Уважаемые коллеги, я еще раз хочу остановится на лопастях, используемых в вертолетах и автожирах. Ввиду цензуры
АВМ на автожирном форуме, а любители интересуются правдой и разным мнением приходится некоторые вопросы осветить здесь
Известно, что на Западе производят экструдированные лопасти из закаленного алюминия и утверждают, что они имеют наработку до 1000 часов однако это лож. Продавец и диллер такой продукции АВМ, который разбил последнюю модель автожира МТ 03, смотри выше, широко рекламирует данную продукцию, однако исследования показали, что сами лопасти могут треснуть значительно раньше 200 часов налета. Эти трещины появляются в районе крепления лопасти к хабару.
Как же обстоят дела у других производителей?
Вова полетает и расскажет какой лучше , у него как раз два типа ротора - из первых уст .
Относительно ротора. Надо отметить, что широко используют два типа роторов:
1. Носик экструдированный, а остальное клеенное (это DW и SPORT COPTER)
2. Экструдированные лопасти полностью - это МТ О3 и Аверсо, лопасти Долеака, ротор «Стелла» и RUS, ротор Половинкина . Все они имеют профиль 8Н12.
На автожире "Желтом" SKI VOVA летали используя три типа роторов DW, SPORT COPTER и РУСА. Грузоподъемность DW мала, а двух других достаточна для полета и двух пилотов.
Всех интересует вопрос, а какой лучше?
Ответ прост:
если профиль одинаков, то вся проблема в распределении противофлатерного груза внутри лопасти!
Теперь рассмотрим, кто как это сделал.
Первый тип лопастей (экструдирован только носик) усложнил технологию изготовления, но добился того, что центр массы лопасти по хорде находится в районе 25% от носика. Это и дает очень устойчивое положение лопасти в полете. Задняя стенка у них очень легкая и тонкая.
В качестве примера можно привести стрелу, выпущенную из лука. Она имеет массу сосредоточенную впереди в головке, т.е. в носике и летит устойчиво, но уменьшите существенно носовой груз и стрела начнет колебаться! Аналогичный пример и с ножом спецназовца - носик ножа заполняется тяжелым металлом и с любого положения он втыкается острием! Тоже самое происходит и с лопастью. Она не должна колебаться или вибрировать, следовательно в носике у нее должен быть достаточный груз, который и обеспечит смещение центра тяжести лопасти в область 25% от длины хорды! Это и достигли DW и SPORT COPTER.
Другой тип лопастей - полностью экструдерные, просты в изготовлении, но имеют недостаток - вы не сможете перенести центр тяжести вдоль хорды на значение 25%.
У них у всех эта цифра в районе 37 - 27 %, следовательно, они будут вибрировать! Природу не обманешь - это физика!
Уменьшить вибрацию можно точно также как со стрелой. Надо правильно выбрать заднюю часть т.е. хвостик. Это и сделали многие ребята с лопастями РУСА: заточили, а другие срезали вдоль всей лопасти S -образный кончик. Вибрация уменьшилась и очень устойчивый полет стал.
В принципе в экструдерных лопастях можно сместить центр тяжести в область 25%, но надо использовать более тяжелый металл чем свинец - это вольфрам или уран, как сделали американцы!
Естественно, сейчас мы тоже подготовили лопасти 30 футовые у которых центр тяжести смещен на уровень менее 24%!
Это даст возможность достич скоростей полета,
теоретически, более 300 км в час.
У вертолета боевого центр тяжести тоже лежит в районе 24%.