Господин Лапшин, можно Вас попросить сфотографировать и выложить, как пример, нивелировочную схему самолета (не обязательно Вашего). Просто чтобы было понятно о чем речь, сколько и каких делать промеров, например. Какой еще инструмент нужен для нивелировки, кроме построителя плоскостей? Я думаю многим здесь это пригодится. Вообще тема нивелировки заслуживает отдельной ветки.
Хорошо - вернусь домой и постараюсь выложить нивелировочную схему Ларос-100, которой мы и пользуемся.
Пока же могу рассказать о принципах ее построения и выполниния нивелировки.
Для нивелировочной схемы берется чертеж общего вида в трех проекциях - на него наносятся необходимые реперные точки, которые на самолете надо будет обозначить в виде кружков с четко выраженным центром ( у нас это черно-желтый круг диаметром 20 мм в виде эмблемы БМВ.
Располагаются реперные точки в характерных местах силовых элементов самолета - в корне и на конце первого и второго лонжеронов крыла и оперения; на лонжеронах фермы фюзеляжа спереди и сзади; возможны и другие точки, отклонение которых от теории может дать информацию о деформации ( пардон - невольный каламбур) агрегатов самолета. Реперные точки наносятся на симметричные по теории места и обозначаются буквами по правой стороне без штриха, а по левой - те же буквы со штрихом. Кроме того, на схеме обозначают углы отклонения рулевых поверхностей в обе стороны - либо в градусах, либо линейные размеры перемещения задней кромки от нейтрали: эти величины также обозначают своими буквами. И, наконец, на схеме обозначают расстояния типа Вашего - от реперной точки на конце лонжерона до хвостовой реперной точки фюзеляжа; от реперной точки на конце киля до точки на конце стабилизатора и, при необходимости, другие.
В нивелировочную таблицу заносят, взяв за базу точки на лонжероне фюзеляжа, превышения каждой из остальных реперных точек относительно плоскости, проходящей через базовую плоскость; теоретические величины отклонений рулей и расстояний между точками на концах лонжерона крыла и хвостовыми точками на фюзеляже и пр.
Для проведения нивелировки необходим лазерный построитель плоскостей ( раньше пользовались оптическим нивелиром - но с лазером намного приятнее и быстрее), линейки с миллиметровой шкалой и рулетка.
Самолет устанавливают в линию полета так, чтобы реперные точки в передней и задней частях фюзеляжа находились в горизонтальной плоскости, образованной лазерным лучом, (если конструктивная схема фюзеляжа не содержит горизонтальных силовых элементов - создают строительную горизонталь фюзеляжа, делая дополнительные реперные точки, теоретически совпадающие по высоте с другими, на другом конце фюзеляжа). После установки в линию полета, линейками измеряют превышение каждой из реперных точек относительно базовой плоскости ( строительной горизонтали); затем, изменение превышения задней кромки кажого из рулей при их максимальном отклонении в обе стороны (отклонение РН меряют относительно вертикальной плоскости построителя) и расстояния. Результаты заносят в таблицу, сравнивая значения с теоретическими и результатами предыдущих нивелировок.
Нивелировка дает полное представление о геометрии самолета: разница в превышении между концевыми и корневыми реперными точками определяет V-образность крыла; между передними и задними реперными точками в корне и на конце крыла - о его крутке и т.п.