"Необъяснимая" гибель пилотов, "невыводимый" левый крен, крылья (телеги) убийцы

IMG-20231108-WA0005.jpg
 
Хонда ZC на Фрегате. Смещена влево на 55 мм ( леаый винт ). Причём, на этом аппарате сначала попробовали сместить на 75 мм. При облёте выяснилось, что это сильный перебор. Появилась тенденция - вместо Правого, старый знакомый Левый Кирдык !
Когда ещё двигатель стоял симметрично, на МикроДельтосе-2019 словил Правый Кирдык, с трудом вышел на глазах многочисленной публики. После чего был вызван на объяснения к Руководителю Полётов.На фото видно рядом со втулками крепления моторамы отверстия от смещения на 75 мм.
IMG-20231108-WA0008.jpg
 
А не пробовали из-под переднего крепления двигателя по 1-й шайбе убрать, а под заднее подложить вместо переделки плиты (где подвес это позволяет сделать)? А еще лучше сделать регулируемые по длине подкосы. И двигатель станет ровно и крутить перестанет.
 
На моём химическом аппарате Стрела я так и делал. Под передние шпильки R-582 подложил по 3 шайбы, под задние по 1. Для наклона "вниз винтом". Потом заменил на втулки нужных размеров.
 
А давайте не ругаться!
Кирдык назовите русским нормальным языком.
И тогда все получится.
Если кувырок то куда? Если свал, то куда?
Умники вы наши
 
На моём химическом аппарате Стрела я так и делал. Под передние шпильки R-582 подложил по 3 шайбы, под задние по 1. Для наклона "вниз винтом". Потом заменил на втулки нужных размеров.
И что это в результате дало?
 
На татарском и башкирском языке "кирдык" означает "мы вошли". Второе значение - тотальное истребление, разрушение, погром, в этом случае оно звучит чуть по-другому: "кырдык". Фирма Апогей, проводившая глубокие исследования этого явления,
находится в Башкирии. И много раз по ходу натурных испытаний "мы вошли". Но, благодаря мастерству, столько же раз "вышли". Термин предложил Grig, ныне ушедший от нас. И мы тогда приняли таковое обозначение, как вполне отвечающее сути явления. Grig внёс большой вклад в изучение проблемы. Поэтому, в память о нём, справедливо было бы сохранить данную терминологию.
 
И много раз по ходу натурных испытаний "мы вошли". Но, благодаря мастерству, столько же раз "вышли". Термин предложил Grig, ныне ушедший от нас. И мы тогда приняли таковое обозначение, как вполне отвечающее сути явления. Grig внёс большой вклад в изучение проблемы. Поэтому, в память о нём, справедливо было бы сохранить данную терминологию.
Обычно так говорил Горбачев - много и не о чем. Кстати, сейчас этот опыт перенял ВПП. Трещит по 4 часа и не о чем.
 
Явление- Необъяснимая Гибель Пилотов, Невыводимый Левый ( или Правый) Крен, Телеги (Крылья)- Убийцы.
Насчёт болтологии- это зря. В этой и других похожих ветках Вы не встретите постов от Апогей-16М, mr.SHVEY и danatavr. Мы молча, за свой счёт, несколько лет вели эти тяжёлые и опасные эксперименты. Пока не добились надёжных безопасных результатов, Вот только тогда предоставили все наработки общественности. Даже не надеясь на благодарность.
К сожалению, наши знакомые Grig и Sun поплатились жизнью за подобные изыскания...
Просто все летайте и живите !
 
Последнее редактирование:
Б) Левый кирдык.

Рис. 3 Проекция (красным цветом) на плоскость XZ ометаемой винтом площади
Посмотреть вложение 529487
Бывает и правый, если винт крутится влево. Зависит от проекции на плоскость XZ ометаемой винтом площади. Опишем левый: начало – телега реактивным моментом винта закручивается носом вправо, затем нос обтекателя подхватывается потоком и ещё больше поворачивается вправо относительно крыла. Пилота перемещает в правый угол трапеции. Вместе с телегой вокруг носового узла поворачивается килевая балка, парус слева увеличивает купольность, справа уменьшает. Крыло аэродинамическими силами начинает крениться влево, усилий пилота не хватает на вывод, или трапеции не хватает (он же уже в её правом углу) и… конец. Вывести можно, только вовремя заметив, что крыло тянет влево, сбросить газ и скорость, сразу выводить из крена.

Конструктивные способы предотвращения:

- Грамотно спроектированные кили на телеге.

- По теории, если эта проекция равна нулю, а телега оборудована килями, то и кирдыка не будет. На видео дельталетов Ларри Медника видно, что двигатель с винтом так и установлен. У нас, в основном, винт дует немного вниз, чтобы не рубить килевую и парус. И кили не все ставят. Считается, что до 100 км/час и до мощности 65 лс они не нужны.

- Ещё реальный способ: компенсировать разворачивающий момент от винта смещением направления тяги вправо. Приходится переделывать крепление двигателя.

-Поворот оси крыла вправо относительно оси телеги.
Личный опыт: Когда-то, первый раз сев на Аэрос-2 со Стренжером, на малой высоте решил сделать восьмерку с креном 45град. Вправо всё отлично, а влево потянуло так, что думал не выберусь. Но потихоньку сбрасывая газ как-то выкрутился. При полетах на поплавках на этой телеге тот-же эффект, даже при полете по прямой. При даче газа и трапецию к себе для набора скорости крыло затягивает влево. Оптимально было крыло держать в балансире, тогда и крена нет. Можно подруливать трапецией по-велосипедному, выдерживая поплавки по оси крыла, но утомительно. Вопрос окончательно назрел, когда установили обтекатель на химический аппарат. Аппарат у меня отказывался поворачивать влево, особенно при сильном ветре. Скорее всего, я сам бессознательно выводил его из левого крена при начале «затягивания» крыла в крен. А быстро повернуть мотор конструктивно было невозможно. Как раз в это время изготовили новое крепление пилона к крылу. И я решил немного повернуть крыло вправо от оси телеги. С расчетом, что двигатель сам подвернет телегу по оси крыла (как при подруливании по-велосипедному). Опыт удался на 100%. До сих пор им пользуюсь.
 
Бывает и правый, если винт крутится влево. Зависит от проекции на плоскость XZ ометаемой винтом площади. Опишем левый: начало – телега реактивным моментом винта закручивается носом вправо, затем нос обтекателя подхватывается потоком и ещё больше поворачивается вправо относительно крыла. Пилота перемещает в правый угол трапеции. Вместе с телегой вокруг носового узла поворачивается килевая балка, парус слева увеличивает купольность, справа уменьшает. Крыло аэродинамическими силами начинает крениться влево, усилий пилота не хватает на вывод, или трапеции не хватает (он же уже в её правом углу) и… конец. Вывести можно, только вовремя заметив, что крыло тянет влево, сбросить газ и скорость, сразу выводить из крена.
Все верно 👍 Лично побывал один раз в такой ж.. (заднице) , сразу на взлете дельт попер в этот левый кирдык , бросил газ и жестко сел. Причина была в не правильной развесовке телеги и двигатель(G13 правый винт) стоял по центру. После переделки телеги и моторамы все встало в норму.
 
Очередное доказательство, что кривой дельталет опасен. Поэтому, принимая решение на взлет на новом или незнакомом аппарате, пилот должен быть 100% уверен в его исправности. Далее возможны 2 варианта действий.

Вариант 1. Пилот принимает решение на испытательный полет без уверенности в том, что производитель ответственно отнесся к компоновке аппарата и, если все пройдет благополучно, займется доводкой путем переноса двигателя в сторону для компенсации РМ. Не имея исходных данных, операцию возможно придется проделать «методом тыка» несколько раз.

Вариант 2. Найти техническую возможность вывесить телегу и проверить правильность ее компоновки, а именно: положение переднего колеса относительно задних и правильность выставления ВМУ. При необходимости отрегулировать.

По какому пути следовать, каждый выбирает самостоятельно. Других вариантов пока не предложено.
 
За 30 лет эксплуатации дельталётов и ни разу ни каких предпосылок не было кирдыка, хотя и похимичил в нулевых,построил несколько телег, правда всу были только буран и рмз.... столкнулся первый раз с этим явлением, когда влез в крыло, которое и так хорошо летало но смущала передняя кромка, в результате убил крыло.... Поэтому не советую,особенно начинающих, самим проводить эксперименты с крыльями и их ремонтировать. Двигатель стал переносить , только при постройке паралётов, но там есть тримера, там попроще.
 
За 30 лет эксплуатации дельталётов и ни разу ни каких предпосылок не было кирдыка, хотя и похимичил в нулевых,построил несколько телег, правда всу были только буран и рмз....
Телеги без обтекателей и с маломощными моторами не склонны к "кирдыку", сам отмечал этот факт в нулевых годах при переходе с открытой телеги на Аэрос-2.
 
Здесь ключевые слова "с маломощными моторами".
Здесь ключевые слова и про моторы и про обтекатели. Всё правильно. Обтекатели, которые являются аэродинамическими поверхностями, расположенными впереди от точки подвеса телеги, оказываются причиной скручивания телеги на высоких скоростях. А мощные моторы создают и на малых скоростях проблемный реактивный момент, тоже скручивавший телегу. Это две разные причины кирдыка.
 
оказываются причиной скручивания телеги на высоких скоростях.
Ну хорошо. А как же летает Алексей SPB? У него узел подвески телеги имеет сайлент блок специально для того, чтобы телега могла скручиваться. Я видел его видео, на котором он заложил такой крутой вираж, что перевернул телегу и его видео камера поменяла верх и низ. И ему за это ничего не было. А это реальность. Кроме того расчёт показывает, что появляющийся крен в этом случае устойчив. Т.е. он принципиально не может сделать кирдык аппарату.
.
 
Назад
Вверх