Совершенствование управления дельталёта.

Не помню точный термин, как называлось крыло, кажется многощелевое. Профиль крыла состоял из трёх отдельных профилей. Самолёт назывался "Сержант".  Разработал, изготовил его и летал на нём Володя Чебаев. По его словам, самолёт не срывался в штопор. Сам я на этом самолёте не летал, он был одноместный.
Я пробовал только устойчивые вторые режимы на СП-30 с предкрылком и закрылком от малого, до полного газа. Прекрасно управляется,правда иногда управлять надо не креном, а педалями.
Про не срывающийся дельталёт я слышал от знакомого. На том крыле была не пришитая верхняя обшивка, при больших углах атаки она отходила от нижней. Сам не видел.
Хотелось бы пощупать Каспера на срывные режимы. Выглядит круто.
 
Вчера Уваров Николай облетал свой новый дельталёт.
 

Вложения

  • DSC02289-2.jpg
    DSC02289-2.jpg
    57,8 КБ · Просмотры: 97
Наиболее важными отличиями этого аппарата, в сравнении с предыдущим, является укороченная трапеция и "Перевёрнутый карданный узел".
 

Вложения

  • DSC02297-2.jpg
    DSC02297-2.jpg
    36,3 КБ · Просмотры: 108
Не всё пошло сразу, кое что пришлось отрегулировать перед полётом, да и в процессе полётов.
Рабочий процесс.
 

Вложения

  • DSC02303-2_001.jpg
    DSC02303-2_001.jpg
    68,2 КБ · Просмотры: 107
С низкой трапецией аппарат выглядит элегантно, да и обслуживать его удобно.
На этой фотографии хорошо видна путевая несбалансированность трайка дельталёта с тяжёлым четырёхтактным мотором.
Узел навески крыла смещён относительно пилота назад. Это, естественно, связано с требованиями к балансировке аппарата. Далеко впереди находится большой красивый обтекатель  - мощнейший фактор путевой неустойчивости.
Алюминиевый кронштейн навески крыла достаточно прочен, но, по моему мнению не обеспечивает достаточную жёсткость для обеспечения согласованной работы  данного комплекта крыла и трайка.
Я посоветовал Николаю  всерьёз подумать о килевых поверхностях на тележке. Без них добиться устойчивых стабильных режимов полёта на данном аппарате нереально.
Можно летать и на неустойчивом аппарате. Можно использовать такую неустойчивость в качестве "псевдо-супер-управляемости", но это опасно, и мне не нравится.
 

Вложения

  • DSC02317-2.jpg
    DSC02317-2.jpg
    41,7 КБ · Просмотры: 97
В полёте путевая несбалансированность данного комплекта проявляется ещё более явно.
Из ответа Николая о том, что отпустить ручку управления в полёте он даже не пытался, становится понятно, что пока на аппарате нет большого запаса устойчивости.
Тем не менее, аппарат Николаю понравился. В диапазоне опробованных скоростей до 120 км/ч., по мнению Николая обеспечивается достаточная устойчивость и управляемость, гораздо более лучшая, чем была на прежнем его  дельталёте.
 

Вложения

  • S4500001-2.jpg
    S4500001-2.jpg
    31,3 КБ · Просмотры: 103
Погода не позволила провести более глобальные исследования. Я попросил Николая в процессе последующих полётов осторожно провести небольшой эксперимент. Попробовать в стабильном прямолинейном полёте развернуть тележку относительно крыла. Сначала на небольшой скорости, потом скорость постепенно увеличить.Такая методика, думаю позволит более менее явно проявить реальные пределы устойчивости и управляемости данной модификации в данной комплектации.
В процессе разборки смотрим детали узла навески.
Мне не нравится, что нет амортизации. Но, хозяин - барин. Стремление к простоте и минимальному весу победило.
 

Вложения

  • DSC02329-2.jpg
    DSC02329-2.jpg
    58,9 КБ · Просмотры: 94
Претензий нет. Узел достаточно прочен и работоспособен.
Вопросы удобства сборки пока ещё не проработаны, но это дело наживное... Нарастёт.
 

Вложения

  • DSC02331-2.jpg
    DSC02331-2.jpg
    41,6 КБ · Просмотры: 101
Крылышко красивое. Надеюсь, мне удастся провести свои эксперименты именно с таким крылом.
 

Вложения

  • DSC02338-2.jpg
    DSC02338-2.jpg
    43,9 КБ · Просмотры: 97
Сборку - разборку крыла без использования удлинённой килевой трубы, честно говоря считаю анахронизмом.
Зачем елозить новеньким парусом по грязной планете?
 

Вложения

  • DSC02342-2.jpg
    DSC02342-2.jpg
    55,2 КБ · Просмотры: 96
Ну не вся подъемная сила через трапецию идет. Часть приходит на килевую через килевой карман паруса и через передний узел...
 
не вся подъемная сила через трапецию идет. Часть приходит на килевую через килевой карман паруса и через передний узел... 

-тк.у современного крыла отрицательная "В"-образность,
то хоть Ваше замечание верно,но в малой степени...

ЗЫ-если трапеция низкая,то устойчивость труб на сжатие
растёт,но уменьшается угол боковых тросов=растут в них силы...
 
не вся подъемная сила через трапецию идет. Часть приходит на килевую через килевой карман паруса и через передний узел... 

-тк.у современного крыла отрицательная "В"-образность,
то хоть Ваше замечание верно,но в малой степени...

[highlight]ЗЫ-если трапеция низкая,то устойчивость труб на сжатие
растёт,но уменьшается угол боковых тросов=растут в них силы...[/highlight]

+1 также в этом случае уменьшается нагрузка на разрыв на перекладину трапеции.
 
В основе этого крыла лежит каркас, который я проектировал ещё в 1989 году. В качестве поперечины выбрал тогда трубу 75х2. Запас прочности на тот момент был явно великоват, но оставил его "на вырост".  Многое поменялось с тех пор, но основной силовой набор каркаса сохранился. многолетняя статистика и тысячи часов налёта показывают, что проблем с прочностью в этих крыльях нет.

Усилия в поперечине возрастут порядка на 10 - 15 процентов. Это в пределах допуска. Впрочем, при полной загрузке не надо выписывать интенсивные "кренделя" и всё будет нормально, да и парус подольше прослужит.
Кроме того, по сравнению с первоначальным вариантом крыла увеличилось сужение паруса. Это несколько снижает расчётные усилия на боковой узел и, соответственно, нагрузку на поперечину.

Насчёт стоек трапеции, Николай уже много лет использует для них трубу 32х2 без всяких усилений. При уменьшении длинны стоек трапеции усилия в них меняются незначительно, а прочность трубы, при расчёте на потерю устойчивости, возрастает обратно пропорционально квадрату длинны тубы. Следовательно, реальный запас прочности трапеции возрос по сравнению с уже опробованным и проверенным.
 
+1 также в этом случае уменьшается нагрузка на разрыв на перекладину трапеции.

Насколько я понимаю, под перекладиной подразумевается нижняя труба трапеции? Тогда с уменьшением высоты трапеции нагрузка на неё возрастёт. растягивающее усилие увеличится, но это не имеет значения, в этом элементе конструкции очень большой запас прочности для простого растяжения.
 
Здесь как то уже обсуждали по высоте пилона. С низким пилоном управляемость ухудшается.
 
Назад
Вверх