Пусть поднимут руки кто наверняка ощущал гироскопический момент. Нет таких... Странно, а ведь по версии беркута он аппараты в землю загоняет.
Зачем так утрированно. И, версии не было никакой. Да, на первой стадии развития процесса прогрессирующего крена, проявления гироскопического момента не заметны. На этом только основании отвергать его отсутствие в дальнейшем процессе нельзя. Он достигает своих больших значений не только при наличии больших оборотов двигателя, но и при наличии значительной угловой скорости. Которая, с увеличением крена растет, а с нею и гироскопический момент.
В тестах на тяжелых аппаратах, например, гидродельталете, прототипе FO-2, с двигателем G-13BB, при нормальном координированном развороте тенденции к самопроизвольному увеличению крена нет. Вертикальные кили установлены на поплавках. Стоит резко (не путать энергично) увеличить обороты с одновременным креном, как он стремится, нарастать с опусканием носа.
Попытка просто вывести аппарат РУ из крена, становится затруднительной. И, эти излишние усилия на РУ хорошо ощущаются. Только уборка оборотов способствует нормальному выводу из крена. Из этого следует, что даже с полными оборотами тенденция к опусканию носа аппарата есть. А, значит и есть симптом проявления гироскопического момента, направленного на пикирование для дельталета. Что теорией подтверждается.
У ВВ дельталета правого вращения при выполнении левого разворота вектор гироскопического момента в плоскости вращения ВВ направлен вертикально вверх. И, для телеги и аппарата в целом, создает пикирующий момент. ВВ левого вращения на дельталете, тоже создает момент на пикирование, но только при правом развороте. Действия гироскопического момента, в нормальном координированном развороте есть, но так явно не наблюдаются, вероятно малы, поскольку обороты двигателя только немного больше, чем в горизонтальном полете. Это и понятно, V вир. больше V гор. пол.
Откуда взялся этот пикирующий момент? Понятие гироскопического момента в этом процессе, дает объяснение.
Кое-кто мог бы сказать, мол, оборотов не хватает и вот аппарат опускает нос в развороте. Это было бы понятно и просто, мол, двигатель слабоват и не хватает оборотов, чтобы удерживать заданную скорость. Но, этот двигатель, координированный разворот позволяет, выполнять в горизонте, поскольку есть необходимый запас избытка мощности.
Опускание носа, затягивание в пикирование, как и рост крена, при резком увеличении оборотов, и есть начало прогрессирующего крена и проявления гироскопического момента.
Небольшое дополнение. Возможно, на этом гидродельталете процесс развития прогрессирующего крена, происходит с некоторым запаздыванием, которое позволяет пилоту среагировать. Потому что крыло, типа "Фрегат", имеет килевой карман.
И, скручивание пилона, в момент резкого увеличения оборотов и смещение килевой, не сразу приводит к изменению стрелы прогиба задней кромки крыла, только потому, что есть килевой карман. Соответственно, и не приведет к быстрому изменению разницы подъемной силы полукрыльев. Т. е., некоторый резерв, для принятия решения пилотом, есть.