Я наверное буду коллекционировать Ваши перлы.
А, вы возразите если не так. Рожицы, проще выхватывать.
Реактивный момент при разбеге через шасси передается на землю и не воздействует на килевую балку крыла. Его действие начинает проявляться сразу после отрыва колёс от земли.
Вот удивляешься иногда способностям некоторых додумывать за других. Где, подскажите в контексте говорилось о воздействии или о связи реактивного момента ВВ с килевой трубой в момент разбега?
Ну, Бог с ним, ссылки на видео-ролики Вы привели хорошие, может, кто призадумается о роли и силе гироскопического момента. А, то что в известном ролике, когда дельталет попал в правый прогрессирующий крен с ВВ левого вращения, проявил себя сомневаться, не приходится.
В первый момент после отрыва, когда телега была отклонена в вверх, проявил себя гироскопический момент тенденцией отворота носа аппарата влево + реактивный момент в. Видно как пилот, пытался начавшуюся тенденцию возникновения крена вправо компенсировать отклонением РУ вправо.
Крен так быстро развился, потому что смещение конца килевой в момент скручивания подвески, против часовой стрелки, передалось в отсутствии килевого кармана, непосредственно на парус, ослабило натяжение его задней кромки. Стрела прогиба задней кромки сразу увеличилась, создавая сопротивление в этой части (типа элерона).
В другой части крыла, парус натянулся и поджал левый лопух, словно левый элерон. Крен возрастал, помогать в этом стало и внешнее полукрыло, забегая вперед, двигаясь по внешнему радиусу и увеличивая скорость потока в этой части, в результате подъемная сила крыла (помимо элеронного эффекта) значительно возросла. Сопротивление опущенного полукрыла и натянутость паруса (увеличение качества) на другой половине крыла (уменьшилось лобовое сопротивление) создали пару сил, которые увеличили угловую скорость вращения крыла относительно вертикальной оси.
Увеличение угловой скорости крыла спровоцировали изменение направления действия и увеличение гироскопического момента на пикирование телеги, который с увеличением крена и угловой скорости разворота вправо все увеличивался, вплоть до начала кувырка (в момент отрыва телеги гир. момент был направлен влево. На приведенной ссылке, вроде обрыва веревочки в постановочном опыте.
Поэтому, кто не верит в существование гироскопического момента, его право. Он существует не зависимо от мнений. И, судя по опытам очень опасен. На начальном этапе предстоящего развития прогрессирующих кренов может и незаметен. Зато с увеличением крена и разворота все заметнее и интенсивнее себя проявляет, вплоть до начала кувырка.