«Наставление по полётам на аппаратах с балансирным управлением» (FAA-H-8083-5). Дополнение.
Данная информация должна будет внесена в главу 13 «Нестандартные и чрезвычайные ситуации» на страницу 13-10 и будет внесена в следующий выпуск «Наставления FAA-H-8083-5».
Вывод ЛА из крутой нисходящей спирали.
Бывают случаи, когда пилоты аппаратов с балансирным управлением непроизвольно попадают в крутую нисходящую спираль с большим углом крена. Это может произойти во время выполнения аварийного снижения, но чаще это происходит, когда пилот замечает что-то на земле и хочет рассмотреть этот объект поближе. При этом пилот вводит аппарат в вираж, который достигает по крену от 45 до 60 градусов или даже более. Под влиянием турбулентности, порывов ветра или личной невнимательности вираж может перерасти в крутую нисходящую спираль. Если пилот пытается остановить снижение выдав ручку и увеличив угол тангажа, то интенсивность разворота по крену и скорость снижения возрастают и могут создаться условия для возникновения динамического срыва на манёвре. В этот момент для возвращения крыла в горизонтальное положение может потребоваться значительное усилие, а на некоторых крыльях это может быть практически невозможным, если не следовать соответствующей технике вывода. Если этот манёвр начался на малой высоте, то времени для исправления ситуации и предотвращения столкновения с землёй будет очень мало.
Надлежащей техникой вывода является следующее:
одновременно снизить обороты ДВС, взять ручку трапеции на себя, чтобы уменьшить угол тангажа и двинуть ручку в сторону, противоположную крену, чтобы выставить крыло в горизонт.
Взятие ручки на себя при стремительном приближении земли может показаться действием, противоположным инстинктам пилота, но это необходимо сделать, чтобы разгрузить крыло и снизить управляющие усилия достаточно для того, чтобы пилот был в состоянии поставить крыло в горизонт. Как только установлено горизонтальное положение крыла, пилот должен следить за тем чтобы не «завесить» крыло или не развить чрезмерную скорость для успешного завершения вывода ЛА из спирали.
Отработка действий по выводу ЛА из крутой нисходящей спирали должна проводиться только после прохождения инструктажа у опытного лётного инструктора, имеющего соответствующую сертификацию. Целью отработки этого упражнения является выработка навыка своевременного распознавания попадания в крутую нисходящую спираль и рефлекторных действий по выводу из неё. Всегда начинайте отработку этого упражнения на высоте, обеспечивающей выход из спирали на высоте не ниже 1000 футов (300 м.) над рельефом. Рекомендуемая высота для начала выполнения этого манёвра не менее 2500 футов (750 метров). До начала манёвра пилот должен убедиться в отсутствии других ЛА в зоне выполнения. Начинайте с крутого виража в горизонтальном полёте с достаточной тягой двигателя для удержания заданной высоты и скорости значительно выше скорости срыва для планируемого угла крена. Крен должен быть не менее 45 градусов, но не более максимального крена, допускаемого производителем крыла. Слегка уменьшите тягу, позволив аппарату начать небольшое снижение, но будьте осторожны, чтобы не выйти за скоростные ограничения, предписываемые производителем. Возможно, придётся чуть приотдать ручку, как часть действий по вводу ЛА в спираль и для контроля скорости. Как только ЛА введён в крутую нисходящую спираль, пилот может заметить, что увеличились управляющие усилия для постановки крыла в горизонт или для преодоления стремления крыла к затягиванию в крен. Не выдавайте ручку трапеции дальше, поскольку это с большой вероятностью может привести к динамическому срыву на манёвре. Вывод необходимо начинать быстро путём одновременного уменьшения оборотов до холостых, взятия ручки на себя и уменьшением крена до нуля.
Вывод необходимо выполнять, тщательно контролируя угол тангажа и перегрузку, поскольку ЛА естественным образом задерёт нос, как только крыло будет поставлено в горизонт. Как только скорость вернётся к значению нормальной крейсерской, добавляйте тягу для поддержания горизонтального полёта. Пилот должен быть постоянно внимателен, чтобы не сорвать аппарат и не превысить максимальное допустимое значение воздушной скорости.
Ниже приводятся некоторые типичные ошибки, допускаемые при выводе аппарата из крутой нисходящей спирали:
• Пилот не убедился в том, что зона проведения манёвра достаточно свободна;
• Вход в манёвр на скорости, не обеспечивающей предотвращение динамического срыва на выбранном углу крена;
• Запаздывание корректирующих действий: пилот позволил ЛА быстро набрать скорость до начала действий по выводу;
• Постановка крыла в горизонт без взятия ручки трапеции на себя и снижения тяги ДВС;
• Излишне задранный по тангажу пространственный угол во время вывода из спирали;
• Срыв крыла на любой стадии манёвра;
• Отсутствие контроля за движением других ЛА до и во время манёвра.