Всех с наступившим Новым годом!
Как в эти дни не вспомнить тост о совпадении возможностей и желания, который, на мой взгляд, очень подходит для данной темы форума.
Желание представить классические «американские химические» самолеты как идеальные, в том числе, и для наших реалий вызывает определенные вопросы.
Я не сомневаюсь, что они замечательно работают в условиях сложившегося рынка, инфраструктуры и законодательства (гражданского и воздушного) США. Когда фермер в систему сельхозпроизводства и получения прибыли традиционно и систематически закладывает АХР, при этом имея на своей земле подготовленную и, возможно, не одну ВПП. Когда летчик имеет гарантированный объем работ и может оценить сроки окупаемости нового самолета при устраивающей всех стоимости АХР, имея при этом возможности займов и лизинга. Когда производитель серийной авиационной техники для АХР знает потребности рынка и удовлетворяет их по ценам, которые не смущают американского потребителя. Американский «химик», имея в эксплуатации «серьезную» машину, для обеспечения безопасности вряд ли будет взлетать с проселочной дороги длиной 200 м в сторону ЛЭП. Отсюда соответствующие компоновки, взлетные веса и полезные нагрузки данных самолетов.
К сожалению, мы живем в другом мире, с другими условиями и возможностями. Начиная с отсутствия устоявшегося рынка и инфраструктуры для АХР заканчивая, отсутствуем производителей серийной авиационной техники для АХР.
Казанский МВЕН – это, на мой взгляд, попытка реализовать «американскую мечту» в наших условиях, пускай в несколько меньших масштабах (взлетных весах), имея более скромные возможности (финансовые, производственные), чем у американских коллег.
И для ее осуществления необходимо сделать еще очень многое:
- получить сертификат типа для возможности коммерческого использования самолета для АХР;
- организовать и получить Одобрение на серийное производство;
- организовать систему подготовки и переподготовки летно-технического состава для данного типа самолета в рамках учебных заведений гражданской авиации (мы на этом сдулись при работах по «Корвету»).
Все затраты, которые уже вложены в проект и предстоит вложить, должны сформировать приемлемую для потребителя цену самолета, а себестоимость обработки га на данном самолете должна подвигнуть землепользователей к созданию необходимой инфраструктуры для применения (данному самолету все равно необходима хотя бы минимально подготовленная ВПП).
Можно пожелать лишь обретения возможностей в реализации данного проекта.
Сегодняшний день АХР у нас в стране, спасибо ОФ СЛА, а то и этого не было, – несертифицированные СВС, допущенные к АХР.
Поэтому в 2013 году «Серебряные крылья» взялось за разработку специализированного СВС для АХР. Подробности проекта на сайте компании: silver-wings.su (серебряные крылья самара). До кризиса 2014-2015 гг. мы успели провести доработки в КД по результатам летных испытаний и изготовить на ЧПУ мастер-модели фюзеляжа.
Кризис серьезно ударил по рынку новых самолетов, по финансовому состоянию предприятия. Последние два года в основном ремонты самолетов, работы в смежных производственных областях. Но мы готовы к выпуску самолета СК-01. Стоимость поставки самолета в базовой комплектации 2.5 млн. руб. (без учета стоимости двигателя), срок изготовления 6 мес. Это реалии нынешнего состояния предприятия. При серийном производстве стоимость базовой комплектации уменьшится до 2 млн.
По поводу идеального химика, небольшое отступление. Два крайних договора на поставку – самолеты «Цикада-М» в Казахстан. Условия применения в Казахстане самолетов для борьбы с вредителями (саранчей) предъявляют повышенные требования к безопасности полетов. Полеты на большие расстояния в условиях пустынной местности потребовали использование двухмоторных самолетов. Как рассказали заказчики, в случае вынужденной посадки «за барханом» необходимо обеспечить спасение экипажа в течении 2…4 часов, а не то сожрут или покусают всякие твари.
И еще немного о желаниях и возможностях:
Для того, чтобы сделать «химик» за 3 млн., который окупится в течение 1 года, разработчику потребуется 30 млн. (разработка КД, производство опытного образца, наземные и летные испытания, подготовка КД к серийному производству и организация серийного производства) и изготовить и продать 100 самолетов, чтобы эти 30 млн. отбить.
Т.е. летчик через год в «шоколаде», а разработчик 10 лет как вошь на гребешке.
Что б наши возможности совпадали с нашими желаниями!