Вопросы к В.П.Лапшину

Здравствуйте, Владимир Павлович. Несколько вопросов по Вашим самолетам, если позволите:
1. На ЛАРОС-100 ферма фюзеляжа была склёпана из боксов АД-31Т. В отличие от других конструкторов, применявших этот материал, Вы использовали боксы не квадратного, а прямоугольного сечения. Почему? Из соображений жесткости или технологичности?
2. На "Китёнке" лонжерон (труба 90Х2) был вписан в носок профиля. Я попробовал начертить это для наглядности (слова плохо доходят, мозги уже не те)), получилось что снизу носка остается немного места впереди трубы. Совсем чуть-чуть, но все-таки... Как Вы с этим справились - что-то прикрепили или же, не мудрствуя лукаво, немного изменили носок профиля? Любопытно.
3. Проводка управления элеронами на "Китёнке" - на ветке про ультралегкий парасоль Вы писали, что из-за скручивания трубы-лонжерона элерона, Вы были вынуждены заменить трубу из Д-16 на трубу из 30ХГСА. Большой ли вышел проигрыш в весе? (уж больно сама идея нравится)).
4. На одной из веток Вы упоминали новый материал Smart-X. Действительно, очень интересный. Возможно ли клеить его к тому же АД-31 каким-нибудь клеем? Или надо заклёпки с шайбами применять? А изгибать его не пробовали? Может, с помощью фена?
5. Самый дилетантский вопрос: самолет какой схемы, при равных геометрических размерах, весе, двигателе и материалах, будет проще в постройке - подкосный высокоплан или парасоль?
 
мы ставили его на МАИ-223, который с ним оказался очень летуч. При этом, мы, даже, обращались с профилем не очень бережно, модифицировав его носок так, что он образован 90-миллиметровой трубой, а небольшое поджатие нижней дужки пох#рили вообще, сделав плосковыпуклым. Поэтому, про технологию и материал неспрашиваю: подойдет почти любой

насколько я вижу- эти все поджатия по нижней поверхности обьвляются "волшебной пулей"- те именно тем что дает преимущества этим "новым" профилям. Они есть как на суперкритических профилях околозвуковых лайнеров так и на лопастях крепко распиаренного пропеллера Е-пропс. Лайнеры я считать не умею. Но винты считаю и знаю что лопасти слашных винтов работают на малых- околонулевых углах атаки при которых вогнутые профиля работают хуже двояковыпуклых.
Вопрос- не являются ли вот эти поджатия на профилях- банальными "от лукавого"? Всем же нужно доказывать что новое лучше старого- и все- и аэродинамики и самолетостроители ищут способ доказать что не зря едят свой хлеб.
Ведь если убрать из "нового" П-ххх это поджатие- он становится подозрительно похож на классические NACA-овские профиля полученные по простейшей математической формуле где то в 20-30 годы...? а уж если передняя кромка искажена до круга и при этом самолет отлично летает...?

есть ли действительные, (подтвержденные) преимущества у модных профилей по сравнению с профилями ну скажем 30х годов?
 
Здравствуйте, Владимир Павлович. Несколько вопросов по Вашим самолетам, если позволите:
Извольте
1. На ЛАРОС-100 ферма фюзеляжа была склёпана из боксов АД-31Т. В отличие от других конструкторов, применявших этот материал, Вы использовали боксы не квадратного, а прямоугольного сечения. Почему? Из соображений жесткости или технологичности?
Да, из технологичности - так мне было легче разбираться с кницами и не гнуть их лишний раз, на переходе высот профиля. Да и выбор сечений шире, чем при использовании квадратных труб.
На Вороне, если помните, я обошелся круглыми трубами, но гибка фитингов, точно сопрягающихся с трубами, торчащими в пространстве во все стороны - занятие не для слабонервных. Я-то, собирался в наборах поставлять их уже сформованными. Здесь же, все на плоских.
2. На "Китёнке" лонжерон (труба 90Х2) был вписан в носок профиля. Я попробовал начертить это для наглядности (слова плохо доходят, мозги уже не те)), получилось что снизу носка остается немного места впереди трубы. Совсем чуть-чуть, но все-таки... Как Вы с этим справились - что-то прикрепили или же, не мудрствуя лукаво, немного изменили носок профиля? Любопытно.
Совершенно верно - не мудрствуя лукаво. На дужку теоретического профиля тупо нарисовали вписанную окружность, и лишнее, торчащее вперед-вниз - ампутировали. Результат превзошел ожидания.
3. Проводка управления элеронами на "Китёнке" - на ветке про ультралегкий парасоль Вы писали, что из-за скручивания трубы-лонжерона элерона, Вы были вынуждены заменить трубу из Д-16 на трубу из 30ХГСА. Большой ли вышел проигрыш в весе? (уж больно сама идея нравится)).
Три с половиной кило лишних нам обошлась эта радость - проткнуть проводкой элерона лонжерон закрылка. Втрое большая жесткость стоила того - а увеличить диаметр было невозможно, не влез бы в закрылок.
4. На одной из веток Вы упоминали новый материал Smart-X. Действительно, очень интересный.
Да, собственно, Ларос, в самых первых прикидках, рассматривался, как основа для возможного создания самолета, поставляемого именно в наборах - благо, этот Смарт можно было сразу заказывать с разметкой раскроя и раскраской - так, чтобы покупателю не приходилось самому заниматься этой, довольно ответственной работой. Более того, имелось в виду, что детали уже вырезаны и держатся в листах лишь на перемычках в разрезах - как наборы для кораблей и прочего, продающиеся в виде журналов. И сейчас, кстати, считаю, что идея живая, и, в той же Америке, могла "выстрелить. Но заниматься организацией процессов - не мое: максимум, могу, собрав людей, сделать из них команду с общими целями.
Когда, во время кризиса 2008 г, когда Ворон увял, мысли о таком самолете в наборах, возникли, под руку подвернулся маленький заказик по изготовлению нескольких стендах для выставки - я и использовал это для приобретения опыта в технологии боксов АД31Т! + панели Смарт. Все вышло на высшем уровне - просто, красиво и надежно. Склепав каркас из боксов, вставив туда формообразующие элементы из толстого смарта и накрыв обшивками из Смарта тонкого, можно было "без шума и пыли" собрать очень симпатичный, прекрасно летающий самолет - что я и хотел сделать у себя на даче.
Но появился российский инвестор - и самолет, геометрически сохранившись, стал набирать силу и вес - перейдя от изначального Ротакса-582, минуя Конти О-200, Лайкоминг IO-320, вплоть до двухсотсильного Лайкоминга 360-го, под названием Ларос-100.
Возможно ли клеить его к тому же АД-31 каким-нибудь клеем? Или надо заклёпки с шайбами применять?
Речь, напомню, идет о Смарте. Да, клеится этот материал прекрасно: особенно хорошие результаты дает применение двухстороннего скотча фирмы 3М ( их там много - артикул на память не помню. Оставался вопрос относительно крепления обшивки, например, к нервюрам, которые обе из Смарта: все же, скотч будет прекрасно склеен с поверхностью обшивки, а пенопластовый торец нервюры представляется дохловатым и, несмотря на то, что, при должной аккуратности, непроклеев будет минимум - не факт, что нагрузки выдержит. Поэтому, предполагалось, что, дополнительно к скотчу, я могу обшивку еще и пришить длинной иглой сквозь нервюру (шпангоут) - многие видели ролик, где пришивали тканевую обшивку к Пайперу.
А изгибать его не пробовали? Может, с помощью фена?
Пробовал, безусловно. В общем, все потребные изгибы тонкого Смарта реализуются и так, безо всякого нагрева: исключение составляют носки профилей. Под феном материал действительно, гнется - но равномерно согнуть сравнительно длинную заготовку, пользуясь феном, не удавалось - пока прогреваешь следующую часть - предыдущая остывает: а нагреть больше нельзя - Смарт скукоживается при этом. Думаю, наполнив, скажем, трубу, маслом, нагретом до нужной температуры, или, пропуская по ней перегретый воздух, проблему можно было решить - но, проще заменить материал носков на более податливый.
5. Самый дилетантский вопрос: самолет какой схемы, при равных геометрических размерах, весе, двигателе и материалах, будет проще в постройке - подкосный высокоплан или парасоль?
А на этот вопрос ответа нету вообще - т.е. ответ есть, но он разный для каждого. Так, Леху Магнума, за уши не оттащишь от клееных мыльниц, Любителя, который строил со мной Ларос - от дюраля и клепки; многим, кроме дерева ничего не интересно вовсе - и каждый, по своему, прав.
Вот, такая маленькая лекция получилась: рад, если будет полезно.
 
насколько я вижу- эти все поджатия по нижней поверхности обьвляются "волшебной пулей"- те именно тем что дает преимущества этим "новым" профилям.
Дают, дают результат эти поджатия - только, действительно, надо уметь обращаться с такими профилями, не ставя их, куда ни попадя.
Так, планерам, без них, никогда в жизни, не удалось бы увеличить макс. качество в полтора раза - хоть делай их из золота и полируй, как у кота яйца.
Хотя Сумах можно увеличивать до больших величин, просто увеличивая стрелку прогиба средней линии профиля.
 
  Значит из Смарта нервюры можно делать?.
А как наполнитель: экструзионный- поры закрытые- влагу не набирает?

Механических характеристик не нашел., я так понимаю можно взять от ударопрочного полистирола?

Удельная плотность  гр/см3       1.05
Прочность на растяжение  МПa       55-45
Cветопроницаемость, %       90
Максимальное удлинение %      
1-3%
Прочность на изгиб Мра       80-75
Модуль упругости Юнга, МПа       3500
Температура размягчения Вика, оС       97-91
 
KV1237542 сказал(а):
Значит из Смарта нервюры можно делать?.
А как наполнитель: экструзионный- поры закрытые- влагу не набирает?

Механических характеристик не нашел., я так понимаю можно взять от ударопрочного полистирола?
Я его рекомендовал для этих целей неоднократно. Однако, на мой взгляд, защитить от водопоглощения через торцы, вероятно, стоило бы - хотя бы, чтоб не набирал вес. Покрытием, заклейкой скотчем и т.п.
Пенопласт, использованный в конструкции первых Су-26, также имел закрытые поры - но за время эксплуатации, самолет "выпил" около 60 л воды.
 
На Су 26 всё же наверное был какой то из первых выпусков пенопласт открытый
Производители экструзионных все пишут про закрытые поры и вроде там водопоглощение идёт только в какой небольшой слой с повреждёнными при резке порами что-то 1% или вроде по памяти пишу.
Ну понятное дело зависит от соотношения поверхности к объему
Стандартный тест вроде на кубике делается и без механических нагрузок.
На смарте вроде неуказано какой пенопласт.

Как считаете каким покрытием лучше защитить пенопласт в таком случае.
 
Владимир Павлович, с вашего позволения, скину пару ссылок на испытание лент аналогичных 3М. Только не давно стояла схожая задача по склейке металла с порошковым покрытием и акрилового стекла. При этом покрытие глянцевое, которое ленты не очень любят и клеют далеко не все. Возможно кому-то будет полезным.
Задача стояла подобрать ленту которая одинаково хорошо работала бы как при комнатной температуре, так и при отрицательных, при этом на склейку действуют динамические нагрузки, реагенты, пыль, грязь, вода и т.д. В силу невозможности создания в офисе таких условий, была произведена только заморозка фрагментов склейки в морозильной камере и сразу по извлечению произведены условные испытания. (Сразу оговорюсь, что ленты так же тестились и на конечном изделии в агрессивных средах и испытания прошли, правда с добавлением праймера. Ну да это и по видео видно).
Видео снимал для внутреннего пользования, по этому всё по колхозному, но понимание процесса, надеюсь, даёт.
 
На Су 26 всё же наверное был какой то из первых выпусков пенопласт открытый
Нет, выбирался именно с закрытыми порами - толку нет.
Даже лучшие современные пенопласты типа Airex и пр. пьют - и не так мало, как хотелось бы: в отличие от сот.
 
[media]https://www.youtube.com/watch?v=nBdrIGK9e-k[/media]
[media]https://www.youtube.com/watch?v=bc9nxXiYQOo[/media]
[media]https://www.youtube.com/watch?v=QLjszspOLgw[/media]
[media]https://www.youtube.com/watch?v=rd-UOwRStQQ[/media]
[media]https://www.youtube.com/watch?v=E3AyMpgJGvo[/media]
 
Классно: в полете такого уровня напряжений не будет, если правильно сделать.
По всякому - реечки, из которых склеены деревянные нервюры под такими усилиями, подломились бы.
 
alex400272 сказал(а):
Большое спасибо. Надеюсь, что пригодится (хотя, шансов маловато, честно говоря...).
Мои прикидки и в том 2008 году, давали положительный баланс - да и сейчас, думаю - лишь, продавая в одной России подобного рода, наборы, можно с голоду не помереть.
На самом деле: заказать стопку раскрашенных смарт-панелей с прорезанным раскроем; лист-другой дюраля, с прорезанным раскроем всех книц, качалок и др, сотню механообрабатываемых деталей... а самому напилить в размер, несколько десятков боксов - и уложить все это в ящик,дополнив, по желанию, заклепками, болтами и др.
крепежом; да, приложив инструкцию по сборке и диск с записью особенно ответственных операций: чем не занятие для гаражных посиделок?
 
На Су 26 всё же наверное был какой то из первых выпусков пенопласт открытый
Нет, выбирался именно с закрытыми порами - толку нет.
Даже лучшие современные пенопласты типа Airex и пр. пьют - и не так мало, как хотелось бы: в отличие от сот.

Спасибо надо иметь ввиду.
 
Pisman сказал(а):
Максимальное качество реализуется на средних углах атаки и умеренных скоростях. 
Максимальное качество планера используют при длинных переходах от потока к потоку, либо при очень слабых потоках. Поэтому, в крылья планера заливают приличный водяной балласт - тогда, макс. качество достигается на больших скоростях. При хорошей погоде, режимы стремятся к Схо, а если припрет - сливают балласт для снижения Vymin.
 
пенопластовый торец нервюры представляется дохловатым и, несмотря на то, что, при должной аккуратности, непроклеев будет минимум - не факт, что нагрузки выдержит. Поэтому, предполагалось, что, дополнительно к скотчу, я могу обшивку еще и пришить длинной иглой сквозь нервюру (шпангоут)
Шарясь в дебрях интернета, наткнулся на такую вещь - "шуруп-дюбель для крепления пенополистирола". Может подойдёт?
https://a.allegroimg.com/original/01701f/681cd7b94a74892f814e286b59da
 
Назад
Вверх