А почему, собственно, влияние Реактивного Момента связывают только с тележкой? Обсуждение ведётся так, будто вместо крыла у нас неподвижная опора?
Отклоняет ли тележку, поворачивает ли, на мой взгляд, совершенно не важно. Это всё следствия взаимодействия с подвижным крылом. И рассматривать их раздельно имеет смысл только для качественной оценки, с пониманием, что это значительное упрощение того, что происходит в реальности, - искусственно ограниченный частный случай какого-либо влияния на конструкцию.
Если есть желание действительно разобраться с тем, что происходит в полёте дельталёта - какие силы и моменты прикладываются к конструкции и какие перемещения и скорости приобретают крыло и тележка ( со своими Центрами Масс и Центрами Давления, связанными между собой подвижной связью... ) то, если я верно представляю, придется прибегнуть к построению системы из минимум 12 уравнений.
По 6 для тележки и для крыла. По три - для инерциальных сил и по три для аэродинамических.
Половину из функций, представленных в этих уравнениях, до сих пор, мы не сможем определить сколь-нибудь точно, по причине отсутствия практического материала ( известных зависимостей ). Та же проблема с граничными условиями...
И всё это решение будет актуальным только для некоторого "среднестатистического" аппарата, модель которого будет описана соответствующими уравнениями...
( В действительности же мы имеем, что на одном " криволете" момент есть, на другом "криволете" он в другую сторону, а на третьем " криволете" он вообще не заметен(!?)
Далее, должно следовать описание граничных условий и ещё много чего, но всё это, как говорится, "представляет чисто академический интерес"...
Потому, можно перейти сразу к выводу:
Любая формула, которую вы получите, рассматривая частный случай с искусственными ограничениями - будет не верной ( хотя бы даже будучи и правильной. В том числе те, которые я кому- либо из читателей форума "рисовал" 😁). Так же, и поставленный эксперимент.
Тем не менее, я не хочу сказать, что экспериментировать не следует ( с моделями ли или с натурными аппаратами ). Эти эксперименты наполняли смыслом всю мою дельтапланерную жизнь... И, в этом контексте, я их считаю бесценными...
Но теперь, есть понимание, что всё это " детский лепет" во многих смыслах этого слова.
Что же из этого следует? На мой взгляд, чуть более критический взгляд на свои "достижения" и не столь безапелляционное утверждение собственных "откровений"...
Впрочем, каюсь, - сам этим часто грешу...
"Я так, думаю..."