berkut33
Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
- Откуда
- Cанкт-Петербург
Выше написал большой текст, про моменты, возникающие на дельталете при его разных эволюциях. Думаю, пришло время пояснить, что же представляют эти моменты на аппаратах, приводящих к этим рассмотренным не раз на форуме «кирдыкам».
Мы в этой теме разбирали прогрессирующие крены в левую (в случае правого вращения ВВ) или в правую сторону (в случае левого вращения ВВ).
В результате рассмотрения этой темы выяснили, что вращающийся ВВ в зависимости от конструкции и стоящего на аппарате редуктора могут быть как левого, так и правого вращения.
В заключении, пришли к представлению того, что при вращении ВВ могут, проявить себя и изменить направление носа телеги дельталета, следующие моменты:
- Реактивный момент при вращении ВВ.
Этот момент действует в противоположную сторону вращения. К нему полностью подходит 3-й закон Ньютона - сила действия, равна силе противодействия, но никогда не уравновешивают друг друга, т. к. приложены к разным телам. Проще говоря, вращаясь, винт давит на воздушную массу, а реактивный момент на телегу и пытается ее повернуть в противоположную сторону, вокруг ее продольной оси. Реактивный момент усиливается, если появляется плечо от Ц. вр. ВВ, перпендикулярное горизонтальной оси телеги, проходящей только через ее ЦМ, не включая крыло. И, этот момент зависит от оборотов двигателя, его крутящего момента и мощности двигателя. Действие реактивного момента, кстати, легко увидеть, если смотреть на вр. ВВ сзади (только подальше и в очках), когда обороты резко увеличивают при правом вр. ВВ, двигатель на подушках, особенно мягких отклоняется влево. Соответственно при левом вр. ВВ, все наоборот. Кстати слабые подушки и подвесной узел с люфтами, предвестники "кирдыка".
- Асимметрия тяги ВВ.
Если тяга практически совпадает с направлением продольной оси телеги. То этот момент незначительно влияет на траекторию полета. Он зависит еще и от плеча между осью вращения ВВ и продольной осью телеги проходящей через ЦМ телеги. Чем больше это плечо, тем и момент больше. Но, главное не в этом. Если, нос телеги приподнять при правом, скажем, вращении ВВ (набор высоты), то опускающаяся лопасть ВВ, при его вращении, будет, иметь бОльшие углы атаки, по отношению к поднимающейся лопасти. Поскольку вектор составляющей скорости набегающей на плоскость вращения ВВ станет меньше вектора основного потока воздуха и его направление на плоскость вращения ВВ, будет немного ниже направления вектора основного потока воздуха. Т. е. будет набегать на диск ВВ под углом ниже вектора основного потока.
За счет разницы тяги на левой и правой половине диска, вращающегося ВВ (если мысленно ВВ разделить на две половины, левую и правую), телегу станет разворачивать влево, если смотреть на ВВ сзади по оси его вращения. Если телегу наоборот наклонить вниз, то вектор составляющей основного потока, пройдет теперь выше вектора основного потока и асимметрия тяги станет давить на диск, в другом направлении. Теперь, с левой стороны половины диска ВВ, тяга будет больше, чем на его правой половине и нос телеги повернется вправо. Т.е. асимметрия тяги ВВ зависит от наклона телеги, вверх (в наборе высоты) при правом вращении ВВ, нос телеги отклоняется влево или вниз (при снижении), нос телеги отклоняется вправо. Соответственно при левом вращении ВВ все наоборот.
- Гироскопический момент - прецессия. Прецессия действует в плоскости перпендикулярной плоскости вращения ВВ. И, в зависимости от вращения ВВ отклоняет телегу влево, при правом вр. ВВ, и наоборот при левом вращении ВВ вправо. При крене влево и правом вращении ВВ прецессия с ростом крена влево, из левого направления с его нарастанием начнет, менять свое направление. И, будет, отклонятся вниз, а максимума достигнет при крене 90 гр., где она будет, иметь вертикальное направление вниз. Вот Вам и затягивающее пикирование. При левом вращении все соответственно наоборот.
Теперь, Вы, видите, как работают все эти моменты. И, только в совокупности сложения их направлений и аэродинамических факторов воздействующих на крыло (крылья разные и аэродинамика крыла может несколько отличаться), когда все они действуют заодно, в одном направлении или их большая часть, они смогут, повлиять на этот пресловутый "кирдык", левый или правый. Поэтому он в одном случае себя проявляет и прогрессирует, в другом случае его не вызвать, даже, если пытаться специально это сделать.
Мы в этой теме разбирали прогрессирующие крены в левую (в случае правого вращения ВВ) или в правую сторону (в случае левого вращения ВВ).
В результате рассмотрения этой темы выяснили, что вращающийся ВВ в зависимости от конструкции и стоящего на аппарате редуктора могут быть как левого, так и правого вращения.
В заключении, пришли к представлению того, что при вращении ВВ могут, проявить себя и изменить направление носа телеги дельталета, следующие моменты:
- Реактивный момент при вращении ВВ.
Этот момент действует в противоположную сторону вращения. К нему полностью подходит 3-й закон Ньютона - сила действия, равна силе противодействия, но никогда не уравновешивают друг друга, т. к. приложены к разным телам. Проще говоря, вращаясь, винт давит на воздушную массу, а реактивный момент на телегу и пытается ее повернуть в противоположную сторону, вокруг ее продольной оси. Реактивный момент усиливается, если появляется плечо от Ц. вр. ВВ, перпендикулярное горизонтальной оси телеги, проходящей только через ее ЦМ, не включая крыло. И, этот момент зависит от оборотов двигателя, его крутящего момента и мощности двигателя. Действие реактивного момента, кстати, легко увидеть, если смотреть на вр. ВВ сзади (только подальше и в очках), когда обороты резко увеличивают при правом вр. ВВ, двигатель на подушках, особенно мягких отклоняется влево. Соответственно при левом вр. ВВ, все наоборот. Кстати слабые подушки и подвесной узел с люфтами, предвестники "кирдыка".
- Асимметрия тяги ВВ.
Если тяга практически совпадает с направлением продольной оси телеги. То этот момент незначительно влияет на траекторию полета. Он зависит еще и от плеча между осью вращения ВВ и продольной осью телеги проходящей через ЦМ телеги. Чем больше это плечо, тем и момент больше. Но, главное не в этом. Если, нос телеги приподнять при правом, скажем, вращении ВВ (набор высоты), то опускающаяся лопасть ВВ, при его вращении, будет, иметь бОльшие углы атаки, по отношению к поднимающейся лопасти. Поскольку вектор составляющей скорости набегающей на плоскость вращения ВВ станет меньше вектора основного потока воздуха и его направление на плоскость вращения ВВ, будет немного ниже направления вектора основного потока воздуха. Т. е. будет набегать на диск ВВ под углом ниже вектора основного потока.
За счет разницы тяги на левой и правой половине диска, вращающегося ВВ (если мысленно ВВ разделить на две половины, левую и правую), телегу станет разворачивать влево, если смотреть на ВВ сзади по оси его вращения. Если телегу наоборот наклонить вниз, то вектор составляющей основного потока, пройдет теперь выше вектора основного потока и асимметрия тяги станет давить на диск, в другом направлении. Теперь, с левой стороны половины диска ВВ, тяга будет больше, чем на его правой половине и нос телеги повернется вправо. Т.е. асимметрия тяги ВВ зависит от наклона телеги, вверх (в наборе высоты) при правом вращении ВВ, нос телеги отклоняется влево или вниз (при снижении), нос телеги отклоняется вправо. Соответственно при левом вращении ВВ все наоборот.
- Гироскопический момент - прецессия. Прецессия действует в плоскости перпендикулярной плоскости вращения ВВ. И, в зависимости от вращения ВВ отклоняет телегу влево, при правом вр. ВВ, и наоборот при левом вращении ВВ вправо. При крене влево и правом вращении ВВ прецессия с ростом крена влево, из левого направления с его нарастанием начнет, менять свое направление. И, будет, отклонятся вниз, а максимума достигнет при крене 90 гр., где она будет, иметь вертикальное направление вниз. Вот Вам и затягивающее пикирование. При левом вращении все соответственно наоборот.
Теперь, Вы, видите, как работают все эти моменты. И, только в совокупности сложения их направлений и аэродинамических факторов воздействующих на крыло (крылья разные и аэродинамика крыла может несколько отличаться), когда все они действуют заодно, в одном направлении или их большая часть, они смогут, повлиять на этот пресловутый "кирдык", левый или правый. Поэтому он в одном случае себя проявляет и прогрессирует, в другом случае его не вызвать, даже, если пытаться специально это сделать.