сброса оборотов двигателя до 4500, аппарат удалось выправить, но полёт напоминал виояние пьяного по дороге. После разворота в сторону полосы и сброса оборотов до холостых, крыло, как ни в чём не бывало, стало планировать прямо и устойчиво. После посадки в штатном режиме, осмотрел всю телегу, перепроверил все болты крепления моторама, пилона, телеги. Никаких отклонений от нормы не обнаружил. Всё целое и неповреждённое. Решил взлететь сам, без пассажира. Взлёт на оборотах 4200 прошёл нормально, подъём на 300 метров, сброс оборотов до холостых и последующий каскад поворотов, спиралей и горок на планировании прошёл без всяких тенденций к некрасиво у поведению аппарата, но стоило на проходе над полосой дать полный газ, как дельта опять взбесилась и потащил меня в погрессирующий правый крен! Никаких усилий на трапеции не хватило, что бы вывести её из этого крена. Только сброс газа помог нормализовать ситуацию. Опять набрал на среднем газу 300 метров и начал пробовать давать полный газ в горизонтальном полёте-каждый раз ситуация повторялось. Резкая тенденция к прогрессирующему правому крену. После посадки и осмотра крыла и телеги, опять таки, не удалось найти ничего криминального. Учитывая, что до выше описанного случая, я несколько часов налёта сам и с пассажирами без всяких приключений и неприятных казусов со стороны этого аппарата, никаких здравых идей где искать проблему, в голову не приходит. Help!
Обычное, закономерное влияние реактивного момента от винта. При даче полного газа нос Вашей телеги поворачивается влево. На левом полукрыле подъемная сила становится больше, чем на правом. Крен правый. Для компенсации паразитного реактивного момента нужно сдвинуть мотор влево от оси симметрии телеги, параллельно этой оси. Очень наглядно об этом где-то в ветке про Апогей. Только там крен был левый, а мотор вправо сдвигался. Наоборот всё, но суть одна.
 
Полный газ в горизонтальном полете это значит с сильным зажимом трапеции ? Смотрите что с крылом. Возможно что то собрано неправильно или повредилось. Возможно например что с одной стороны при уменьшении угла атаки вступает в работу антипика а с другой например забыли вставить эту трубку. Или тросовые подвязки-антипик где то зацепились -укоротились- перекрутились. Еще возможно что неправильно идут тросы натяжки поперечины. Это тоже почему то заметнее на зажиме трапеции.
 
Последнее редактирование:
Я тоже думаю, что в крыле что-то не так. Правый кирдык с Ротаксом-912 происходил на лёгкой телеге . С тяжёлым пассажиром этого не было.
 
Я тоже думаю, что в крыле что-то не так. Правый кирдык с Ротаксом-912 происходил на лёгкой телеге . С тяжёлым пассажиром этого не было.
От угла наклона моторамы зависит. Обсуждалось уже это. Покойный Сан опыты ставил. При одинаковом вращении винта и разными углами моторамы телега может поворачивать нос в разные стороны.
Если без тяги крыло летит ровно во всём диапазоне скоростей, то дело не в крыле.
 
От угла наклона моторамы зависит.
Да, зависит. Но аппарат ведёт себя устойчиво, просто летит боком. С другой стороны, крыло без тяги летит ровно. Это всё проявилось в первом полёте? Если да, то почему первый полёт был с пассажиром, да ещё и с тяжёлым? Может дело в сайлентах, которые сильно деформируются и поворачивают мотор?
 
Немного уточню ситуацию. Полёт был первым с утра, но вечером накануне, было несколько полётов без всяких неуставных ситуаций. Ручка не зажималась, т.е. задачи разогнать аппарат не было. Была попытка набора высоты после взлёта, соответственно, скорость была, практически, балансировочная, ну, может чуть больше, т.к. В наборе предпочитаю чуть подать ручку, но никак не "зажимать". По поводу 'закономерной реакции телеги на реактивный момент винта"- больше тысячи часов налёта на Аэросовских телегах, практически, в такой же комплектации (аналогичные винт, крыло, СУ) и никогда не было проблем со взлётом на макс. оборотах и последующим набором безопасной высоты 200-250м. По этому, внезапная, неадекватная реакция аппарата очень озадачила. Умом понимаю, что дело в реактивной моменте от винта на макс. оборотах, но не могу определиться, где собака закрыта, почему это так внезапно появилось? Антипики проверял - все штатно и симметрично. Сайленты на мотораму новые, при приложении боковой или вертикальной нагрузки на ступицу винта (рукой) не заметно повышенного перемещения двигателя или моторамы относительно узла крепления на телеге. Крыло на узле подвески имеет небольшой люфт (поворот в горизонтальной плоскости) носик крыла от продольной оси аппарата уходит влево и право, см на 5-6, но, насколько я знаю, это не критично. Во всяком случае, приходилось летать на телегах со значительно большими "ножницами". Замечание по поводу наклона продольной оси СУ принял во внимание. На данном аппарате двигатель установлен с продольным углом (на земле винт смотрит градуса на 3-4 в низ). Для меня немного непривычно, т.к. Обычно движки стояли либо горизонтально, либо, наоборот- винт смотрел вверх, но изготовитель телеги ответили, что так устанавливают СУ на все свои телеги, дабы облегчить отрыв гружёного аппарата от планеты на взлёте. И, что никто не жаловался. Телегу вывешивали. Разница между носовым колесом и основными колёсами 13см. В принципе, можно пооследить зависимость от угла установки СУ, но предыдущие полёты проходили в штатном режиме...
 
Если без тяги крыло летит ровно во всём диапазоне скоростей, то дело не в крыле.
Не проверить без тяги во всем диапазоне. Сами подумайте. Вот аппарат снижается без тяги на зажатой к пузу трапеции. Это максимальная скорость полета по прямой без тяги. Но если дать тягу в том же положении трапеции аппарат ведь полетит горизонтально или даже вверх. А почему ? Потому что скорость больше стала ?
 
Обычно, если крыло на холостых оборотах при планировании и выполнении маневров ведёт себя адекватно, то дело в конструкции тележки. Осмотрите всё внимательно от узла подвески ( какой он у Вас ? ). Возможно, что в одну сторону он скручивается всё-таки больше, чем в другую.
Люфты в сайлентблоках моторамы можно проверить на газовке в статике. Упереть тележку в стенку и посмотреть - не поворачивает ли мотор на подушках при полном газе.
Есть шанс, что и крыло ведёт себя не адекватно на повышенной скорости. Но, для этого нужно знать его историю и материал обшивки. Часто можно встретить неисправимый криволёт после ударов ( при капотировании ). Проверьте консоли - нет ли загнутости одной из них, одинаковые ли трубы по сечению и набору. Если был ремонт, то несимметричность бужей может изменить жёсткость боковых труб так, что , при увеличении нагрузки на скорости до некоторого предела прогибы симметричны, а сверх него возникает ассиметрия...
Тележка или крыло - выясняется подцепкой крыла на другую тележку и, наоборот, к "подозреваемой" тележке подцепляем заведомо нормальное крыло.
 
Один раз в жизни ловил так называемый Spiral Dive. Адреналину отложил очень и очень много.

Работал на отказ (телега 2 аэрос, 582, крыло Штиль) - и в одном из разворотов, меня поддуло ветром в крене, и аппарат начал валиться внутрь по спирали с увеличением скорости, и угла крена.

Если бы не видео с желтым аппаратом про вывод из Spiral Dive. Я бы тут уже не писал.

Сделал так как описано в видео, прибрал трапецию, и вывел из крена. Единственный минус, сильно перебрал по скорости на выходе (воздушную почти 130 показало). И потеря высота была метров 100. До земли оставалось метров 25-30.

Первая мысль была когда начало затягивать в крен, отдать ручку и выводить из крена, какое то автоматическое движение.


На земле сидел минут 10-15 приходил в себя, и понял что если бы не видео которое посмотрел накануне, я бы разложился.
Что за видео ? Для начинающих укажите , уж очень поучительное
 
А вот наше видео! Очень хорошо видно, как выворачивает телегу в сторону! По нашему мнению, вот это выворачивание и провоцирует неуправляемый крен!!!
Там на канале есть ещё два видео после регулировок ВМУ!

 
Да, если телега - 'сборная солянка", как написал автор, то логично причину крена искать в неверном угле установки силовой установки!
 
Умом понимаю, что дело в реактивной моменте от винта на макс. оборотах, но не могу определиться, где собака закрыта, почему это так внезапно появилось?
Реактивный момент это осевой момент(вдоль оси винта),в узле подвеса его нет, равен нулю. Действует РМ только на тележку,отклоняя ее в зависимости от вращения винта. Другой момент винта(гироскопический)разворачивает не только тележку, но и крыло. Люфты в узле подвеса этот момент "выбирает", закручивая тележку еще на больший угол относительно крыла. РМ и ГМ максимальны на взлетном режиме. РМ-всегда, ГМ при маневрировании и его наличие и величина зависит только от угловой скорости вращения.
 
Последнее редактирование:
Вот бы еще перевод от желтого дельта , они объясняли как я понял отчего это случилось и как это исправлять . Вроде дельт модный у них ........а такое вышло
 
Реактивный момент это осевой момент(вдоль оси винта),в узле подвеса его нет, равен нулю. Действует РМ только на тележку,отклоняя ее в зависимости от вращения винта.
Телегу не только отклоняет в сторону от узла подвеса, но и закручивает. В моём случае-в лево. Это отчётливо проявляется при даче максимала в горизонтальном полёте: от увеличения тяги, телега прокачивается вперёд, поднимая нос и, дополнительно, нос телеги заметно уходит влево градусов на 15. При этом весь аппарат начинает завалиться в право.
Сегодня удалось поставить на телегу другое крыло- Х 14. Реакция на максимальный газ в полёте осталась прежней (закручивание телеги в лево и большое желание аппарата уйти в правый крен), но удержать крыло в прямолинейном полёте, хоть и с трудом, но хватило. Возможно из-за большего размах данного крыла, чем у Профи. Но, по сути явление не исчезло. Отсюда можно сделать вывод, что проблема кроется не в крыле, а в телеге. Есть мысль, что установка движка "винтом в низ" способствует " выворачиванию" телеги в лево при дача максимального газа, т.к. после прокачки от повышения тяги угол действия вектора тяги к горизонту ещё больше увеличивается. Следующим шагом попробую изменить конструктивный угол установки двигателя, подняв сторону с винтом вверх.
 
Вот бы еще перевод от желтого дельта , они объясняли как я понял отчего это случилось и как это исправлять . Вроде дельт модный у них ........а такое вышло
В кратце - если вас начало тянуть в спираль с увеличением крена и вертикальной скорости, первое движение трапецию к себе (уменьшить угол атаки) и выводить из крена.
Без прибирания трапеции он очень тяжело рулится по крену.

Если попробовать дать трапецию от себя, это катастрофа
 
Телегу не только отклоняет в сторону от узла подвеса, но и закручивает. В моём случае-в лево. Это отчётливо проявляется при даче максимала в горизонтальном полёте: от увеличения тяги, телега прокачивается вперёд, поднимая нос и, дополнительно, нос телеги заметно уходит влево градусов на 15. При этом весь аппарат начинает завалиться в право.
Сегодня удалось поставить на телегу другое крыло- Х 14. Реакция на максимальный газ в полёте осталась прежней (закручивание телеги в лево и большое желание аппарата уйти в правый крен), но удержать крыло в прямолинейном полёте, хоть и с трудом, но хватило. Возможно из-за большего размах данного крыла, чем у Профи. Но, по сути явление не исчезло. Отсюда можно сделать вывод, что проблема кроется не в крыле, а в телеге. Есть мысль, что установка движка "винтом в низ" способствует " выворачиванию" телеги в лево при дача максимального газа, т.к. после прокачки от повышения тяги угол действия вектора тяги к горизонту ещё больше увеличивается. Следующим шагом попробую изменить конструктивный угол установки двигателя, подняв сторону с винтом вверх.
Классика жанра. Если при даче газа нос телеги уходит влево, то правый крен обязан быть. Забудьте про крыло. Лечить надо телегу. Изобретать способы смысла нет, так как всё уже придумано. В. Мысенко Вам в помощь. Двигайте мотор влево, и всё будет хорошо.
 
Назад
Вверх