В свое время в «ТМ» (№ 2 за 1977 г.), под рубрикой «Антология таинственных случаев», была опубликована статья И.Вишнякова об интересном эпизоде из истории отечественного самолетостроения. В ней приводились воспоминания бывшего авиатора, капитана А.В.Вагуля - о том, как в 30-е гг. он присутствовал на испытаниях самолета-невидимки.
По его словам, сама машина выглядела бы обычным небесным работягой - вроде какого-нибудь связного, санитарного или учебного аэроплана, если б не ее ярко блестевшая под солнцем обшивка. В остальном же она напоминала всем знакомый У-2 (только моноплан). Подкосы, расчалки, две кабины без фонарей, с козырьками. Скоростенка, надо полагать, километров 150-200, не больше... Вот только после запуска двигателя, одновременно с нарастанием оборотов, самолет начал исчезать из виду, по словам Вагуля - «истаивать, растворяться в воздухе...»
Что он разбегается, оторвался, набирает высоту - можно было определить уже только по перемещению звука к лесу и над лесом. Проводившаяся с земли и с воздуха киносъемка ничего не дала (или, если угодно, дала слишком уж много). Операторы наводили объективы на звук, все небо, говорят, обшарили, но ни в одном кадре потом не обнаружилось ничего, кроме облаков. Даже тени того самолета не оказалось.
Вскоре «невидимка» сел. Слышно было, как он катился по бетонке, как остановился невдалеке от группы командования и развернулся. Затем мотор стал затихать, и самолет опять «сгустился», словно джинн из арабской сказки. Попытки разобраться в этой загадочной истории, раскрыть особенности конструкции, разумеется, делались неоднократно.
Хотя, собственно, никакой особой загадки здесь нет, достаточно открыть классический труд авиаконструктора и известного историка авиационной техники В.Б.Шаврова «История конструкций самолетов в СССР», том 1.
Там мы узнаем, что работы по созданию визуально невидимого самолета велись в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского до 1935-1936 гг. (а не в 1937 г., как пишет Вишняков) под руководством профессора С.Г.Козлова. Для этого полотно обшивки АИР-3 заменили на прозрачный материал типа целлулоид, а точнее - оргстекло французского производства (родоид). Стенки силовых балок лонжеронов и поверхности других несущих большую нагрузку металлических элементов конструкции также оклеили родоидом, прикрытым с внутренней стороны зеркальной амальгамой. Капот, кабины, колеса и прочие части машины покрасили белой краской, смешанной с алюминиевым порошком, и отлакировали. Специально обработанные поверхности - прозрачные, зеркальные, белые, лакированные - должны были породить оптические погрешности, аберрации, искажающие вид самолета. Но стать только из-за этого полностью невидимым тело столь сложной формы едва ли могло. Да еще в движении - при разных поворотах, при различном освещении.
Шавров пишет: «Самолет в воздухе быстро исчезал с глаз наземных наблюдателей... На кинокадрах не получалось изображение самолета, а на больших расстояниях не видно было даже пятен. Впрочем, родоид довольно скоро потускнел, потрескался, и эффект невидимости снизился». Что же, выходит, все дело в качестве материала? Но ведь первые опыты были проведены в начале 30-х гг., и в дальнейшем органическое стекло стало лучше, прозрачнее, прочнее. Почему же не поднялась больше в воздух «невидимка»?
Несколько лет назад в архивах была найдена фотография прозрачного АИРа в воздухе - и нельзя сказать, чтобы он был уж очень невидим... Думается, и Шавров, и тем более - скрывшийся тогда под псевдонимом автор «ТМ» (авиаинженер и журналист И. Э. Чутко; как выяснилось много позднее, источником информации для его очерка и прототипом загадочного «конструктора Дунаева» стал авиаконструктор Р.Л.Бартини, но это - совсем другая история) сильно преувеличили эффективность принятых конструктивных мер. Обошлось же это дорого, и вот почему.
Обшивку из оргстекла или целлулоида можно было установить вместо полотняной на форменную конструкцию. Но она не могла выдержать напор набегающего воздуха при скоростях более 200-300 км/ч, что в середине 30-х уже никого не устраивало. А рост скорости требовал применения полумонококовых и монококовых конструкций, несущей общивки, которая тогда могла быть только металлической...
В журналах крылья родины то ли середину 90гг, то ли начало 21вв, была подробная статься по этим экспериментам, с фотографиями "невидимых" самолетов