Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
И что это в результате дало?На моём химическом аппарате Стрела я так и делал. Под передние шпильки R-582 подложил по 3 шайбы, под задние по 1. Для наклона "вниз винтом". Потом заменил на втулки нужных размеров.
ЩАСТЬЕ ! Теперь летаем ровно, красиво и безопасно !что это в результате дало?
А какого явления? 🙂Фирма Апогей, проводившая глубокие исследования этого явления,
Обычно так говорил Горбачев - много и не о чем. Кстати, сейчас этот опыт перенял ВПП. Трещит по 4 часа и не о чем.И много раз по ходу натурных испытаний "мы вошли". Но, благодаря мастерству, столько же раз "вышли". Термин предложил Grig, ныне ушедший от нас. И мы тогда приняли таковое обозначение, как вполне отвечающее сути явления. Grig внёс большой вклад в изучение проблемы. Поэтому, в память о нём, справедливо было бы сохранить данную терминологию.
Б) Левый кирдык.
Рис. 3 Проекция (красным цветом) на плоскость XZ ометаемой винтом площади
Посмотреть вложение 529487
Бывает и правый, если винт крутится влево. Зависит от проекции на плоскость XZ ометаемой винтом площади. Опишем левый: начало – телега реактивным моментом винта закручивается носом вправо, затем нос обтекателя подхватывается потоком и ещё больше поворачивается вправо относительно крыла. Пилота перемещает в правый угол трапеции. Вместе с телегой вокруг носового узла поворачивается килевая балка, парус слева увеличивает купольность, справа уменьшает. Крыло аэродинамическими силами начинает крениться влево, усилий пилота не хватает на вывод, или трапеции не хватает (он же уже в её правом углу) и… конец. Вывести можно, только вовремя заметив, что крыло тянет влево, сбросить газ и скорость, сразу выводить из крена.
Конструктивные способы предотвращения:
- Грамотно спроектированные кили на телеге.
- По теории, если эта проекция равна нулю, а телега оборудована килями, то и кирдыка не будет. На видео дельталетов Ларри Медника видно, что двигатель с винтом так и установлен. У нас, в основном, винт дует немного вниз, чтобы не рубить килевую и парус. И кили не все ставят. Считается, что до 100 км/час и до мощности 65 лс они не нужны.
- Ещё реальный способ: компенсировать разворачивающий момент от винта смещением направления тяги вправо. Приходится переделывать крепление двигателя.
-Поворот оси крыла вправо относительно оси телеги.
Личный опыт: Когда-то, первый раз сев на Аэрос-2 со Стренжером, на малой высоте решил сделать восьмерку с креном 45град. Вправо всё отлично, а влево потянуло так, что думал не выберусь. Но потихоньку сбрасывая газ как-то выкрутился. При полетах на поплавках на этой телеге тот-же эффект, даже при полете по прямой. При даче газа и трапецию к себе для набора скорости крыло затягивает влево. Оптимально было крыло держать в балансире, тогда и крена нет. Можно подруливать трапецией по-велосипедному, выдерживая поплавки по оси крыла, но утомительно. Вопрос окончательно назрел, когда установили обтекатель на химический аппарат. Аппарат у меня отказывался поворачивать влево, особенно при сильном ветре. Скорее всего, я сам бессознательно выводил его из левого крена при начале «затягивания» крыла в крен. А быстро повернуть мотор конструктивно было невозможно. Как раз в это время изготовили новое крепление пилона к крылу. И я решил немного повернуть крыло вправо от оси телеги. С расчетом, что двигатель сам подвернет телегу по оси крыла (как при подруливании по-велосипедному). Опыт удался на 100%. До сих пор им пользуюсь.
Все верно 👍 Лично побывал один раз в такой ж.. (заднице) , сразу на взлете дельт попер в этот левый кирдык , бросил газ и жестко сел. Причина была в не правильной развесовке телеги и двигатель(G13 правый винт) стоял по центру. После переделки телеги и моторамы все встало в норму.Бывает и правый, если винт крутится влево. Зависит от проекции на плоскость XZ ометаемой винтом площади. Опишем левый: начало – телега реактивным моментом винта закручивается носом вправо, затем нос обтекателя подхватывается потоком и ещё больше поворачивается вправо относительно крыла. Пилота перемещает в правый угол трапеции. Вместе с телегой вокруг носового узла поворачивается килевая балка, парус слева увеличивает купольность, справа уменьшает. Крыло аэродинамическими силами начинает крениться влево, усилий пилота не хватает на вывод, или трапеции не хватает (он же уже в её правом углу) и… конец. Вывести можно, только вовремя заметив, что крыло тянет влево, сбросить газ и скорость, сразу выводить из крена.
Телеги без обтекателей и с маломощными моторами не склонны к "кирдыку", сам отмечал этот факт в нулевых годах при переходе с открытой телеги на Аэрос-2.За 30 лет эксплуатации дельталётов и ни разу ни каких предпосылок не было кирдыка, хотя и похимичил в нулевых,построил несколько телег, правда всу были только буран и рмз....
Здесь ключевые слова "с маломощными моторами".Телеги без обтекателей и с маломощными моторами не склонны к "кирдыку",
Здесь ключевые слова и про моторы и про обтекатели. Всё правильно. Обтекатели, которые являются аэродинамическими поверхностями, расположенными впереди от точки подвеса телеги, оказываются причиной скручивания телеги на высоких скоростях. А мощные моторы создают и на малых скоростях проблемный реактивный момент, тоже скручивавший телегу. Это две разные причины кирдыка.Здесь ключевые слова "с маломощными моторами".
Ну хорошо. А как же летает Алексей SPB? У него узел подвески телеги имеет сайлент блок специально для того, чтобы телега могла скручиваться. Я видел его видео, на котором он заложил такой крутой вираж, что перевернул телегу и его видео камера поменяла верх и низ. И ему за это ничего не было. А это реальность. Кроме того расчёт показывает, что появляющийся крен в этом случае устойчив. Т.е. он принципиально не может сделать кирдык аппарату.оказываются причиной скручивания телеги на высоких скоростях.