Самолёт ULF-2

Разницы не должно быть вообще. Нивелировочную карту делать не буду. Ну даже если найду кривое место фюзеляжа, что я другой фюзеляж строить буду? А вот расстояния от хвоста до концов крыльев должны быть одинаковы, пусть даже задний лонжерон будет несимметричным.
Вы зря отмахиваетесь: сделать нивелировочную схему совсем не трудно, а польза от нее большая; и проводимые время от времени, нивелировки явятся, фактически, единственным способом определения реального состояния аппарата.
Наоборот, разницу в расстояниях конца лонжерона до точки в хвосте, скорее всего, в полете вообще не удастся заметить - причин неполной симметрии даже перечислить невозможно; и действительно, при помощи отгибных пластинок на рулях, устранить тенденции к крену или рысканью легче легкого.
Поэтому в нивелировочных схемах на такие расстояния даются некоторые допуски - так, на Су-26, как помнится, допуск на Ваше расстояние составляет +...- 25 мм при размахе в 7.8 м.
 
Господин Лапшин, можно Вас попросить сфотографировать и выложить, как пример, нивелировочную схему самолета (не обязательно Вашего). Просто чтобы было понятно о чем речь, сколько и каких делать промеров, например. Какой еще инструмент нужен для нивелировки, кроме построителя плоскостей? Я думаю многим здесь это пригодится. Вообще тема нивелировки заслуживает отдельной ветки.
 
Господин Лапшин, можно Вас попросить сфотографировать и выложить, как пример, нивелировочную схему самолета (не обязательно Вашего). Просто чтобы было понятно о чем речь, сколько и каких делать промеров, например. Какой еще инструмент нужен для нивелировки, кроме построителя плоскостей? Я думаю многим здесь это пригодится. Вообще тема нивелировки заслуживает отдельной ветки.
Хорошо - вернусь домой и постараюсь выложить нивелировочную схему Ларос-100, которой мы и пользуемся.
Пока же могу рассказать о принципах ее построения и выполниния нивелировки.
Для нивелировочной схемы берется чертеж общего вида в трех проекциях - на него наносятся необходимые реперные точки, которые на самолете надо будет обозначить в виде кружков с четко выраженным центром ( у нас это черно-желтый круг диаметром 20 мм в виде эмблемы БМВ.
Располагаются реперные точки в характерных местах силовых элементов самолета - в корне и на конце первого и второго лонжеронов крыла и оперения; на лонжеронах фермы фюзеляжа спереди и сзади; возможны и другие точки, отклонение которых от теории может дать информацию о деформации ( пардон - невольный каламбур) агрегатов самолета. Реперные точки наносятся на симметричные по теории места и обозначаются буквами по правой стороне без штриха, а по левой - те же буквы со штрихом. Кроме того, на схеме обозначают углы отклонения рулевых поверхностей в обе стороны - либо в градусах, либо линейные размеры перемещения задней кромки от нейтрали: эти величины также обозначают своими буквами. И, наконец, на схеме обозначают расстояния типа Вашего - от реперной точки на конце лонжерона до хвостовой реперной точки фюзеляжа; от реперной точки на конце киля до точки на конце стабилизатора и, при необходимости, другие.
     В нивелировочную таблицу заносят, взяв за базу точки на лонжероне фюзеляжа, превышения каждой из остальных реперных точек относительно плоскости, проходящей через базовую плоскость; теоретические величины отклонений рулей и расстояний между точками на концах лонжерона крыла и хвостовыми точками на фюзеляже и пр.
     Для проведения нивелировки необходим лазерный построитель плоскостей ( раньше пользовались оптическим нивелиром - но с лазером намного приятнее и быстрее), линейки с миллиметровой шкалой и рулетка.
Самолет устанавливают в линию полета так, чтобы реперные точки в передней и задней частях фюзеляжа находились в горизонтальной плоскости, образованной лазерным лучом,  (если конструктивная схема фюзеляжа не содержит горизонтальных силовых элементов - создают строительную горизонталь фюзеляжа, делая дополнительные реперные точки, теоретически совпадающие по высоте с другими, на другом конце фюзеляжа). После установки в линию полета, линейками измеряют превышение каждой из реперных точек относительно базовой плоскости ( строительной горизонтали); затем, изменение превышения задней кромки кажого из рулей при их максимальном отклонении в обе стороны (отклонение РН меряют относительно вертикальной плоскости построителя) и расстояния. Результаты заносят в таблицу, сравнивая значения с теоретическими и результатами предыдущих нивелировок.
Нивелировка дает полное представление о геометрии самолета: разница в превышении между концевыми и корневыми реперными точками определяет V-образность крыла; между передними и задними реперными точками в корне и на конце крыла - о его крутке и т.п.
 
Теперь я начинаю понимать: измеряется в каждой точке только один параметр - высота над плоскостью. А как реперные точки переживут очередную покраску? Я читал что в больших самолетах они засверливаются сверлом 2мм на глубину 0,5мм - там понятно.

Спасибо за подробный ответ!

Пока что заказал построитель плоскостей 😉
 
Перед  покраской  булавки  с  ушком  или  шариком  воткните  в  репер  и  все. 😉
 
Теперь я начинаю понимать: измеряется в каждой точке только один параметр - высота над плоскостью. А как реперные точки переживут очередную покраску? Я читал что в больших самолетах они засверливаются сверлом 2мм на глубину 0,5мм - там понятно.

Спасибо за подробный ответ!

Пока что заказал построитель плоскостей 😉
Вот обещанная нивелировочная схема Ларос-100.
Действительно, при нивелировке определяются высоты относительно СГФ; линейные размеры между соответствующими реперными точками дают их относительное расположение и в горизонтальной плоскости.
 

Вложения

  • NS.jpg
    NS.jpg
    61,5 КБ · Просмотры: 159
Спасибо nick, особенно полезная ссылка тем, что УТ-2 по концепции похож на Ульф, ну, крыло попроще, но все же.
 
не переживайте сильно, как сказал мне один довольно опытный самодельщик и работник авиапрома  -идеально ровных самолётов не бывает, но если ты такой всё же нашел, поверь, он получился случайно : )
 
а также "занимательное" вступление к курсу "Проектирование самолета" от Карла Вуда http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbB/YaBB.pl?num=1344617008
 
Holzgrundlack Gelb, см выше по ветке.

ЗЫ. Нахожусь сейчас на чемпионате Европы по СЛА в Словакии. Поэтому пока в строительстве будет пауза.
 

Вложения

  • landing_A_30.jpg
    landing_A_30.jpg
    87,4 КБ · Просмотры: 101
Ну вот, пауза для воспоминаний и снов закончена. После чемпионата, в котором я участвовал в качестве "замполита" украинской команды, осталось не только хорошее воспоминание, но и здоровенная дыра в графике постройки Ульфа. 11 дней наблюдения непрерывных полетов, вникания в суть сложных задач и переживания за команду на долгое время насытили мой интерес к авиации. Кроме того, я уже привыкаю к тому, что осенью в преддверии зимы строительство продвигается с меньшим воодушевлением, чем весной в преддверии лета.

Ну, да ближе к Ульфу. Строю нервюры центроплана. Мои знакомые ульфостроители жаловались, что в самом конце постройки приходится снова возвращаться к скучному давно пройденному этапу: строительству нервюр, причем в самом их нестандартном исполнении. Этот этап скрашивает параллельное изготовление APRS- трекера. На фото сверху видна схема возбудителя на 144,8 МГц а также плата микроконтроллера, самодельный аналог TinyTrak. По-хорошему, надо было заказать кварц на 48,266 Мгц и модулировать его варикапом, но мы же простых путей не ищем 🙂 Стандартный кварцевый генератор на 36 МГц был удвоен и подан на смеситель на встречно-параллельных диодах вместе с модулированным по частоте 800кГц - сигналом. Чтобы подавить зеркальный канал, пришлось поставить двухзвенный фильтр на спиральных резонаторах. В результате побочные излучения подавлены на 20 дб, что для маломощного трекера достаточно. Правда, вот здесь оказалась засада - спиральные резонаторы в самом прамом смысле слова звенят от вибраций, приводя к межвитковым замыканиям. Так что не делайте такую схему никогда  😉
 

Вложения

  • 100_9212a.JPG
    100_9212a.JPG
    232,6 КБ · Просмотры: 135
Краткий отчет по нивелировке по г. Лапшину. Сделал сие упражнение и не пожалел. Лазер с горизонтальным лучом ставил возле законцовки консоли, по трем условным точкам (2 в кабине и 1 на хвосте) выставлял фюзеляж отсчетной плоскостью параллельно лучу. Для нивелировки, на каждом крыле выбрал 4 пары точек на нервюрах 1, 4, 7 и 13. По их расстоянию до плоскости лазера определял локальный угол атаки и угол V. Если угол V с обоих сторон лежал в пределах  4-4,5 градуса, то с углом атаки меня ждал сюрприз. Углы слева: 1,82 1,36 2,32 2,09, справа:1,04 1,27 2,51 1,64. Для справки, номинальное значение 1 градус. Таким образом, средний угол атаки слева оказался больше чем на 0,3 градуса больше, чем справа.

Небольшое лирическое отступление. Из 2 Ульфов, о которых я знаю, оба имели после постройки более-менее серьезные проблемы с поперечной балансировкой. В одном из Ульфов помогло лишь спиливание у лонжерона задних частей нервюр 🙁 Поэтому к поперечной балансировке я отношусь с большим вниманием. Угол 0,3 градуса удалось вчера скомпенсировать при рассверливании отверстий кронштейнов. Теперь все должно получиться хорошо.

На фото процесс рассверливания кронштейнов. Довольно страшно было их курочить.
 

Вложения

  • 100_9220a.JPG
    100_9220a.JPG
    132,9 КБ · Просмотры: 120
  • 100_9224a.JPG
    100_9224a.JPG
    133,1 КБ · Просмотры: 128
  • 100_9225a.JPG
    100_9225a.JPG
    142,5 КБ · Просмотры: 133
Игорь разница  0,3  градуса,  это  просто  очень  неплохой  результат.  Компенсировать  это  можно  было  бы установкой  на  плоскостях  отгибного  триммера,  но  педантичность  все  же  взяла  верх.   😉
 
По поляре получается, что разница в Су слева и справа при указанной погрешности получается 0,03. В горизонтальном полете это лишние 10 кг силы, приложенной в ц.д. одного из крыльев. Как если бы один 14л крыльевой бак был бы пуст, а другой залит полностью. Конечно, не смертельно, но очень заметно.
 
Не стану  отговаривать  и  что  либо  ещё  советовать,  но  из  моего  опыта  скажу,  что  приходилось  достаточно  долго  летать  на мото планере  с видимым  перекосом  плоскости , повело  при  неправильном  хранении  и  от  времени,  так  все  было  практически  незаметно  для  управления  даже  в  какой  то  мере  компенсировало  разворачивающий  момент  от  винта.  Сильно  не  заморачивайся,  у  деревянных  самолетов  это  почти  норма. ;D
 
Назад
Вверх