Конкретно по рассматриваемой теме, могу доложить о том, к чему пришёл разбираясь в ситуации, в которую попал сам в 2010 г.
Исходные данные: узел навески крыла – недостаточно жёсткий (по моим меркам). Двигатель Ротакс- 912 (80л.с.). Трайк удлинённый, с удобным пассажирским сиденьем. Большой элегантный обтекатель. Килевые поверхности тележки, компенсирующие путевую неустойчивость тележки – отсутствуют.
Облёт проводили вместе с хозяином – разработчиком. Облёт показал, что аппарат ведёт себя непредсказуемо на повышенной скорости. На малой скорости управлялся приемлемо. Я полетел ещё разок, заснять крутку на разных режимах, для дальнейшего разбирательства.
Отвлёкся на фотоаппарат, почувствовал порывчик (осенняя термичка). Поджал трапецию, почувствовал правый крен. Двинул трапецию вправо, реакции никакой – аппарат ввинчивается право, словно по резьбе. В крене, где-то за 90, последнее, что смог сделать, толкнул трапецию вперёд и вправо изо всех сил. Аппарат мгновенно перешёл в режим левого крена (стал закручиваться по левой резьбе). Высоты хватило. Сбросил газ, погасил скорость. Запаса прочности крыла, слава богу, хватило.
Думаю, с точки зрения грамотного эксперта, события развивались следующим образом:
1. Пилот отвлечен, расслабился. Реагируя на внешнее воздействие, по привычке, набрал опасный для данного аппарата запас скорости.
2. Для исправления крена, пилот смещает трапецию вправо. Всё дальше и дальше. При этом ноги смещают носовой обтекатель тележки влево. Всё дальше и дальше. Люфт в кардане позволяет это делать.
3. Скоростной напор подхватывает обтекатель и дополнительно разворачивает тележку влево, обтекатель начинает работать как руль поворота, усугубляя правый крен.
4. Люфт в кардане выбран. Килевая труба карданом разворачивается вправо. Обшивка на правой консоли прослабляется, на левой натягивается.
В результате все аэродинамические составляющие управления закручивают аппарат в правый крен. Балансирное смещение трапеции вправо не способно пересилить взбунтовавшуюся аэродинамику. В крене 90° балансирное смещение вообще перестаёт играть какую-либо роль, если нет перегрузки.
5. Толкнув трапецию от себя, пилот сделал 2 важных воздействия: во-первых обеспечил перегрузку, позволившую кратковременно включить в работу балансирное управление, во-вторых прикладывая максимально-возможное толкающее усилие, к смещённой вправо ручке трапеции пилот развернул носовой обтекатель тележки вправо. Ситуация поменялась на зеркальную.
Думаю такое описание соответствует реальности.