После первых восторгов от полетов на двухместном самолете , накопились несколько вопросов к имеющейся конструкции.
В результате "Надежда" был значительно модернизирована.
Про ДУ я уже писал.
Теперь о планере.
Началось все с оперения.
Оперение было расчалочным, половинки стабилизатора (из-за свойства складываться) были установлены шарнирно.
Несимметричная нагрузка от них воспринималась лонжероном киля (труба ф 30х2 Д16Т, бужированная в месте заделки).
По расчетам, все "ок" и прочности на изгиб от несимметричной нагрузки хватало.
Но, при этом, имела место упругая деформация.
К слову, никаких проблем с бафтингом не наблюдалось, но если потянуть рукой за кончик стабилизатора, было заметно, что оперение качается.
т.е. лонжерон киля изгибался под этой нагрузкой.
Не смотря на расчеты, народ решил, что это - малая жесткость балки на кручение. и потребовал это исправить.
Раз решили, давай упрочнять.
Для начала, чтобы увеличить сечение балки в месте установки киля, её укоротили миллиметров на 200.
Сечение стало полнее (балка сужалась к хвосту)..
Но, раз пошла такая пьянка, решили подойти кардинально и спроектировать цельнометаллическое оперение.
А что, могём!
Даже лист Д16Т толщиной 0,4 мм на это дело достали.
И к тому же свободнонесущий стабилизатор:
Пришлось перебрать кучу вариантов килей и решать вопрос - как его крепить?
В конце концов что-то прорисовалось: