Я извиняюсь, что вмешиваюсь в эту замечательную дискуссию, но как известно на вкус и цвет товарища нет, поэтому вопрос , поставленный в топике – риторический. Однако ясно, что ясности нет, и мне хотелось бы внести некоторую лепту в его понимание. Сразу хочу сказать, что имею опыт полетов на обоих крыльях.
Во-первых, очень приятно, что поиск06, летающий на Атоме , получает удовольствие от своего аппарата и уважаемый рси тоже получив опыт на новом Атлете почувствовал существенную разницу в лучшую сторону по сравнению с предыдущими вариантами. Так в чем же дело?
Вопрос , наверно стоило бы поставить более корректно, например: какое крыло лучше летит или лучше смотрится или доставляет меньше проблем в эксплуатации. Тогда ответ был бы более однозначным.
Лично мне очень импонирует дизайн расцветки Атома, возможно увеличение трудоемкости, которое связано с этим, некоторым образом отразилось на цену, но согласитесь очень не дурно смотрится.
Что касается Атлета. Наверно тут нужно немного истории. В 1997 году появилось крыло Марлин, которое очень легкое в управлении и было встречено большинством пилотов в штыки, поскольку реально легкая управляемость наложенное на недостаточную опытность могло приводить не только к испугам, но и к предпосылкам к летным происшествиям. Для того, чтобы удовлетворить потребности рынка Атлет, выпускающийся с 2000 года был специально сделан достаточно адекватным в управлении, чтобы пилоты, привыкшие летать на больших площадях с несколько инертными по управлению крыльями не почувствовали большой разности. Этим был обеспечен успех Атлета в первой половине десятилетия. Но года идут, летать стали больше, появился опыт, стали летать в более жестких условиях, когда вот эта вот инертность в управлении стала лишней. Появление крыла Атом как раз попало в эту струю. И это замечательно, что с этой точки зрения оно воплотило идеалы пилотов по управляемости.
Тут я должен сделать вставочку про управляемость и что под этим термином в данном случае я понимаю. По сути это угловые скорости по крену, т.е. изменение этой скорости под воздействием управляющих усилий пилота. Таким образом, то крыло более управляемо, которое при одинаковом усилии дает большую угловую скорость по крену. По тангажу это определяется диапазоном скоростей аппарата, получаемым при приложении одинаковых усилий в этом канале управления.
Соответственно нужно было привести в соответствие с новыми требованиями рынка Атлет, что и было сделано в 2008 году. Некоторые говорили «довести» крыло, но это не «доводка», это изменение свойств или приведение их в соответствие со спросом. Изменения коснулись только паруса, каркас остался тот же, поэтому можно только поменять парус для того, чтобы получился Атлет 2008 года с улучшенной управляемостью и увеличенным диапозоном скоростей. Фактически новое крыло получается.
Возвращаясь к сравнению крыльев, хочу сказать, что была возможность дать полетать пилотам Атомов на новом Атлете. Мнение было единодушно – по управляемости они близки.
Что касается остальных летных характеристик. По устойчивости сравнивать не получится, потому что нет объективных данных для Атома, а на субъективные уповать не хочется. По аэродинамическому качеству и тут я думаю, что все согласятся, Атлет заметно превосходит Атом. Например, на одном и том же аппарате на одной скорости обороты двигателя на Атоме на 200-300 об/мин больше, чем на Атлете. Скорость снижения с выключенным мотором на Атоме больше. Это неоспоримые факты.
Знаю где можно пометать бисер – полеты в болтанку. Я много над этим размышлял. Даже ставил опыты полетов в зоне турбулентности от лесополосы при ветре 7-8 м/с на Марлине и Атлете. Не буду говорить результаты, а то будет рекламой – попробуйте сами. Но суть скажу. Во многом отношение к болтанке сугубо субъективный фактор. Он зависит в первую очередь конечно от нагрузки на крыло (кг/м. кв.), во вторую от управляемости – ведь от того как легко можно вернуть аппарат на курс зависит утомляемость пилота. Остальные факторы имеют третьестепенное значение. Безусловно, существуют разные уровни турбулентности и разные испуги с этим связанные. Но то, что турбулентность воздействует на все летательные аппараты, то это факт и несколько забавно слышать гипертрофированные утверждения о том как дельтаплан режет болтанку. Просто болтанка бывает разной.
Вот собственно такими мыслями хотелось поделиться. Если модератор сочтет за рекламу, то я не буду возражать, если этот пост будет удален. 🙂