На видео от Апогей16 ( с подвешаной телегой в гараже ) мы наблюдаем именно реакцию от момента винта !
Позвольте не согласиться...
На этом видео, мы наблюдаем именно действие Гироскопического Момента. ( точка )
Реактивный момент, а точнее его проекции на вертикальную или горизонтальную- поперечную оси, существенного влияния на движение аппарата не оказывает. ( точка )
*
( 2g- не верно. Здесь масса умножается на плечо - 2,0 м )
"Роман из Луги" ( надеюсь, я верно представляю аббревиатуру в подписи к сообщениям )
Для себя, считаю важными два момента:
1. Разобраться, какие силы и моменты действуют на аппарат в полете. И оценить их величину, сопоставить с управляющими усилиями, которые способен прикладывать пилот.
2. Выработать эффективные и
безопасные методы компенсации "вредных" силовых факторов, действующих на конструкцию.
Без решения по пункту 1. положительного ( и в смысле безопасности ) решения по пункту 2. не вижу...
Пока, мы эффективно, компенсируем действие Гироскопического Момента, разворачивающего нос аппарата по курсу, действием момента от смещения вектора тяги, параллельно продольной оси. Так сказать, к одной " кривизне" добавляем другую...
Причем, замечу, на одних аппаратах это требуется, а на других - нет. Можно сделать вывод, что необходимость компенсации
на прямую не связана с проявлением Гир.Мом. ( он присутствует всегда, пока есть вращающийся маховик - пропеллер). Как показывают примеры из практики, его негативное влияние проявляется при конструктивных недочетах тележки. Со своей стороны, замечу, что особенности конструкции, пошива паруса крыла и те же недочёты в узлах каркаса, так же способствуют проявлению вредного ГМ.
Конечно, проще и доступнее компенсировать поворот носа с курса смещением оси пропеллера. Для большинства задач, вероятно, этого и достаточно.
В другом случае, требуется качественно изготавливать узлы конструкции, правильно собирать ( без перекосов и люфтов )... Это сложнее, дольше, дороже...