возможно здесь тоже присутствует парадокс---на картинках векторов и моментов как бы толкающая должна быть устойчивие---но по факту эксплуатации в жизни тянущая схема !!!
Бедный Йорик...
@Анатолий:
Это только частный случай когда вектор тяги несущего винта случайно совпал с осью проходящей через центр тяжести вертолета. Во всем бесконечном множестве случаев вектор тяги несущего винта не совпадает с той остью вертолета.
Да я согласен - только это признание никак не упростит рассуждений, потребовав знания закона изменения вектора тяги относительно оси винта при косом обдуве: можете корректно его описать: я - нет. Поэтому, несовпадением вектора тяги с осью при малых отклонениях можно пренебречь точно так же, как при малых изменениях любую функцию можно заменить линейной с малой погрешностью.
@bez_bashni:
Все описанные вами явления нашли объяснение в физике...
Ну, вот и слава Богу:что-то типа консенсуса нарисовалось - наверное, можно с этим заканчивать и двигаться дальше.
Однако я по прежнему уверен, что наличие винта (возможно не обязательно спереди) создает некоторый стабилизирующий эффект, осутствие которогно явно видно на реактивных самолетах
. Наличие винта, сравнительно с РД, создает гораздо больше последствий, в основном, из-за того, что реактивная струя дует в чисто поле, а винт почти всегда обдувает те, или иные поверхности и без учета этого обдува правильно динамику не посчитать. А попытка заставить струю работать на обдув, как на "Чебурашках" типа Ан-72, ни в коей мере не оправдала надежд при всем уважении к Олегу Константиновичу, как создателю великой аэродинамической школы.
В случае крайнего варианта схемы, обдув винтом оперения полностью идентичен отклонению вектора тяги, что создаст маневренные возможности, недостижимые для схемы с тянущим винтом. Когда-то, в мою бытность в КБ Сухого, один авиамоделист притащил для показа М.П.Симонову модель, подобную Су-27, но с толкающим винтом в прорези задней части интегрального фюзеляжа: при отклонении РВ, по дыму выхлопа было отчетливо видно отклонение струи на десяток-другой градусов. В полете это обеспечило возможность выполнения последовательных петель с уменьшающимся, каждый раз, радиусом, вплоть до кувыркания, практически, на месте; то же самое происходило и в горизонтальной плоскости на вираже уменьшающегося диаметра вплоть до вращения на месте.