По поводу создания отечественного авиационного двигателя
(далее АПД) для АОН в размерности 60 - 300лс.
Если просмотреть исторические страницы " золотого века "
авиадвигателестроения, можно увидеть , что АПД создавались
исключительно при государственной поддержке и под государственные нужды.
Они разрабатывались и производились всей производственно -исследовательской и финансовой мощью государства.
В прошлом веке АПД выпускались в 6-7-и странах.
В Англии ,Германии, Франции , США, Италии -это
были собственные , пионерские разработки , послужившие
аналогами АПД в других , менее технологически развитых странах ( России , Японии).
Американские Континентали, Лайкоминги - два наиболее
подходящих нашим , Российским требованиям к АПД АОН,
выпускались большим тиражом для нужд армии США- подготовки летчиков в 30 - 40 г.
У нас , в СССР, М-11 был выпущен в количестве от 50 до 110 тыс. шт. ( у разных авторов) . Мотор обеспечивал все потребности ВВС РКАА. После Войны создали АИ-14 , тоже для нужд ВВС. Понятно , им оснащались аэроклубы ДОСААФ.
После Отечественной Войны производство этих АПД резко сократилось или прекратилось ,так же и в связи с переходом на реактивную технику.
То есть главной целью авиадвигателестроительного государственного комплекса - удовлетворение существующих
и планируемых запросов широкого круга потребителей.
ШИРОКОГО! Многих десятков тысяч , а не сотен летателей!
В начале 50-х прошлого по авиапрому СССР вышел приказ,
запрещающий проведение каких- либо разработок- ОКР ,НИОКР
ит.д. АПД. Он определил в то время , да и сегодня многие наши потери и отставании и не только в создании широкой номенклотуры АПД для АОН. Причины нашего почти ,потенциального, отставания в этом направлении лежат вовсе не производственной и технологической областях. Они скорее в сфере идеологии того
государства в историческом шлейфе которого мы сейчас пребываем.
Ряд перспективных, оригинальных разработок АПД в СССР постигла печальная судьба.
До 51 г СС Баландиным было разработано и построено несколько двигателей с бесшатунным механизмом типа ОР-127РН , отработан процесс подачи топлива, кинематика механизма, проблемы охлаждения. В том же году С С Баландин провел комплекс официальных испытаний 8- и цилиндрового
двигателя жидкостного охлаждения двойного действия( по обе стороны поршня). Удельная масса двигателя составила 0,635 кг/л.с. Удельный расход топлива на крейсерском режиме был весьма малым -165г/л.с.ч.
Экспериментальные работы велись по широкому спектру направлений: повышение литровой мощности , повышение экономичности ,повышение надежности ЦПГ при длительных высоких мощностях , исследовались процессы сгорания легкого топлива на переобедненных смесях.
В. И. Шальновым, конструктором ЦИАМ,а была разработана и прошла стендовые испытания простая и рациональная система бесклапанного
газораспределения на одноцилиндровой стендовой установке.
На экспериментальном цилиндре двигателя "АМ" с таким газораспределением была получена мощность более 400 л.с.
Работы эти велись широким фронтом и создали предпосылки
для быстрого освоения в последующие годы оригинальных отечественных АПД различной размерности.
Главная потеря - ушла школа проектирования и доводки
вместе с поколением поршневиков.
Наше отставание накапливалось десятками лет и для его ликвидации необходимо время, специально подготовленные кадр ( техническая культура производства АПД сильно утеряна . Можно надеяться , что не совсем, и архивы ЦИАМ,а
академии Н,Е, Жуковского , производствах АПД в Казани , Перми ждут своих исследователей).
Когда говорят о создании Российского АПД , то прежде всего
необходимо представить , что это сложная , наукоемкая часть машиностроения , представляющая совокупность хозяйственных субъектов государственного или совместного
финансирования:
-Научно- исследовательские ,конструкторские , технологические , эксплуатационные разработки, техническое обслуживание, доводка АПД ,их компонентов.
Опытное , серийное производство, мощная испытательная моторная база, создание совокупности мероприятий
контроля качества.
Это- поставка сертифицированного сырья, комплектующих, полуфарикатов и много чего еще , без чего не может состояться
авиационный мотор.
А вот потребности и спрос могут быть платежеспособными или
не обеспеченными финансово.
Для такой широкой финансовой компании как производство АПД ,_ нужен не просто спрос . а огромный , платежеспособный
спрос ( сотен тысяч пилотов АОН) , способных оплатить стоимость сертифицированного продукта.
Другой вопрос. Нужно ли нашему государству в настоящее время такое количество летающих , не отягощенных этикой взаимоотношений. Посмотрите , что на наших дорогах?
Попытки частных лиц изготовить двигатель для установки на ЛА любительской постройки были всегда. Среди них встречались
и удачные, изготовленные проффи , но все они не выходили за рамки еденичных экземпляров. Низкий поклон им за трудолюбие ,порой отчаянную смелость, упорство ,самоотверженность .
И все ж таки нужно заключить, что без вышеперечисленных компонентов , появление отечественного АПД -утопия.
время авианизации всей России еще не пришло.